О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Семь причин плохого звучания вашей Hi-Fi-системы – и семь возможностей его улучшения
Ваша система состоит из отличных компонентов, но что-то не складывается? Возможно, мы знаем причину.
При формировании системы вы все сделали правильно: прочитали обзоры продуктов и составили список кандидатов, посетили местного дилера, чтобы прослушать выбранные варианты, и приобрели комплект, который понравился вам больше всего. Вы привезли покупку домой, аккуратно все подключили, и тем не менее, что-то пошло не так: звучание вашей системы не совсем такое, как вы предполагали, и вы начинаете задумываться, стоили ли того все усилия и затраты. Но не бойтесь: возможно, вы просто забыли о том, что помимо состава самого комплекта на звук влияют многие другие факторы.
Выбор правильных компонентов – отличное начало дела, но есть целый ряд условий, способных понизить качество получаемого звука. Ниже мы перечислим некоторые из них, а также способы устранения проблем, которые помогут вам в полной мере раскрыть потенциал вашего аудиотракта. Некоторые усовершенствования совершенно бесплатны, другие обойдутся недешево, но в конечном итоге ваша система станет играть лучше, если вы воспользуетесь этими советами.
Комната
Для многих может оказаться неожиданным тот факт, что комната для прослушивания оказывает, пожалуй, самое большое влияние на качество работы системы. Каждое помещение обладает собственными акустическими свойствами – то есть характеризуется уникальным профилем, складывающимся из особенностей отражения в нем звука и создаваемых резонансов. Он определяется размерами и конструкцией комнаты, а также тем, что в ней находится.
Зайдите в любое помещение вашего дома, начните громко говорить – считать, петь, разговаривать – и вы обнаружите, что в каждом из них ваш голос звучит немного иначе. Даже с закрытыми глазами вы сможете определить, где именно вы оказались, и это узнавание обеспечивает именно ее акустика.
На низких частотах поведение комнаты зависит от ее размеров и материалов, которые ее образуют. Массивные кирпичные стены и бетонные полы обычно удерживают энергию низких частот, тогда как межкомнатные каркасные деревянные перегородки и плавающие полы обычно позволяют ей выходить наружу – но поначалу они будут колебаться, порождая нежелательные звуки.
В небольших помещениях чаще всего возникает неравномерность распределения басов, особенно если некоторые их размеры – длина, ширина или высота – одинаковы. Проблемы с ВЧ в большей степени связаны с имеющейся мебелью и наличием сильно отражающих их поверхностей.
Если ваша комната обставлена скудно, имеет деревянный или кафельный пол либо большую площадь остекления, она с высокой вероятностью будет придавать звучанию яркость и агрессивность. Разговоры вполне могут сопровождаться сильной реверберацией; из-за подобных эффектов подача вашей системы будет слишком прямолинейной, беспорядочной и в конечном итоге утомительной. Преобладание высоких частот может разрушить тональный баланс, и звуку будет не хватать весомости и естественной теплоты басов.
С другой стороны, тесно заставленная комната сильно поглощает звук в ВЧ-диапазоне, поэтому в ней система может играть скучно и невыразительно. Идеальный баланс, как всегда, достигается где-то между этими крайностями.
Если в помещении много твердых поверхностей, стоит добавить поглощающие материалы – например, ковры или половички между колонками либо полки, заставленные книгами. Отличным вариантом будут портьеры перед большими стеклянными поверхностями; плотно набитые диваны также работают на ура. Следуя той же логике, если музыка в вашей комнате звучит слишком скучно, стоит уменьшить набор таких предметов.
Если же вы хотите подойти к вопросу серьезно, обратите внимание на специальные способы подготовки комнат, стоимость которых варьируется от доступной до сопоставимой по цене с автомобилем. Ряд компаний продают комплексы акустической подготовки помещений; они охотно проконсультируют вас, и если все будет сделано правильно, это позволит вашей системе засиять по-настоящему.
Размещение колонок
Конфигурация колонок – еще один важный фактор, способный повлиять на звучание аудиотракта. Каждая колонка разрабатывается с учетом оптимального расположения; некоторые модели могут быть более снисходительными к позиционированию, но все они лучше всего играют именно тогда, когда установлены на своем законном месте. Информация о нем обычно содержится в руководстве, однако не помешает обсудить оптимальную расстановку в вашей комнате с дилером или даже с производителем.
Подавляющее большинство тестируемых нами АС спроектированы так, чтобы обеспечивать наилучший звук при установке подальше от всех стен. В большинстве случаев расстояния в 50 сантиметров для начала бывает достаточно; когда же это удобно, можно дать АС еще больше пространства.
Чем ближе колонки к стене, тем больше подчеркиваются их басы. Эффект практически одинаков для тыловых и боковых поверхностей, угловое же расположение в этом отношении оказывается наиболее экстремальным. Мы любим басы, но если игнорировать влияние стен, НЧ могут заглушать средний диапазон и быть слишком тяжеловесными.
Помимо уделения внимания к этой проблеме стоит, во-первых, оставить между колонками не менее двух метров, чтобы они могли сформировать широкую музыкальную сцену, и, во-вторых, обеспечить несколько большее расстояние до позиции слушателя, чтобы звук от нескольких динамиков бесшовно интегрировался в единую картину прямо перед ним.
Также стоит поэкспериментировать с углом разворота колонок по направлению к позиции прослушивания. Большинство знакомых нам АС играют лучше всего, когда они направлены так, что их акустические оси (перпендикулярные к передней панели лучи, идущие от твитеров) скрещиваются чуть позади головы слушателя. Это расположение, как правило, обеспечивает компромисс между шириной сцены и фокусировкой на отдельных звуковых образах.
Конечно, всегда стоит пробовать разные варианты. Направив колонки прямо на слушателя или в точку перед ним, можно постепенно усиливать фокусировку и уплотнять центр панорамы; но если зайти слишком далеко, можно обнаружить, что музыкальная сцена стала заметно уже.
Расположение электронных компонентов
Далее следует подумать о месте расположения компонентов Hi-Fi-системы. Если они установлены рядом с колонками, то с высокой вероятностью качество их работы будет страдать из-за создаваемых АС вибраций – это особенно актуально для проигрывателя винила. Лучше всего устанавливать электронику как можно дальше от колонок.
Многие владельцы располагают ее между парой АС; это выглядит красиво и симметрично и оказывается очень удобным в практическом плане – но с точки зрения качества звука это, пожалуй, худшее место для аппаратуры. Помимо негативного влияния вибраций, размещение чего бы то ни было между колонками – будь то аудиотехника, телевизор или даже камин, как во многих британских домах – отрицательно сказывается на формировании стереопанорамы.
Стойки под аппаратуру
Естественным продолжением предыдущего пункта является использование специальных стоек для компонентов системы, способных обеспечить их изоляцию от внешних вибраций. Качественная модель привносит вполне заметную разницу, особенно если устройства устанавливаются одно над другим, как это часто бывает; этим элементом домашней обстановки не стоит пренебрегать.
Цены на хорошие стойки могут варьироваться от десятков до сотен тысяч рублей. Но независимо от выделенного бюджета конструкция этого аксессуара должна быть строго горизонтальной и низкорезонансной. В Hi-Fi-сообществе нет единого мнения по поводу оптимальной массы стойки, а также по поводу того, что важнее: абсолютная жесткость или наличие развязки. На рынке есть удачные примеры обоих подходов, поэтому стоит поговорить с дилером о том, стойка какого типа лучше всего подходит для имеющегося у вас комплекта.
Если стоимость некоторых имеющихся в продаже моделей непомерно высока, можно сделать что-то почти столь же эффективное своими руками – пусть даже качеством отделки результат и будет уступать фабричному экземпляру.
Стойки под акустику и шипы
В каком-то смысле очень досадно, что до сих пор принято называть стоечные колонки полочными. Нам еще не доводилось встречать ни одной модели АС, которая на заваленной книгами полке играла бы лучше, чем на специальных стойках. Кроме того, звучание подавляющего большинства колонок при установке вплотную к стене становится менее сбалансированным.
В магазинах представлено большое разнообразие стоек – от колонн (которые можно заполнить песком или чем-то аналогичным для увеличения массы) до более легких каркасных моделей. Какой вариант лучше всего подойдет вам, зависит от конструкции конкретных АС и типа опоры, использовавшейся при ее разработке.
Убедитесь, что все шипы у стойки плотно закручены; то же относится к таким элементам, прикрепленным к основаниям напольных колонок. Если они не закручены до конца или не выровнены так, чтобы АС не качались на полу, значительная часть потенциала вашей системы будет утрачена. Басы будут мягкими и недостаточно четкими, а динамика – слишком сплющенной.
Звучание в целом окажется более неточным и значительно менее захватывающим. Стоит добавить, что затягивание и выравнивание шипов не требуют денежных затрат. Потратьте немного времени – и вы скажете себе спасибо.
Сигнальные и сетевые кабели
Некоторые люди очень переживают из-за кабелей. А мы – нет. Они необходимы для работы системы и, согласно нашему опыту, хорошие позволяют получить максимум от приобретенного комплекта оборудования. Сколько стоят достойные варианты? Это зависит от многих факторов, но по грубым прикидкам на них следует заложить 10–15% от цены системы. В качестве руководства для составления короткого списка перед посещением дилера можно использовать обзоры кабелей журнала What Hi-Fi?. Некоторые дилеры могут одолжить их под залог для «примерки» дома, чтобы вы смогли убедиться, что звук вас устраивает, прежде чем совершать покупку.
Важно разнести сетевые и сигнальные кабели на максимально возможное расстояние друг от друга. Для достаточно высококачественной системы негативный эффект от физического взаимодействия этих двух проводников вполне очевиден; он проявляется в повышенной шероховатости звучания и недостатке тонкой проработки.
Этот совет может показаться странным, но постарайтесь подключить все электронные компоненты к сетевым розеткам, расположенным близко друг к другу. Достаточно сложная система чаще всего оказывается подсоединенной к розеткам, расположенным по всей комнате; кроме того, некоторые устройства могут быть подключены к сетевому разветвителю, а другие – прямо к настенной розетке. Постарайтесь по возможности сгруппировать их вместе. Это поможет защитить аудиотракт от возможных незначительных различий между «землями», с которыми имеет дело каждый компонент. Мы сами наблюдали заметную разницу звучания при работе с особенно прозрачными системами.
Очистка контактов
Все электрические соединения выполняются посредством контакта металлических поверхностей, начиная с вилки, которая вставляется в сетевую розетку, и заканчивая межблочными кабелями, соединяющими источники с усилителем. Со временем эти точки контакта окисляются, что влияет на его качество. Раз в год стоит отсоединить все кабели системы, включая ведущие к колонкам акустические, и три-четыре раза переподключить их (т. е. извлечь из гнезд и снова вставить). Это очистит металлические поверхности, которыми реализуется контакт, в результате чего вы получите небольшое, но заметное улучшение звучания – и, что самое важное, это не займет много времени и не будет стоить вам ни копейки.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", январь2021 г.
Скорее вопросы лучше задать автору статьи:
Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", январь2021 г.