Octave

Octave

Продукция немецкой фирмы Octave создаётся людьми, страстно влюблёнными в музыку, а кроме того, обладающими богатейшим опытом в создании электроники и склонными к перфекционизму во всём. Результатом становятся инновационные, идеальные конструктивно, безопасные и долговечные и, конечно же, удобные и приятные в использовании усилители, впечатляющие не только элегантной внешностью, но и выдающимися способностями передавать музыку во всём её великолепии.

Подробнее о бренде OctaveОбзоры товаров под маркой Octave (27)Официальный сайт Octave
www.octave.de/en
Аудиомания — официальный дилер Octave

Тест фонокорректора-предусилителя Octave Phono Module: множество сочетаний

Ламповые усилители Octave в моих тестах уже бывали, и всегда с результатами лучше средних. На Octave Phono Module я засматривался несколько лет, однако возможности получить аппарат на тест не было. С чем был связан интерес? Не стану скрывать, техника этого производителя мне нравится — за ее гармоничное сочетание ламповой природы с честным и чистым звуком без заметной окраски. А также за то, что Phono Module аппарат исключительный — полных аналогов ему я в принципе не встречал. Не секрет, что наборно-модульные предусилители существуют, как и отдельные опции типа плат фонокорректора, однако реализация у Octave не похожа ни на что другое.



Прежде чем рассказывать о конкретном аппарате, нужно разобраться, а в чем же заключается модульная концепция Octave и как ее можно использовать. Все многообразие модулей предназначено для работы только с двумя моделями производителя. В предусилитель Octave HP 700 можно установить один или два входных модуля, а в тестируемый Octave Phono Module — до трех входных и один выходной. А это уже само по себе дает множество вариантов и возможных сочетаний. Главное, при выборе определиться с концепцией, например с тем, насколько в системе приоритетен аналоговый источник, планируют ли использовать Phono Module в качестве предусилителя, или эта функция будет переложена на отдельный аппарат (даже без привязки к производителю). На деле в модельном ряду Octave сочетать можно практически все со всем: тот же Phono Module в системе продвинутого виниловода может работать с несколькими тонармами/головками, с одной стороны, и любым усилителем, да хоть даже с младшеньким интегрированным, с другой. Надо отдать должное, производитель все продумал и просчитал, что очень радует.


Octave Phono Module — основной блок и выносной блок питания

Дальше, чтобы разобраться в возможностях и вариантах, мне нужно будет перечислить и вкратце описать каждый из выпускающихся модулей. Как я уже говорил, первое деление модулей происходит по принципу входных и выходных. Входных — 8 моделей (нумерация немного сбивает с толку своей непоследовательностью, а номера 5 в списке вовсе нет), выходных — три. Входные модули, в свою очередь, делятся на фоновходы и входы линейные.

Фономодули

IN 1 — небалансный ММ-вход, рассчитанный, впрочем, не только на классические 47- кОмные ММ-головки, но и на высоковыходные 1-кОмные МС-головки, которые в природе встречаются (у модуля предусмотрено соответствующее переключение). Настроек емкости не предусмотрено, задано стандартное значение в 220 Пф.

IN 2 — небалансный МС-вход с настраиваемым коэффициентом усиления для головок с выходом больше или меньше 0,5 мВ. Плюс к этому с настройкой входного импеданса в диапазоне от 62 до 1000 Ом, всего 13 настраиваемых значений.

IN 3 — балансный МС-вход, по настройкам идентичный IN 2.

IN 6 — трансформаторный небалансный МС-модуль с переключаемым коэффициентом трансформации 15/30.

IN 7 — модуль, аналогичный IN 6, но рассчитанный на балансное подключение.

Модули линейных входов

IN 4 — переключаемый балансный/небалансный вход.

IN 8 — балансный трансформаторный входной модуль. Из настроек здесь имеется только переключатель Ground lift.

IN 9 — небалансный трансформаторный входной модуль, также снабженный переключателем Ground lift. Хотя модуль линейный, он оснащен клеммой заземления на тот случай, если подключаемая техника в таковом нуждается.

Выходные модули

OUT 1 — небалансный выход с двумя парами RCA разъемов и возможностью выбора между выходом регулируемым и нерегулируемым.

OUT 2 — с внешней стороны кажется, что это такой же небалансный регулируемый или нерегулируемый выход, но внутри модуль выглядит и функционирует иначе — это ламповый выход на 6N6, 6N23, ECC88 или 6922 (правда, ламповый только в виде выхода регулируемого), с подстройкой коэффициента усиления 0/+15 дБ, опять же на регулируемом выходе.

OUT 3 — тоже ламповый (лампы 6N1, 6N23, ECC88 или 6922) выходной модуль, но с нерегулируемым небалансным выходом и регулируемым балансным. Дополнительных настроек у этого модуля нет.


Принцип функционирования дисплея у Octave Phono Module предельно прост, а индикация ненавязчива

После этого перечисления несложно будет прикинуть, сколько можно получить вариантов на основе одного-единственного аппарата. Он может работать и предусилителем, и фонокорректором, притом разного уровня, используя для этого в системах попроще обычные ММ- или МС-входы, или трансформаторные тогда, когда класс имеющихся головок существенно выше. Возможность выбора балансной или небалансной коммутации также очень радует, ведь использовать аппарат можно с самой разной техникой, необязательно только с другими Octave.

Возможности замены отдельных модулей в процессе изменений в системе — тоже большой плюс. Например, в начале можно использовать Phono Module как предусилитель для цифровых источников, плюс как корректор «попроще», с младшими модулями, а потом перейти на трансформаторные входы для МС, если вдруг аналоговый тракт в процессе значительно подрос и требования стали выше.


Трехпозиционный селектор входов. Переключение сопровождается достаточно чувствительной задержкой по времени, но потребность постоянно «перещелкивать» входы в реальной жизни маловероятна

Рассмотрев так подробно возможности конфигурации устройства, можно уже переходить непосредственно к аппарату. Внешне аккуратный и узнаваемый, в стиле Octave, алюминиевый корпус с неким подобием дисплея по центру и двумя массивными ручками. Дисплей никаких цифр не отображает, а только при помощи нескольких цветных светодиодов показывает режим работы и задействованный вход. Здесь все сделано по тем же принципам, что и у других Octave, и этот неяркий минимализм мне очень нравится. Ручки — переключатель входов и регулятор громкости для тех случаев, когда аппарат работает в режиме регулируемого выхода. Пульт в штатной поставке отсутствует, он доступен только как опция, и опция эта несет в себе лишь две кнопки регулировки громкости, нет даже переключения входов. Правда, «расширенный» пульт здесь не сильно-то и помог бы, потому что входы переключаются с большой задержкой и «прогревом» в несколько десятков секунд — так настроена внутренняя логика аппарата.


Регулятор громкости. Уровень никак не отображается на дисплее, нужно просто ориентироваться по механически нанесенной на ручку и корпус разметке

Блок питания у Octave Phono Module выносной, на нем только выключатель и маленький светодиод, указывающий на то, работает аппарат или нет. Также к аппарату можно подключать фирменную опцию — конденсаторную батарею Black Box. В нашем тесте ее нет, но по всем остальным наблюдениям и прослушиваниям — это не просто коробочка для придания большей значительности, а вещь действительно работающая и полезная.

Теперь заглянем внутрь. Кстати, это несложно, нужно только открутить несколько совсем не туго затянутых винтов и снять верхнюю крышку. Логично, ведь Octave Phono Module предполагает, что пользователю нужно будет иногда заглядывать внутрь для установки модулей или их настройки. Нужно иметь не только доступ к переключателям, например импеданса или коэффициента усиления, но и возможность установить или снять модуль, а контакты там не на пружинках или защелках, а на винтовых зажимах. Поэтому без удобно снимаемой крышки не обойтись.


Блок питания Octave Phono Module

Внутри все аккуратно: элементная база приличная, платы качественные. При изучении архитектуры становится понятно, что функционал здесь перемешан достаточно сложно, а входные модули отвечают за настройки и усиление сигнала, тогда как функция фонокорректора переложена на постоянную начинку аппарата. Корректор ламповый, но с обычным линейным питанием. Регулировка громкости завязана на моторизованный потенциометр APLS, и частью на схему выходного модуля, который, напомню, может быть использован и в виде регулируемого, и в виде постоянного выхода.

Доставшаяся мне на тест комплектация собрана из двух входных и одного выходного модулей: IN 2 (МС, небалансный бестрансформаторный, на ОУ), IN 6 (МС, небалансный трансформаторный) и OUT 2 (небалансный ламповый регулируемый/нерегулируемый). От этого набора можно отталкиваться планируя тест. Здесь я решил поступить следующим образом: имея хороший тестовый аналоговый тракт, МС- головки и приличный базовый фонокорректор для сравнения, я сначала отслушал трансформаторный вход, потом вход на ОУ. Кроме того, я долго думал, какой режим работы выбрать в качестве основного и решил, пусть это будет регулируемый выход. Почему так? Очень уж интересна возможность сочетания в исследуемом аппарате корректора и предусилителя.


Задняя панель Octave Phono Module. Ее вид будет существенно различаться в зависимости от того, как сконфигурирован аппарат.Кроме сигнальных входов и выходов здесь можно увидеть разъемы для подключения блока питания и опционального блока Black Box

Перед тестом пришлось дать аппарату поработать некоторое время, не один и не два дня — приехал он ко мне новым, запечатанным, а у ламповой техники период прогрева часто заметнее, что и подтвердилось на практике. Пообщаться же после прогрева пару недель с таким аппаратом в системе мне было просто интересно.

Для тестирования использовались МС-головки Sumiko Palo Santos Presentation в качестве основной, и Ortofon Cadenza Red в качестве дополнительной контрольной, предназначенной для того, чтобы упорядочить и сверить впечатления.


На этой фотографии можно полностью рассмотреть коммутационные особенности блока питания

Прослушивание я начал с пластинки Shelby Lynne «Just a Little Lovin'». Первые впечатления — густой, плотный, насыщенный звук, достаточно силовой, но совершенно без огрубления или упрощенчества. Характер звучания чуть темный, лампу можно угадать разве что по воздушно-ажурной микродинамике, по крошечной, едва заметной доле теплоты, по отсутствию явной резкости. Да и то, ламповая природа или угадывается, или я просто знаю, что это ламповый аппарат — настолько незначительно выражены какие-то отдельные характерные ламповые черты. При этом никакой теплоты или заметной окраски.

Кроме того, звук исключительно ритмичный, сочный, наполненный, с размашистым почерком, разве что на примере этой пластинки мне он показался не очень-то и воздушным, по крайней мере, менее воздушным, чем я ожидал. Но воздух воздухом, а ритм музыки аппарат держит отлично — не спешит, не запаздывает, не ослабляет сильные доли раньше времени. Количественно и качественно бас очень хорош, присутствуют и объем, и фактурность, и пластичность. Если сначала попробовать вслушиваться только в низкие частоты, то удивляешься, насколько их много, но они ничего не перебивают, не маскируют, не перетягивают на себя — просто здесь весь звук большой, и бас ему под стать. Серединка не выпуклая, не выпирающая, детальная, а если и есть какая-то теплая окраска, то она только угадывается — количественно этот эффект выражен минимально. Верхние частоты прозрачные, детальные и аккуратные, без подчеркнутой резкости. Однако разнообразие и точность отработки верхов, хорошая динамика не позволяют сказать, что у аппарата есть завал или смазанность по ВЧ. Просто явной остроты нет.


Модули IN 2 и IN 6, установленные в тестируемом Octave Phono Module

Музыка воспринимается полновесно и интересно, однако без раздутых гипертрофированных эмоций, скорее даже наоборот — при хорошем масштабе и ритме в подаче есть доля сдержанности и аккуратности. Все эмоциональные переходы читаются явно и точно, но чрезмерной эмоциональностью аппарат не нагружает, явно предпочитая честную и естественную подачу.

Вторая пластинка в тесте — концертник Miles Davis «We Want Miles». Звук ритмичный, местами резко-нахальный (как и должно быть в некоторых случаях) и весьма реалистичный. В процессе прослушивания я заметил то приятное и не такое уж и частое ощущение, что я не наблюдаю зажатости, завалов или урезанности диапазона. Объем живого выступления хорошо слышен, правда, не за счет как такового ощущения воздуха, а скорее за счет хорошей пространственной проработки и соразмерно-правильной широкой и глубокой сцены. Звуки и призвуки слышны хорошо, но между ними в пространстве ощущается скорее пустота, а не то, что мы привыкли называть воздухом.


Общее внутреннее устройство Octave Phono Module

Все инструментальные партии хорошо читаются в равной мере, и акценты в плане пропорций расставлены верно. Если попробовать вывести баланс между аналитичностью и эмоциональностью, то аппарат скорее аналитичен, а эмоции передает сдержанно и точно. Иногда такой характер может сочетаться с тем проявлением, что звук не цепляет, но в процессе этого теста лично мне было интересно слушать, используя разные подходы, будь то желание проанализировать запись или, наоборот, абстрагироваться от нее и погрузиться в образные ряды, рождаемые музыкальными произведениями. Также существенной похвалы заслуживает способность аппарата выдавать звук большой, но не грубый, не стероидно перекачанный.

Следующий диск — Peter Gabriel «So». Как этот альбом записан, так примерно все и слышно, без улучшательства и приукрашиваний. Однако и акцентирования или усиления специфики записи нет, звук не начинает сверлить голову, как вообще-то мог бы. Выручают хорошая детальность и сдержанность подачи.

Дальше послушал альбом DJ Krush «Butterfly Effect». Запись местами очень плотно насыщенная, можно даже сказать, перегруженная, но детальности и динамики хватает, каши нигде не образуется, и ритм тракт держит очень хорошо. Хотя, пожалуй, это не стало неожиданностью.


Входные и выходной модули

Запись произведений Debussy «Images Pour Orchestre Danses, Sacree et Profane» на промо-прессе наглядно показала, что даже на сложных музыкальных фрагментах детальность и тембральная достоверность не деградируют и, что существенно, с тихими фрагментами, с нюансами и послезвучиями все в полном порядке. Разве что опять воздуха несколько меньше, чем хотелось бы, а звук за счет этого ощущается плотнее и насыщеннее.

Сцена тоже строится правильно, без перекосов, с хорошей глубиной и разделением планов. С хоровыми произведениями Монтеверди результат такой же ровный и уверенный, звук — обстоятельный, подробный и точный. Кроме того, что иногда хотелось бы большей воздушности и чуть меньшей подчеркнуто серьезной сосредоточенности, и прибавить нечего. Пожалуй, тут просится вывод о том, что чем точнее оказывается по звуку тестируемый компонент, тем меньше нужно описывать его нюансы, отличающиеся от существующего только в теории идеального аппарата.

Жаль, что нет возможности впрямую сравнить работу трансформаторов модуля с каким-нибудь хорошим внешним повышающим трансформатором. Но по общим ощущениям, основанным на опыте и результатах прослушивания, скажу, что MC-трансформаторы у Octave очень хорошего уровня.


Блок питания Octave Phono Module

Дальше я переключился на активный МС-модуль, и здесь результат оказался еще интереснее, чем я ожидал. Да, я без особого доверия отношусь к операционным усилителям в фонокорректорах, но в данном конкретном случае звук получился лучше ожидаемого. Только чуть-чуть попроще, чем с трансформаторами. Как можно обозначить разницу? Чуть больше прямолинейности, чуть проще тембральное разнообразие. Детальность немного ниже, а динамика ощущается острее, с более акцентированными основными тонами. Объем звука несколько меньше. Пожалуй, и все. Только стоит учесть, что трансформаторный модуль почти вчетверо дороже активного МС-варианта, или последний почти вчетверо дешевле. Если бы я использовал головки уровнем пониже, то все эти проявления могли бы быть еще менее заметными. Соответственно, логично выбирать тип модуля в зависимости от степени развития винилового тракта и его «ответственности» в системе.

Потенциально было бы еще интересно попробовать заменить ОУ входного модуля на дискретные сборки, но опробовать такой вариант (по сути, это не сложнее, чем сменить лампы) у меня возможности не было.

И напоследок нужно сказать несколько слов о предварительном усилителе. На мой взгляд, он тоже оказался лучше ожидаемого. Построен он не очень сложно, вроде как почти опция, к тому же нерасширяемая — возможности выбрать дискретную регулировку, как у старших предусилителей, здесь нет. Но в качестве предусилителя-фонокорректора Phono Module работает уверенно, ничуть не хуже многих других, даже более дорогих аппаратов.

Выводы

Уникальный по функционалу аппарат с широчайшими возможностями настройки и конфигурирования. Возможностей здесь больше, чем нужно на практике 90% пользователей. Но за счет модульной конструкции, а не варианта, у которого все и сразу включено в стоимость, собрать свой Phono Module можно практически для любой системы. Кроме того, Octave Phono Module просто очень хороший фонокорректор. Особенно если использовать трансформаторные МС-входы в сочетании с МС-головками подходящего уровня. Да и в качестве предусилителя аппарат сработал лучше, чем я ожидал.

Музыкальный материал

Boulez Conducts Debussy — Images Pour Orchestre, Danses, Sacree et Profance — Pierre Boulez, The Cleveland Orchestra / CBS Sony SONC 10129 Promo / Stereo

DJ Krush ‎– Butterfly Effect / Vinyldigital.de ‎– VINDIG135COL / Stereo

Miles Davis - We Want Miles - CBS inc. - CBS 88579 / Stereo

Monteverdi — L'incoronazione di Poppea — Nikolaus Harnoncourt, Concentus musicus Wien / Telefunken 6.35247 / Stereo

Peter Gabriel - So - Virgin / Charisma 28VB-1088 / Stereo

Shelby Lynne - Just A Little Lovin' / Analogue Productions APP 041 / Stereo

Паспортные данные

Соотношение сигнал/шум (стандартный и ламповый регулируемые выходы): 100 дБ
Выходной импеданс (стандартный и ламповый регулируемые выходы): 240 Ом
Максимальное выходное напряжение (стандартный и ламповый регулируемые выходы): 7 В
Коэффициент гармоник (стандартный и ламповый регулируемые выходы): менее 0,01%
Коэффициент усиления регулируемых выходов: 0 дБ/15 дБ
Коэффициент усиления ММ/МС: 38/58/65 дБ
Входной импеданс ММ/МС: 47 кОм или 1 кОм / 50 Ом или 1 кОм
Отношение сигнал/шум фонокорректора: 77 дБ (RCA, MM), 69 дБ/75 дБ (RCA MC), 72 дБ/78 дБ (XLR MC)
Точность RIAA-кривой: +/- 0,2 дБ (10 Гц – 50 кГц)
Фильтр среза НЧ: 20 Гц, -3 дБ
Используемые лампы: входная ECC83 (12AX7), ECC81 (12AT7) для основной секции усиления и ECC88 (6922, 6N23, 6N1, 6N6) для выходного буфера
Потребляемая мощность: 25-35 Вт
Габариты основного блока (ШхВхГ): 437х80х390 мм
Габариты блока питания (ШхВхГ): 100х77х230 мм
Вес основного блока: 9-12,5 кг
Вес блока питания: 4 кг


Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", апрель 2018 г. www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 4 590 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий