О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Восемь аудиотехнологий и аудиогаджетов, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
Четырнадцать лет назад организаторы TEC Awards — премии за достижения в сфере аудиотехологий — учредили зал славы TECnology. Первыми в него вошли такие изобретения, как цилиндр Эдисона и граммофон. С тех пор список ежегодно пополняется.
Представители премии уже объявили «новинки» 2019 года. В их числе — модульный синтезатор Moog и безэховая камера. О том, что делает эти вещи особенными, мы расскажем в материале.
Безэховая камера
Первое помещение, полностью поглощающее звуковые волны, было построено в 1943 году для тестирования военных аудиосистем. Проектом руководил глава Гарвардской электроакустической лаборатории Лео Беранек (Leo Beranek). После окончания Второй мировой войны звукопоглощающее покрытие из стекловолокна, разработанное учёным, было рассекречено и с тех пор широко используется для акустической модификации помещений.
В 1951 году Гарвардскую безэховую камеру посетил композитор Джон Кейдж. Он хотел испытать абсолютную тишину, но вместо этого услышал звуки, которые издавала его кровеносная система. Джон осознал, что наблюдающий тишину человек помимо своей воли превращается в источник звука и впоследствии создал свою самую знаменитую работу — пьесу «4’33’’». На протяжении всего вступления участники ансамбля не играют на музыкальных инструментах.
Существует миф о том, что люди не могут находиться в безэховой камере дольше 45 минут — иначе они теряют ориентацию в пространстве и начинают видеть галлюцинации. Это не так — некоторые люди комфортно чувствуют себя в безэховой камере даже дольше.
Подробнее об этом мы рассказывали ранее.
Микрофон Beyerdynamic M160
Легендарный ленточный микрофон, выпускающийся Beyerdynamic с 1952 года. Отличительной чертой M160 является его узкая диаграмма направленности, не характерная для других моделей ленточных микрофонов. По этой причине он «захватывает» меньше шумов из окружающей среды. Всё это делает микрофон идеальным для записи ударных установок.
Beyerdynamic M160 сыграл важную роль в создании фирменного звука Джона Бонэма во время записи четвертого студийного альбома Led Zeppelin IV. А знаменитое ударное вступление к When The Levee Breaks — одной из композиций с альбома — и вовсе зажило собственной жизнью. Его сэмплировали самые разные исполнители: от Бьорк и Depeche Mode до Эминема и Dr. Dre.
Электретный микрофон
Электретные конденсаторные микрофоны известны своей компактностью и практичностью. Они стоят дешевле других конденсаторных моделей, а их размер может составлять всего несколько сантиметров. Первый электретный микрофон изобрели инженеры Bell Labs Джеймс Уэст (James West) и Герхард Сесслер (Gerhard Sessler) в 1962 году.
Традиционные конденсаторные микрофоны нуждаются во внешнем источнике поляризующего напряжения. В электретных микрофонах это напряжение обеспечивает особая тефлоновая пластина, заряженная во время сборки устройства. Остальные электронные компоненты микрофона работают от встроенной в корпус батарейки.
Изобретение Уэста и Сесслера используется повсеместно: в детских мониторах и смартфонах, в диктофонах и слуховых аппаратах. По оценкам National Inventors Hall of Fame, более 90% всех микрофонов в мире — электретные.
Модульный синтезатор Moog
Модульный синтезатор состоит из независимых аудиокомпонентов, подключенных к единой шине питания. Источники и преобразователи звука можно соединять короткими аудиокабелями в любом порядке, что позволяет синтезировать широкий диапазон тонов.
Впервые идея модульного синтезатора появилась в конце 1950-х у инженера Харальда Боде (Harald Bode). В 1960 году он продемонстрировал прототип на конференции AES (Audio Engineering Society). На этом мероприятии присутствовал изобретатель Роберт Муг, который вдохновился видением Харальда. Четыре года спустя Роберт представил свой Moog Modular.
Долгое время Moog Modular не пользовался спросом. В отчаянной попытке это поменять компания потратила последние деньги, чтобы арендовать павильон на Монтерейском музыкальном фестивале 1967 года. Этот ход принес свои плоды — Moog заказали представители The Beatles, The Rolling Stones и других популярных групп. Позже инструмент прозвучал в саундтреке к «Заводному апельсину» и на альбоме «Битлз Abbey Road».
Вскоре интерес к модульным инструментам спал, и Роберт Муг начал разрабатывать компактные синтезаторы без открытых разъемов и свисающих проводов. Но модульный Moog и по сей день имеет своих приверженцев. Только в 2014 году компания перевыпустила небольшую партию инструментов в честь 50-летнего юбилея синтезатора.
iZ Technology RADAR
RADAR, или Random Access Digital Audio Recorder, — первая в мире звукозаписывающая система с поддержкой 24-канальной цифровой записи на жестких дисках. Её выпустили в 1994 году.
RADAR I называли одним из лучших цифровых продуктов на рынке — пользователи хвалили качество записи и удобство интерфейса. Поэтому система хорошо продавалась. Но с развитием компьютерного железа интегрированные решения для цифровой записи потеряли популярность.
Несмотря на это, компания сохраняет свою конкурентоспособность. Последняя итерация RADAR поддерживает популярные DAW, вроде Pro Tools, а в списке пользователей системы сегодня числятся такие знаменитости, как U2, Нил Янг и ряд медиакомпаний.
Meyer Source Independent Measurement System II (SIM)
Эта система, выпущенная в 1991 году, позволяет звукорежиссёрам следить за искажениями звука в зале. Её создатель — Джон Мейер (John Mayer). Алгоритмы SIM анализируют аудио в режиме реального времени и подсказывают, как избавиться от искажений, вызванных особенностями акустического дизайна помещения. Приняв эту информацию во внимание, звукорежиссер вносит корректировки в настройки оборудования.
Millennia Media HV-3
Millennia Media HV-3 — микрофонный предусилитель, впервые выпущенный в 1992 году. Изобретатель устройства Джон ЛаГру (John LaGrou) хотел создать максимально нейтральный предусилитель, который не будет окрашивать звучание акустических инструментов.
HV-3 используют для записи инструментальных аудиобиблиотек, например, коллекций Vienna Symphonic Library и Paiste Soundroom. Также предусилителем пользуются создатели звуковых эффектов для голливудских фильмов.
Звукорежиссер Фрэнк Серафин (Frank Serafine), который работал над картинами «Звёздный путь: Кинофильм» и «Трон» с помощью HV-3 записал коллекцию семплов для кино. Он говорил, что устройство дает возможность добиться максимально естественного звучания.
JBL Professional VerTec
VerTec — линейный акустический массив для концертов и других массовых мероприятий. Систему создали в 2000 году. JBL была уверена в успехе VerTec и впервые представила технологию на массовом съезде американской Демократической партии.
Звук VerTec «концентрируется» на области зала, в которой находятся зрители. В интервью с Billboard президент JBL сравнил звучание VerTec с лазерным лучом, точечно освещающим пространство. Звукорежиссеры отметили ещё одно отличие системы от оборудования конкурентов — небольшой вес. Это упрощало установку и размещение VerTec. Помимо этого система поставлялась с программой для расчёта эффективного расположения динамиков и настройки их звучания.
Эти преимущества сделали VerTec популярной. Уже в 2002 году массивы звучали в финале NFL, на вручении Грэмми и церемонии открытия Кубка Мира FIFA. Систему используют и по сей день.