Тридцать пять лет странствий семейства Уилбери

Когда, бывает, меломаны сетуют на то, как замылился за последние годы термин «супергруппа», я уверен, они имеют в виду не Traveling Wilburys, группу настолько грандиозную, что сами Том Петти и Джефф Линн были в ней младшими партнерами. А старших помните? Боб Дилан, Рой Орбисон — и тот самый Джордж Харрисон, из The Beatles.



Тридцать пять лет странствий семейства Уилбери

Все началось со случайного разговора, как вспоминал позже Джефф Линн. Сдружившиеся во время работы над альбомом Cloud 9, Линн и Харрисон как-то обсуждали грядущую запись песни Handle With Care, которую планировалось издать в Европе как вторую сторону сингла. «И тут Джордж сказал: «для этого надо собрать специальную группу». «Я спросил: «Кого в нее взять?». «Боба Дилана», — сказал Джордж, смеясь. Ну, подумал я, Боб Дилан… «А вот что насчет Роя Орбисона?» И мы оба, не сговариваясь, предложили Тома Петти. Я не предполагал, что это действительно произойдет. Но это произошло. Это было так легко, просто невероятно. Все сразу сказали «да», даже не задаваясь вопросами. Рой как раз тогда переехал в Малибу, всего в нескольких милях вверх по дороге от дома, где я жил; он позвонил мне и говорит: «Привет, Джефф, это Рой. Я готов работать!». Это было тридцать пять лет тому назад.

Да, все началось с записи би-сайда для Харрисона, но Харрисону и Линну показалось странным тратить песню на то, что будет забыто, и в итоге был сочинён и записан целый альбом. С расстояния 35 лет оригинальная сессия, вышедшая в 1988-м как альбом Traveling Wilburys Vol.1 по-прежнему звучит восхитительно, пусть и кажется немного перепродюсированным (Линновский рок-гламур в стиле ELO отчасти не соответствует корневой атмосфере песен). Все пятеро участников взяли на себя вокальные и гитарные партии, Джефф играл на клавишных и осуществлял общее продюсирование, Петти играл на басу, Дилан — на губной гармонике, а остальными участниками сессии стали великие сессионные музыканты: барабанщики Рэй Купер и Джим Кельтнер, а также саксофонист Джим Хорн. Некоторые партии ударных записал давний друг всех присутствующих — Ринго Старр.

Для выпуска альбома была придумана легенда о семье бродячих музыкантов по фамилии Уилбери: Нельсоне (Джордж Харрисон), Отисе (Джефф Линн), Лефти (Рой Орбисон), Чарли Ти-младший (Том Петти) и Лаки (Боб Дилан). Понятно, что инкогнито участников было быстро раскрыто, но все они так упивались своими псевдонимами, так радовались этой игре, что никому и в голову не пришло выступать с разоблачением. Именно в ансамблевом соучастии раскрылись сильные стороны каждого из Уилбери, и в десяти треках хватило места, чтобы все они смогли проявить себя. Кто бы мог подумать, что резкий вокал Петти и Дилана будет так гармонично, так естественно сочетаться с традиционно ровными, даже сладкими тонами Харрисона и Орбисона!

Многое в успехе альбома (а он довольно быстро вошел в первую десятку хит-парадов в США и нескольких европейских странах, а в Австралии так и вовсе возглавил чарты) было связано с качеством песен. Пять из десяти — Handle With Care, Last Night, Heading For The Light, End Of The Line и Tweeter and The Monkey Man — в этом отношении, можно сказать, были особенно выдающимися (и попали в хит-парады синглов и треков). Но самая сильная сторона альбома — это невероятная его оптимистичность и жизнерадостность. И никаких напыщенных амбиций! Пятерым великим артистам было просто весело создавать музыку вместе, и эти непосредственность и дух товарищества — первое, что слышит человек, впервые включивший Vol.1.

К сожалению, всего через два месяца после выхода альбома, в декабре 1988 года, Рой Орбисон скончался, и это нанесло непоправимый удар по составу. Говорят, что Харрисон собирался пригласить для участия в группе Дела Шеннона или Линдси Бэкингема из Fleetwood Mac, но первый покончил с собой в феврале 1990-го, а до звонка второму руки у музыканта так и не дошли, поэтому второй альбом, дерзко названный Vol.3, они записывали вчетвером. Название одурачило многих; люди на всех континентах спрашивали друг друга: «Я не помню, чтобы они выпускали вторую пластинку, а ты?». Альбом вышел в октябре 1990 года.

Это неплохая пластинка, но не такая очаровательная, как Vol. 1. В нем нет фирменного орбисоновского фальцета, и, кажется, Дилан был этим очень расстроен — во всяком случае, его вокал местами звучит именно так. Ничего общего с коммерческим успехом первого альбома не случилось, и, поняв намек, все Wilburys разошлись в разные стороны, чтобы сосредоточиться на сольных карьерах (или, как в случае Линна, на продюсировании). Главный заряд успеха достался, конечно, Тому Петти, чьи следующие два альбома (Full Moon Fever и Into The Great Wide Open) несли в себе дух группы и были проданы миллионными тиражами (стоит ли говорить о том, что их обе продюсировал Линн?).

А Traveling Wilburys остались в памяти человечества удивительным, невероятным примером того, что, когда истинные звезды сходятся вместе, они вполне могут отринуть собственное эго каждой для того, чтобы достичь общего результата. Который, может быть, и не превзойдёт суммы достижений участников проекта, но станет результатом общего дела — и будет настолько хорош, что о нём не забудут и 35 лет спустя.



Рок-музыка на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2023 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 1 346 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий