О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Только музыка. Павел Карманов – Музыка для Алексея Любимова. Обзор
Есть фигуры, масштаб которых сложно передать (по крайней мере, в рамках краткого обзора), а для создания творческих портретов, кажется, едва ли хватит красок. Таков Алексей Любимов (род. в 1944) – музыкант огромного диапазона и широчайшего артистического потенциала.
Старинную клавирную музыку, написанную до и после И.-С. Баха, музыку венских классиков, романтиков, нововенцев, импрессионистов, авторов нынешнего и прошлого столетий он претворяет в действительность на клавесине, вёрджинале, хаммерклавире, органе, старом или современном фортепиано – инструментах, на которых произведения должны были проигрываться по замыслам их авторов.
Любимов отвергает исполнительство как самодовлеющую область музыкальной деятельности, не приемлет сопутствующих штампов, и ему не важно, выступает он в качестве солиста или ансамблиста. Главное для него – это музыка. Многие артисты декларируют подобную позицию, но редко кто проводит в жизнь ее так последовательно и убедительно, как Алексей Любимов. Его поистине колоссальный репертуар простирается от старинной европейской клавирной литературы (Италия, Франция, Германия, Англия) до композиторов нового времени. Некоторое представление о нем дают любимовские дискографии на лейблах ECM Records и «Мелодия». Акцент на современной музыке, а также исключительная принципиальность Любимова как художника роднят его с великой советской пианисткой Марией Юдиной, которая оказала на него очень значительное влияние и поддерживала в ученические годы. Интеллектуал, тончайший художник и выдающийся мастер, Любимов сочетает широту взгляда с глубиной проникновения в суть произведения и всегда выступает архитектором музыкальных творений наряду с их авторами. Многие композиторы, современники и подчас друзья Любимова, писали специально для него. Павел Карманов – один из них.
В аннотации к этому необыкновенно интересному диску о музыке рассказывают композитор и исполнитель, которому сочинения предназначены.
Импульс к написанию виртуозной «Шуманианы» дали впечатления, испытанные Любимовым при прослушивании записи третьей сонаты Роберта Шумана в исполнении Владимира Горовица. По словам музыканта, он «решил заказать Карманову ее клона» на основе материала финала сонаты.
Песню «Голландия» для голоса, фортепиано, струнного квартета и фонограммы композитор написал в 2017 году для фестиваля в Амстердаме по просьбе певицы Анны Азерниковой на предложенный ею текст И. Бродского. По признанию композитора, «Голландии» не было бы, не будь он приглашен в Амстердам своим главным музыкальным другом и соавтором многих концептов Алексеем Любимовым.
Пианист пишет в аннотации, что больше других вещей в этом альбоме ценит секстет «Я поставил свой дом в самой гуще людских жилищ». В сочинении для подготовленного фортепиано, струнного квинтета и фонограммы использованы слова древнего китайского поэта Тао Юньминя. В пьесе задействована электроника с четвертьтонами, а тембры неведомого старого китайского инструмента, как бы имитирующего ударные и колокольные звучности буддийских богослужений, создаются препарированным фортепиано, между струнными хорами которого были проложены различные металлические предметы.
Программа записана в 2020 году в зале московской Академии хорового искусства им. Попова. Звучание винила достойно самой высокой оценки; звукорежиссером выступил Михаил Спасский, которого И. П. Вепринцев называл лучшим своим учеником.