О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Тридцать пять лет странствий семейства Уилбери
Когда, бывает, меломаны сетуют на то, как замылился за последние годы термин «супергруппа», я уверен, они имеют в виду не Traveling Wilburys, группу настолько грандиозную, что сами Том Петти и Джефф Линн были в ней младшими партнерами. А старших помните? Боб Дилан, Рой Орбисон — и тот самый Джордж Харрисон, из The Beatles.
Все началось со случайного разговора, как вспоминал позже Джефф Линн. Сдружившиеся во время работы над альбомом Cloud 9, Линн и Харрисон как-то обсуждали грядущую запись песни Handle With Care, которую планировалось издать в Европе как вторую сторону сингла. «И тут Джордж сказал: «для этого надо собрать специальную группу». «Я спросил: «Кого в нее взять?». «Боба Дилана», — сказал Джордж, смеясь. Ну, подумал я, Боб Дилан… «А вот что насчет Роя Орбисона?» И мы оба, не сговариваясь, предложили Тома Петти. Я не предполагал, что это действительно произойдет. Но это произошло. Это было так легко, просто невероятно. Все сразу сказали «да», даже не задаваясь вопросами. Рой как раз тогда переехал в Малибу, всего в нескольких милях вверх по дороге от дома, где я жил; он позвонил мне и говорит: «Привет, Джефф, это Рой. Я готов работать!». Это было тридцать пять лет тому назад.
Да, все началось с записи би-сайда для Харрисона, но Харрисону и Линну показалось странным тратить песню на то, что будет забыто, и в итоге был сочинён и записан целый альбом. С расстояния 35 лет оригинальная сессия, вышедшая в 1988-м как альбом Traveling Wilburys Vol.1 по-прежнему звучит восхитительно, пусть и кажется немного перепродюсированным (Линновский рок-гламур в стиле ELO отчасти не соответствует корневой атмосфере песен). Все пятеро участников взяли на себя вокальные и гитарные партии, Джефф играл на клавишных и осуществлял общее продюсирование, Петти играл на басу, Дилан — на губной гармонике, а остальными участниками сессии стали великие сессионные музыканты: барабанщики Рэй Купер и Джим Кельтнер, а также саксофонист Джим Хорн. Некоторые партии ударных записал давний друг всех присутствующих — Ринго Старр.
Для выпуска альбома была придумана легенда о семье бродячих музыкантов по фамилии Уилбери: Нельсоне (Джордж Харрисон), Отисе (Джефф Линн), Лефти (Рой Орбисон), Чарли Ти-младший (Том Петти) и Лаки (Боб Дилан). Понятно, что инкогнито участников было быстро раскрыто, но все они так упивались своими псевдонимами, так радовались этой игре, что никому и в голову не пришло выступать с разоблачением. Именно в ансамблевом соучастии раскрылись сильные стороны каждого из Уилбери, и в десяти треках хватило места, чтобы все они смогли проявить себя. Кто бы мог подумать, что резкий вокал Петти и Дилана будет так гармонично, так естественно сочетаться с традиционно ровными, даже сладкими тонами Харрисона и Орбисона!
Многое в успехе альбома (а он довольно быстро вошел в первую десятку хит-парадов в США и нескольких европейских странах, а в Австралии так и вовсе возглавил чарты) было связано с качеством песен. Пять из десяти — Handle With Care, Last Night, Heading For The Light, End Of The Line и Tweeter and The Monkey Man — в этом отношении, можно сказать, были особенно выдающимися (и попали в хит-парады синглов и треков). Но самая сильная сторона альбома — это невероятная его оптимистичность и жизнерадостность. И никаких напыщенных амбиций! Пятерым великим артистам было просто весело создавать музыку вместе, и эти непосредственность и дух товарищества — первое, что слышит человек, впервые включивший Vol.1.
К сожалению, всего через два месяца после выхода альбома, в декабре 1988 года, Рой Орбисон скончался, и это нанесло непоправимый удар по составу. Говорят, что Харрисон собирался пригласить для участия в группе Дела Шеннона или Линдси Бэкингема из Fleetwood Mac, но первый покончил с собой в феврале 1990-го, а до звонка второму руки у музыканта так и не дошли, поэтому второй альбом, дерзко названный Vol.3, они записывали вчетвером. Название одурачило многих; люди на всех континентах спрашивали друг друга: «Я не помню, чтобы они выпускали вторую пластинку, а ты?». Альбом вышел в октябре 1990 года.
Это неплохая пластинка, но не такая очаровательная, как Vol. 1. В нем нет фирменного орбисоновского фальцета, и, кажется, Дилан был этим очень расстроен — во всяком случае, его вокал местами звучит именно так. Ничего общего с коммерческим успехом первого альбома не случилось, и, поняв намек, все Wilburys разошлись в разные стороны, чтобы сосредоточиться на сольных карьерах (или, как в случае Линна, на продюсировании). Главный заряд успеха достался, конечно, Тому Петти, чьи следующие два альбома (Full Moon Fever и Into The Great Wide Open) несли в себе дух группы и были проданы миллионными тиражами (стоит ли говорить о том, что их обе продюсировал Линн?).
А Traveling Wilburys остались в памяти человечества удивительным, невероятным примером того, что, когда истинные звезды сходятся вместе, они вполне могут отринуть собственное эго каждой для того, чтобы достичь общего результата. Который, может быть, и не превзойдёт суммы достижений участников проекта, но станет результатом общего дела — и будет настолько хорош, что о нём не забудут и 35 лет спустя.
Рок-музыка на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2023 г. www.salonav.com