О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
PMC
PMC - расположенный в Великобритании, ведущий мировой производитель профессиональных мониторов и аудиофильных звуковых систем. PMC проекты основываются на технологии линейной передачи (Transmission Line - TL), которая обеспечивает, высокое разрешение, широкий звуковой частотный диапазон во всех продуктах компании. Компоненты динамика, электроника и исполнение корпуса обеспечивают непревзойденную тональную точность, прозрачность и динамический диапазон во всей гамме производимых продуктов, начиная от самых маленьких в мире спроектированных по технологии TL DB1, до крупных по размеру активных студийных мониторов - флагмана продукции BB5-XBD PMC системы мониторинга звука используются большинством всемирно известных студий звукозаписи при записи музыкальных программ и звуковых дорожек к фильмам, а также радиовещательными компаниями
Подробнее о бренде PMCОбзоры товаров под маркой PMC (39)Официальный сайт PMCwww.pmc-speakers.com
PMC fact 8, обзор. Журнал "АудиоМагазин"
Акустические системы PMC fact 8 обладают великолепным, без преувеличения, реалистическим, неокрашенным звуком: глубокий, хорошо артикулированный бас, естественные средние и высокие частоты.Акустические системы PMC fact 8
На разработку fact 8 компания потратила более двух лет — ведь именно эта модель открывает будущую новую серию fact. Внешние линии корпуса напоминают о другой серии АС РМС — FB1, но в чуть более приятной для глаз "упаковке". Высокий стройный корпус из высококачественной МДФ толщиной 18 мм отделан натуральным шпоном ценных пород дерева. Предлагается четыре стандартных варианта отделки: светлый дуб, "насыщенный" орех, "графитный" тополь и "тигровое" черное дерево. Корпус покоится на четырех специальных ножках. Высоту каждой из них можно менять, подстраиваясь тем самым под неровности напольного покрытия и обеспечивая, таким образом, максимальный отвод вибраций. Такое техническое решение должно помочь сохранить гармоническую структуру низкочастотного диапазона. Динамические головки расположены в верхней части корпуса на уровне ушей сидящего человека. Темная сетка овальной формы закрывает проем в нижней части корпуса. Это выходное отверстие довольно-таки редко встречающегося типа НЧ-оформления — трансмиссионной линии.
Мы не раз отмечали в журнале, что отличительной чертой всех акустических систем, выпускаемых компанией РМС, является применение в них Advanced Transmission Line, то есть усовершенствованного варианта трансмиссионной линии. Теоретически трансмиссионная линия представляет собой идеальный вариант низкочастотного оформления громкоговорителя — если она бесконечно длинная. На практике же конструкторам приходится сталкиваться с "упаковкой" ее в корпус, который от этого получается сложным в производстве и громоздким. Наиболее подходящим и практичным решением является "прокладка" длинного тоннеля внутри корпуса с помощью системы внутренних перегородок. В конце линии находится отверстие заданного размера, выходящее наружу. Его площадь обычно равна площади диффузора используемой низкочастотной головки. Дополнительным плюсом такой конструкции является то, что перегородки, формирующие лабиринт, существенно укрепляют структуру корпуса в целом и не требуют применения дополнительных мер по увеличению его жесткости.
Весь объем лабиринта у fact 8 заполнен специальным полимером, обладающим оптимальными демпфирующими свойствами. Много времени компании пришлось потратить на его разработку. Дело в том, что слишком сильное демпфирование может мешать свободе движения НЧ-диффузора, а слишком слабое приводит к потере контроля над смещениями, в результате чего все преимущества трансмиссионной линии могут быть сведены на нет.
Все примененные громкоговорители совершенно новые, разработанные специально для серии Fact. В каждом корпусе установлено по 3 излучателя. Из них 2 низкочастотных полипропиленовых диаметром 140 мм (диаметр диффузора 100 мм) и 1 высокочастотный с катушкой диаметром 22 мм, магнитной жидкостью внутри и тканевым куполом снаружи, защищенным ажурной металлической сеткой. Последнее вовсе нелишнее — особенно если в доме есть маленькие дети и домашние животные.
Применен разделительный фильтр 4-го порядка с крутизной спада 24 дБ на октаву. Все конденсаторы полипропиленовые, фирмы Solen, с малыми потерями на высоких частотах. Катушки индуктивности намотаны проводом из меди высокой степени очистки. Резисторы — стандартные керамические мощностью 5 Вт.
Для точной подстройки АЧХ АС под конкретное помещение на задней панели предусмотрены 2 переключателя. Первый задает уровень высоких частот: -2, 0 или +2 дБ. Второй регулирует крутизну спада низких частот: Flat, -3 дБ и -6 дБ. Насколько это необходимо? Не секрет, что лишь немногие слушатели имеют возможность выделить для прослушивания музыки отдельное, специально акустически обработанное помещение. Большинство из нас просто ставит акустические системы в углы жилой комнаты. Паразитные резонансы при этом гарантированы. Простое техническое решение, примененное фирмой, поможет оптимальным образом настроить звучание.
Входные клеммы предназначены для подключения бананов, лопаток, а также просто скрученных проводов. Предусмотрены режимы bi-wiring (или bi-amping). В токонесущих частях разъемов, а также в перемычках между НЧ- и ВЧ-клеммами используется чистое серебро.
Прослушивание
Мы знаем, что Professional Monitor Company выпускает студийные мониторы, которые славятся натуральным и детальным звучанием. Эти же качества сразу обнаруживаются и у домашних акустических систем PMC fact 8. Слушая музыку, во всех подробностях воспроизводимую трактом с участием fact 8, чувствуешь доверие к данной трактовке звучания — и кажется, что именно такой она задумывалась исполнителями и звукорежиссерами.
Вот альбом "Memory Almost Full" (1) Пола Маккартни, выпущенный музыкальным отделом кофейной империи Starbucks, имеет саунд, для которого лучше всего подойдет эпитет бесхитростный. Диски нулевых годов, записанные сэром Полом в одиночку ("Chaos and Creation in the Backyard") или дуэтом ("Electric Arguments"), впечатляли многослойностью, сложными акустическими пространствами, созданными Найджелом Годричем и Мартином Гловером. На "Memory Almost Full", где Маккартни аккомпанируют музыканты, сопровождающие экс-битла в последних гастрольных турне, — все предельно просто. Незатейливые аранжировки — за исключением, пожалуй, песен "House Of Wax" (трек 11) и "Nod Your Head" (трек 13), доходчивые мелодии, минимум дополнительных обработок вокала и инструментальных партий. Все исполнители на переднем плане, в непосредственной близости от слушателя — на расстоянии вытянутой руки. При этом звуковая сцена не кажется плоской, просто возникает ощущение домашнего музицирования или присутствия на выступлении в небольшом клубе. При такой пространственной архитектуре раскованная и не привязанная к конкретным динамикам АС музыка становится особенно доверительной, где каждая нота и спетое слово вызывают эмоциональный отклик слушателя.
Столь же камерное, но более напористое звучание характерно для альбома "A Bigger Bang" легендарных Tke Rolling Stones (2). Данная фонограмма, по большей части, является записью сессионного квартирника, устроенного рок-ветеранами в парижском жилище Джаггера. По словам музыкантов, главным для них было вернуться к собственным корням и сделать что-то в духе гаражного рока — минималистического и грубоватого. Сырой саунд, посредством AC fact 8, заряжает энергией. Местами он кажется предельно плотным, но использование переключателя уровня низких частот, расположенного на задних панелях колонок, позволяет придать музыке больше непринужденности.
В противовес камерности предыдущих дисков альбом "The West Ryder Pauper Lunatic Asylum" (3) английской инди-группы Kasabian, можно сказать, обладает симфоническим звучанием. И дело отнюдь не в использовании струнных или деревянных духовых оркестровых инструментов — вот уж не знаю, записанных живьем или сэмплированных. Дело в композиционной сложности, в сосуществовании разнородных звуковых фактур, как акустических, так и синтезированных, которые создают затейливую музыкальную ткань. Меланхолический вокал, характерный для брит-попа, соседствует с психоделическими реминисценциями и синтезаторными тембрами, уместными на танцполе, хард-роковый саунд — с хип-хоповым ритмом и рэперской читкой. Все песни, представленные на релизе, складываются в осмысленное драматургическое действие, что редко бывает в наше время, когда концептуальность в популярной музыке кажется устаревшим понятием. При всей сложности и эклектичности, "The West Ryder Pauper Lunatic Asylum" воспринимается органичным произведением, подкупающим своим раскованным драйвом. Некоторые поклонники, вкупе с критиками, считают Kasabian продолжателями славного дела The Rolling Stones. Это преувеличение, но альбом получился на редкость удачным. Благодаря бескомпромиссному воспроизведению РМС fact 8, раскрывающему все достоинства диска, можно согласиться с изданием New Musical Express, присудившим в конце февраля 2010 года релизу Kasabian победу в номинации "Лучший альбом года".
На четвертом выпуске сборника киномузыки Альфреда Шнитке (4) представлены сочинения для фильмов Элема Климова "Спорт, спорт, спорт" и "Похождения зубного врача". Это серьезные полноценные оркестровые произведения, в которых, по утверждению немецкого дирижера Франка Штробеля, есть все то, что отличает крупномасштабные, камерные или оперные сочинения композитора. Качество воспроизведения гибридного SACD безукоризненно. Симфонический оркестр берлинского радио под управлением Штробеля звучит раскрепощенно, насыщенно. Звуковая сцена объемна и воздушна. Уменьшение высокочастотной составляющей с помощью ВЧ-фильтра позволяет добавить исполнению конкретности.
Измерения
Фамильный почерк фирмы РМС - трансмиссионная линия с неполным демпфированием тылового излучения - легко прослеживается при сравнении графиков модуля и фазы полного входного сопротивления РМС tact 8 (рис. 1) и протестированных в нашем журнале крупногабаритных РМС МВ2. Передаточная функция такой системы описыевается полиномом высокого порядка и трактуется неоднозначно. Можно отметить высокую жесткость корпуса и отсутствие резонансов в его воздушных полостях. Этим АС не хватает совсем чуть-чуть, чтобы называться 8-омными: согласно стандарту МЭК (и ГОСТу 16122 1987 года), минимум модуля полного входного сопротивления не должен быть ниже 6,3 Ом, а у fact 8 он равен примерно 5,9 Ом (в области частот 250- 350 Гц). ФЧХ сопротивления имеет склонность к емкостной составляющей. В отличие от упомянутых РМС МВ2, в разделительных фильтрах fact 8 есть дискретные регуляторы уровня низких и высоких частот. График, приведенный на рис. 1, соответствует нулевому положению регуляторов. Регулировка НЧ в сторону отрицательных значений приводит к росту сопротивления в области частот ниже 50 Гц, что, кстати, еще и защищает НЧ-динамик от возможных перегрузок.
Напрашивается практический вывод о совместимости эгих АС с усилителями: ламповые усилители лучше не применять, для транзисторных не так уж важна будет расчетная нагрузка (4 или 8 Ом), а важен большой запас по току.
Частота раздела по электрическому сигналу на НЧ- и СЧ/ВЧ-клеммах у РМС fact 8 составляет около 1800 Гц.
Модуль (красным) и фаза (синим) полного выходного сопротивления.
Контрольный тракт
проигрыватель CD Audiomeca Obsession;
интегральный усилитель Krell S300i;
акустические системы РтАс Response 25;
кабели к AC Nordost Valkyrja;
кабели межблочные Ottofon Silver Reference;
кабели сетевые Nordost Vishnu, Nordost Valhalla;
стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.
Музыкальный материал
Disc 1 Paul McCartney: Memory Almost Full (Hear Music. UCCO-3001)
Disc 2 The Rolling Stones: A Bigger Bang (EMI, 0094634625425)
Disc 3 Kasabian: The West Ryder Pauper Lunatic Asylum (Paradise, PARADISE58)
Disc 4 Alfred Schnitike: Film Music. Vol. IV SACD (Capriccio, 5002)
Вывод
Акустические системы PMC fact 8 обладают великолепным, без преувеличения, реалистическим, неокрашенным звуком: глубокий, хорошо артикулированный бас, естественные средние и высокие частоты. Производитель принял меры, чтоб АС подошли для любых жилищных условий: с помощью регуляторов fact.8 Control можно адаптировать звучание под акустические особенности конкретного помещения. Корректор низких частот имеет два режима, снижающих чрезмерность и гулкость баса. Переключатель уровня ВЧ способен ослабить верхнюю составляющую спектра в помещении, где много отражающих поверхностей, или усилить верха в комнате, заполненной мягкой мебелью.
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №2 2010 www.audiomagazine.ru