Танцы на «Уэмбли» и смыслы на кончиках пальцев: понятный непонятный джаз

Далеко не всегда музыку можно осознать. Но далеко не всегда это нужно.



Танцы на «Уэмбли» и смыслы на кончиках пальцев: понятный непонятный джаз

Эта осень вместе с ветвями деревьев обнажила целый кладезь интереснейших релизов, листать которые — одно удовольствие, а слушать — другое, не менее приятное для предчувствующего осеннюю меланхолию настроения. Другое дело, что не все из релизов остались понятыми, несмотря на очевидную (или нет) художественную ценность.

С одной стороны, музыка способна сама о себе рассказать, разворачивая внутри слушателя определенные картины и смыслы. С другой — есть такие композиции, которые вместо приятной истории создают определенное внутреннее напряжение с поиском развязки и хоть каких-то отсылок. Поэтому пусть некоторые рассуждения на эту тему не кажутся вам пространственными — спишем это на спешку понять композиторов, пока осенняя меланхолия не разменяла себя на ласковое осеннее солнце.

Ezra Collective «Dance, No One's Watching»

«Танцуй, пока никто не смотрит», — советует нам британский джазовый квинтет. Идея не нова: сейчас мы сыграем на инструментах, потом сыграем на человеческой слабости двигаться в такт музыке, ну и вроде бы как история выходит слаженная, такая, которая в принципе не требует объяснений. Единственный момент, который они не учли — это то, что общество, приноровившее слух к джазу, редко рассматривает его как танцевальный контент. Кто бы мог подумать, что джаз будет призывать нас к танцам?

Вступительный трек сразу погружает слушателя в атмосферу то ли свадьбы, то ли другого банкета, где, судя по оживленной беседе, публика уже изрядно разогрета и будет готова к танцам буквально с первым барабанным битом. Обложка альбома показывает нам, что будет дальше: эти треки совсем не похожи на джаз, с которым мы привыкли проводить томные вечера. С другой стороны, поощрим своеобразность квинтета, здесь же можно отдать дань оригинальности постановки треков.

Началось все со статуса «альбом недели» во многих популярных стримингах, дальше последовал анонс тура в поддержку альбома, венцом которого станет большое выступление в Лондоне на стадионе «Уэмбли». Чтобы вы понимали, какого уровня это событие для джаза в целом, проведем аналогию: представьте, что Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov собирает Кремлевский дворец или почивший «Олимпийский», где будет хедлайнером при поддержке коллективов второго эшелона.

В том смысле, что вместе с этим выступлением джаз как таковой выходит на новый уровень: раньше ни у одной джазовой группы не получалось собрать достаточно лайков для того, чтобы весь «Уэмбли» сказал: «Да!». А теперь он согласен, и все остальные поняли, что это реально, и есть к чему стремиться. Возможно, именно dance-флер и стал тому виной, но это уже пусть другие разбираются. А мы пока по старинке — послушаем.

Слушать можно здесь или в Qobuz

Joachim Kühn «The Way»

Квинтет уступает место. Его меняет трио, которое тоже вполне могло бы собрать «Уэмбли», если бы не одно «но»: как легки и одновременно глубоки должны быть помыслы человека, танцующего под такую музыку?

Есть уверенность, что такие люди существуют, и скорее всего, билеты на подобные концерты они покупают по льготной стоимости. Предъявляют соответствующие документы, узрев которые билетер понимающе кивает и не предлагает сдать пальто в гардероб, опасаясь, что пальто окажется единственной одеждой. Тем не менее, такое мы слушаем чаще, хоть и понимаем гораздо реже.

Иоахим Курт Кюн, который затеял этот альбом, буквально недавно отметил юбилей: ему исполнилось 80 лет. Выдающаяся цифра для выдающегося пианиста, который вышел на профессиональную сцену в далеком 1961 году, и с тех пор сценам нет счета, как и стилям, которые он осваивал по мере продвижения в творчестве.

Конечно, мы можем восторгаться мастерством и накопленным опытом, отдавать дань творчеству и советовать ознакомиться, а потом все равно пойдем и купим билет на Ezra Collective. Видимо, только поравнявшись с Куртом годами, мы поймем полную суть и замысел сего набора сугубо авангардных треков, посыл которых спрятан так глубоко в кружевах бегущих по клавишам рояля пальцев, что ускользает как звук из дешевого межблочного кабеля.

Моментами кажется, что еще немного, продолжи он мелодический ряд еще чуть-чуть — и мы увидим рисунок, ощутим настроение, ну и все остальное, что там у вас ощущается при прослушивании музыки. Но — нет. Может быть, в этом и есть причина жизнеспособности этой музыки? Каждый раз думаешь: ну теперь-то уж точно, сейчас как пойму! Выбираешь лучший костюм, туфли ослепительно блестят и пахнут гуталином, в уме — пустота и готовность принять новые концепции.

А смысл снова на кончиках пальцев маэстро бежит так быстро, что переполняет уже на половине трека и зовет скорее испачкать туфли в отражающих звезды лужах. Понятно, что не все здесь понятно. С этой идеей меняем костюм на более удобный и идем дальше.

Слушать можно здесь, в Qobuz или на Яндекс.Музыке

Ben Monder «Planetarium»

Перейдем к идеям более очевидным, но оттого не менее интересным. И пусть этот альбом порой тоже охлаждает авангардными вкраплениями, к нему мы осмысленно применим тактику двойных стандартов. Но не просто так, а с объяснением ряда причин, которые склоняют чашу весов понимания этих музыкальных концепций к «добавить в избранное».

Творческий путь Бена Мондера тоже имеет свои интересности. Он совсем не торопится издавать вот такие свои сольные работы, потому как занят еще во многих проектах — например, у Дэвида Боуи. Но записывать один альбом 10 лет — это уже перебор, согласитесь. Хорошо, что мы не причисляем себя к фанатам творчества Бена, потому как с таким таймингом ожидания нового альбома можно легко попасть в категорию покупателей льготных билетов на выступления предыдущего пианиста.

10 лет! Это вам не шутки: 10 лет искать подходящих компаньонов, что-то записывать и — есть несомненная уверенность — легко на год забывать, что ты вообще собирался что-то выпускать. Тем не менее, сделаем скидку для Бена, потому как даже по названию альбома видно, насколько глобальны его цели и музыкально-смысловые охваты: собрать музыкальный планетарий — это вам не« Уэмбли» собирать, тут действительно как минимум 10 лет потребуется. Ощутил ли при этом Бен себя творцом какой-то своей музыкальной вселенной? Скорее всего да, но этот ответ строится на чистых домыслах и откровенном субъективизме впечатлений от его мрачноватого музыкального повествования.

Здесь можно легко забыть, что Бен гитарист, потому как чаще всего гитара слышна через кучу пресетов и искажений, будто передана нам с какой-то соседней планеты через Bluetooth aptX — почти что без потерь. Из этого настроения сочится мрачный авангард, но от трека к треку он обретает какой-то смысл. Иногда слушателю даются текстовые подсказки, порой думать вообще не приходится, и палец автоматически переключает на следующий трек. Но в целом идея этого альбома практически понятна, и удивительно, как Бен сам не забыл ее за эти долгие 10 лет. Весь мир за это время изменился до неузнаваемости, а этот альбом каким был, таким и остался.

Слушать можно здесь или в Qobuz

Various Artists «Magic Moments 17»

Название уже обещает нам вариативность смыслов, а название альбома сообщает, что это уже 17-я по счету интерация посыла магических моментов слушателю. Выходит, что разные исполнители объединились, чтобы представить нам концентрацию магических моментов своих переживаний, с предложением понять (спойлер — кое-где придется и простить), прочувствовать и вдохновиться.

И заметьте, что как только разговор заходит о конкретных посылах, музыка сразу и максимально далеко уходит от авангарда. Горды косвенным подтверждением своей логики касаемо понимания непонятного, но это минутная слабость, за которой следует более часа в различной степени магических моментов.

Даже если просто пробежаться по списку исполнителей, альбом уже захочется включить. Здесь есть как широко известные имена, в духе Вольфганга Хафнера, так и менее известные, озвучивание которых имеет смысла не более, чем танцы под рояльный авангард. Подкупает и лейбл: ACT на интуитивном уровне вызывает отдаленный аудиофильский трепет, каждый раз забрасывая в это бурное море крючок с идеальным (или около того) качеством записи. Так что даже если все эти смыслы кажутся вам надуманными, а желание слушать отдельные звуки вместо музыки преобладает и нисколько не утомляет, то вам этот альбом тоже подходит. Набор этих звуков вам понравится, как и качество их записи.

Конечно, как и в любом другом сборнике, здесь можно повстречать треки из разряда «откровенно мимо«: соло на гитаре можно было бы приберечь для какого-нибудь другого альбома. Но хорошо, что треки в стиле «мы с ребятами в студии импровизировали и вот этот набор звуков точно понравится аудиофилам» здесь встречаются не так часто. В любом случае, при прослушивании не забывайте ориентироваться на название альбома — позаимствовав на время уже оформленный смысл, можно использовать его как опорную точку для понимания непонятного.

Слушать можно здесь, в Qobuz или на Яндекс.Музыке


Подготовлено по материалам сайта "stereo.ru", октябрь 2024 г. www.stereo.ru


Джаз на виниле в нашем каталоге

Эту статью прочитали 66 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий