О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2563Музыкальные и кинообзоры621Глоссарий
Способы оценки звучания аппаратуры: бинауральные записи
Существует немало способов выбора звуковой аппаратуры, каждый из которых более или менее эффективен, а успешный результат обеспечивается, как это часто бывает, лишь при комплексном подходе. Именно поэтому «Аудиомания» предлагает покупателям максимум возможностей: подробную техническую информацию, обзоры и тесты аппаратуры, консультации экспертов и, конечно, прослушивание компонентов в шоурумах.
С началом пандемии, когда закрылись Hi-Fi-салоны и, соответственно, шоурумы, на YouTube-канале появились видео, сопровождаемые бинауральными саундтреками, ставшие доступной альтернативой демонстрациям, которые обычно проводились в магазинах. Ниже мы разберемся, с чего всё началось, что такое бинауральные записи, и почему они являются эффективным способом оценки аппаратуры.
Для начала немного истории. Катализатором для публикации бинауральных записей звучания систем стало не только закрытие Hi-Fi-салонов и шоурумов по всей стране, но и перенос долгожданного весеннего Hi-Fi- и High-End-шоу. За неимением возможности показать актуальные новинки весны 2020 года на выставке презентации систем проводятся онлайн как цикл видеороликов, включающих упомянутые выше записи.
Но главной причиной стали регулярные, поступавшие задолго до этих событий просьбы покупателей публиковать бинауральные записи. Это связано, в первую очередь, с тем, что во многих городах просто нет магазинов и салонов, где можно было бы послушать Hi-Fi-аппаратуру. А когда стоимость поездки до ближайшего шоурума сопоставима с ценой предполагаемой покупки, организация очного прослушивания уже не кажется разумным решением. Но и в тех городах, где есть Hi-Fi-салоны и магазины, возникают разного рода проблемы, начиная от банального отсутствия интересующей модели и заканчивая тем, что оно оказывается доступным только клиентам со статусом VIP, способным оставить в них кругленькую сумму.
В подобной ситуации возможность послушать, как играет интересующая аппаратура на YouTube, действительно, является спасением. Но чтобы она оказалась единственным действенным инструментом выбора, стоит рассмотреть и другие дистанционные способы оценки звучания, дающие возможность найти подходящий компонент или систему, в наибольшей степени соответствующие ожиданиям.
Каждый пользователь Интернета имеет доступ к большому количеству обзоров и тестов Hi-Fi- и High-End-аппаратуры, как на YouTube, так и в текстовом формате. Среди них есть немало материалов, сделанных профессионалами, имеющими богатый опыт прослушивания. Таким образом, просмотр видео и чтение статей помогают сузить круг поиска до одной или нескольких моделей. Персональная консультация по выбору Hi-Fi-аппаратуры, которую можно получить онлайн или по телефону – это следующий шаг к цели, когда необходимо уточнить детали или узнать, разобраться в тонкостях сочетаний конкретных устройств. И то, и другое может дать исчерпывающую информацию для принятия решения: кто сможет посоветовать лучше, чем люди, которые занимаются выбором и тестированием компонентов каждый день? Однако перед покупкой всегда хочется убедиться в правильности сделанного выбора самому, и в этом случае в ход идёт прослушивание, которое может происходить, как в шоуруме, так и онлайн.
Тут важно понимать, что эффективность данного способа зависит не от того, живое это прослушивание или по аудиозаписи, как может показаться на первый взгляд. Правильность выводов при очном знакомстве определяется, в первую очередь, практическим опытом человека, дающего оценку звучанию. Для того, кто имеет тренированный слух, достаточно информативной будет и качественная аудиозапись. И наоборот, неподготовленного слушателя живое прослушивание незнакомой системы в непривычных акустических условиях может привести к необъективным выводам.
Однако широко распространено мнение, что запись в принципе не может быть инструментом для оценки звучания акустики и стереосистем. Но если принять этот аргумент за аксиому, придется также признать полную бессмысленность всей индустрии звукозаписи, связанной с живым звуком, просто потому что звучание любого аудиотракта имеет такой же уникальный и узнаваемый характер, как тембры вокала или голосов музыкальных инструментов разных марок. И если по записи на YouTube опытный музыкант легко различает скрипки Гварнери и Страдивари, а продвинутый меломан никогда не спутает Zaz с Мирей Матье, почему мы не сможем определить, где строгий и собранный звук ELAC, а где яркая и басовитая подача JBL, или неторопливый мелодичный саунд ламп в триодном режиме и упругий динамичный пентодного?
Одним словом, аудиозапись вполне способна выявить все основные характеристики звучания стереосистем точно так же, как она передаёт нам уникальный характер живого звука. И, следуя данной аналогии, можно говорить о том, что полнота и точность передачи в полной мере зависит от выбранной технологии записи.
На текущий момент профессионалы и любители практикуют массу различных способов записи, используя широчайший арсенал средств: от обычных смартфонов, диктофонов и цифровых камер до применения комплектов дорогостоящей студийной аппаратуры. Все они классифицируются по одному важному критерию: бинауральными или стереофоническими они являются.
В последнем случае микрофоны могут размещаться друг рядом с другом или перекрестно, они могут быть направлены под разными углами к источнику звука – вариантов масса. Но даже при условии использования направленных микрофонов получаемая в результате звуковая картина отличается от той, которую слышит человек, находящийся в тех же точках, где они расположены. Данные методы могут хорошо показывать себя при записи музыки, которые можно прослушивать как в наушниках, так и с помощью колонок, но при этом они даже теоретически не способны в полной мере передать звучание стереосистемы.
Бинауральная запись отличается от обычной, стереофонической, из-за особой конструкции микрофонов. Помимо пары микрофонных капсюлей они включают в себя эмуляторы ушных раковин, расположенные на том же расстоянии друг от друга, что и у человека. Создание искусственного препятствия между микрофонами и специфическая направленность, которую обеспечивают силиконовые уши, позволяют записать звук максимально близко к тому, как его слышит человек. Воспроизводя такую запись в наушниках, мы получаем ту же звуковую картину, то же ощущение пространства, которые были в точках, где стояли бинауральные микрофоны. Для оценки звучания Hi-Fi-аппаратуры такой способ подходит наилучшим образом, поскольку позволяет передать не только динамику и тональный баланс, как в обычной записи, но также формирует представления о стереокартине и о том, как система взаимодействует с акустикой помещения.
Качество записывающего тракта при этом не является столь значимой проблемой, как это пытаются представить критики подобных методик. Этот аргумент совершенно несостоятелен по той причине, что уровень искажений любой акустической системы, кроме электростатической, в разы выше, чем у самых скромных студийных микрофонов и аудиоинтерфейсов. Поэтому достаточно откалибровать микрофоны для получения линейной частотной характеристики и произвести запись бинауральным способом.
Сжатие файлов, которое происходит при публикации записей на YouTube, – ещё один распространенный аргумент против их использования для оценки звучания. С технической точки зрения здесь, действительно, есть определенное несоответствие строгим требованиям Hi-Fi. Однако создатели алгоритмов компрессии ставили целью максимально сохранить воспринимаемую на слух информацию, и весь мировой опыт аудиоиндустрии говорит о том, что с этой задачей они справляются неплохо. Живое доказательство тому: успех стриминговых сервисов, в которых высокобитрейтный сжатый аудиопоток и файлы в форматах FLAC или закодированном MQA не так уж существенно отличаются по качеству звучания и информативности.
Если исходно, в студии, запись была произведена отменно, даже после сжатия современным кодеком с потерями это вполне можно услышать, и точно так же посредством такого же аудио можно легко понять, что исходный материал имеет невысокую детальность, неширокий частотный или динамический диапазон и иные проблемы. При воспроизведении альбомов разных лет британских рок-легенд, например Led Zeppelin, Deep Purple или Pink Floyd, не нужны Hi-Res-записи, чтобы заметить, как меняется качество студийной аппаратуры и мастерство звукорежиссеров от ранних релизов к последующим.
В результате отличить теплый звук от холодного, тембрально насыщенный от сухого, динамичный от вальяжного, сфокусированный от размытого мы прекрасно можем и после сжатия исходных записей в формат AAC 256, который использует YouTube. Часть аудиоинформации действительно теряется при компрессии, но даже разницу в детальности вполне можно воспринять, а все ключевые особенности, по которым мы определяем характер звучания, сохраняются в достаточном объеме.
При возможности послушать более качественную запись, её, конечно же, не стоит игнорировать, также, как стоит предпочесть живое прослушивание, если есть способ его организовать, но сам факт того, что видео с саундтреком опубликовано на YouTube, – не повод от него отказываться и не резон утверждать, что этот просмотр будет бесполезной тратой времени.
Впрочем, он действительно может оказаться таковым, если воспроизводить звуковую дорожку не в наушниках, а с помощью колонок. Сам принцип бинауральности подразумевает, что микрофоны записывают аудио максимально близко к тому, как его слышит человек, фиксируя, в том числе, специфический акустический отклик помещения. При прослушивании бинауральной записи в наушниках мы направляем сигнал левого микрофона, только в левое ухо, а правого – в правое, благодаря чему и получаем ощущение трехмерной звуковой картины. Если же мы включаем бинауральную запись на стереосистеме, возникают две неустранимые проблемы. Первая: в каждое ухо попадает не исключительно предназначенная для него звуковая информация, а звук обоих каналов сразу. Вторая: к уже имеющемуся в записи отклику помещения добавится еще и тот, что возникает в комнате прослушивания.
Наушники для бинауральных записей должны обладать максимально ровной или, как минимум, сбалансированной частотной характеристикой, не создающей выраженных окраски и акцентов. Такими свойствами, как правило, обладают модели, предназначенные для студийной работы или игры на электронных музыкальных инструментах. Среди наушников Hi-Fi-класса, нацеленных на домашнее использование, также можно встретить подходящие по этим параметрам образцы.
Аналогичные требования (отсутствие выраженной окрашенности звучания) предъявляются и к остальной части звукового тракта для прослушивания бинауральных записей. Это значит, что все возможные алгоритмы обработки звука, пространственные эффекты, настройки эквалайзера – все то, что способно исказить тональность, динамику и ощущение пространства – необходимо отключить.
Если вся система, которую вы используете для прослушивания бинауральных записей, будет при этом наделена высокой детальностью, станет дополнительным плюсом, который поможет услышать и понять больше. Однако это не является главным условием. Базовые требования – это ровный, неокрашенный звук и хорошая динамика.