Penaudio – не мейнстрим и никогда им не был. Беседуем с Сами Пенттилой, главным разработчиком и основателем компании

Что объединяет страны Северной Европы помимо очевидного географического положения и узнаваемого скандинавского креста на флагах? Безусловно, музыка – от единичных случаев классики (в первую очередь приходит на ум Сибелиус) до бесконечного разнообразия рока и металла. А что же с техникой для ее воспроизведения? Удивительно, но лидером в производстве аудиоаппаратуры и, в первую очередь, акустических систем является самая маленькая страна этого региона, Дания, где имеется порядка сотни профильных компаний. В отличие от нее, производителей колонок в Финляндии наберется от силы дюжина, но хуже они от этого не становятся. На выставке в Мюнхене мы встретились и пообщались с Сами Пенттилой, основателем и главным разработчиком финской компании Penaudio, которой, кстати сказать, в этом году исполняется вот уже 20 лет.

Сами, несколько слов о том, как все начиналось?

Музыкой я интересовался с детства, благо отец постоянно слушал Beatles и Rolling Stones. С пяти лет я сам начал музицировать на фортепиано, потом появилась гитара, которая нравилась мне значительно больше, а следом и соответствующие музыкальные вкусы, например Twisted Sister и Scorpions. Так что увлечение звуковоспроизведением было неминуемо, я начал читать профильные журналы и книги, покупал DIY-наборы для сборки колонок, менял в них комплектующие, пытаясь улучшить звучание, опираясь лишь на слух. В 1997 году поступил в политехнический институт Йювяскюля, за следующее лето заработал 12 тысяч марок (2 тысячи евро) и рассчитывал купить, наконец, те колонки, которые мне больше не захочется улучшать и менять. Не получилось, мне не понравились ни одни из представленных в салонах. Тогда я, накупив динамиков SEAS, решил попробовать сделать их сам. Через год действующий прототип был готов, я назвал его 7.6 CX, что всего лишь означало объем корпуса в литрах и коаксиальную конструкцию излучателя. Друзья, которым я давал их послушать, были в восторге, но все отмечали непритязательную внешность модели. Тем не менее, решено было начать коммерческое производство, а с названием торговой марки я и вовсе не задумывался, взяв начальные буквы фамилии. Первые образцы я развозил по дилерам сам, на старой «Тойоте», спрос был стабильным, но мизерным, поэтому решено было выходить на международный рынок.

Подозреваю, что начать Вы решили с Германии?

Нынешняя выставка High End в Мюнхене, безусловно, крупнейшая в Европе, а возможно, и в мире. Однако тут она обосновалась лишь 15 лет назад, а до этого проводилась во Франкфурте, куда мы и отправились с нашей новинкой, полочной моделью Charisma на базе раздельных твитера и вуфера. Был ли дебют успешным? Скажу лишь, что сразу после выставки у нас появились голландский и японский дистрибьюторы, поэтому мы начали собираться в Лас-Вегас на CES. Международная экспансия радикально увеличила объемы производства, достаточно сказать, что сейчас мы продаем на финском рынке лишь около 5% нашего ассортимента, а больше половины экспорта приходится на азиатские страны.

Но вернемся к колонкам. К звуку претензий не было, а вот на ординарную внешность сетовали почти все. «Полосатую» отделку я «подсмотрел» в одном из мебельных магазинов, но делать корпус целиком из фанеры было, во-первых, накладно, а во-вторых, не совсем правильно с точки зрения звука – он бы получился чересчур «звонким». В итоге был разработан своего рода «фанерный шпон», но даже он по себестоимости в несколько раз выше обычного. Зато в силу его толщины при комбинации с MDF корпус АС фактически получается композитным, что крайне благоприятно сказывается на распределении в нем резонансов.

В 2006 году на одной из выставок я познакомился с Артемом Фаермарком, тогда же началась и российская дистрибьюция Penaudio компанией «Аудиомания», а несколько лет назад производство колонок было перенесено в Латвию, так что сейчас я практически полностью сосредоточился на разработке АС и поддержке конечных клиентов. Мне направляют вопросы от них со всего света, в том числе из России, на которую приходится примерно 15% оборота.

Что произошло с качеством продукции после переноса производства из Финляндии в Прибалтику?

Оно существенно выросло. Понятно, что динамики по-прежнему поставляются извне, но корпуса, платы разделительных фильтров, отделка, фурнитура, даже упаковка – всё это улучшилось. Хотя определенный процент предубеждения у пользователей, безусловно, присутствует – от самого по себе факта финского производителя (не самая «акустическая» страна) до обстоятельства смены места производства. Однако повторюсь, качество говорит само за себя.

Расскажите о комплектующих в своих акустических системах. Налицо активное использование динамиков SEAS. Отчего такой монобрендовый подход?

Мне всегда нравился этот норвежский производитель, несмотря на достаточно высокую стоимость его продукции. Мы пробовали использовать динамики других марок, но в итоге неминуемо возвращались к SEAS. При этом главный критерий в нашем случае – качество звучания, и дело не только в том, что отдельный динамик в состоянии его обеспечить, но при использовании «родственных» моделей возникает своего рода их синергия, как в плане тональной совместимости, так и по совокупности параметров; они объективно легче уживаются друг с другом, и нужно прикладывать меньше усилий (считай, усложнять фильтры) для их совместной работы. Еще один плюс: мы один из крупнейших покупателей продукции SEAS и можем заказывать у них динамики по собственным спецификациям.

Вы так любите коаксиальные излучатели, а ведь от них буквально шаг до широкополосных моделей. Никогда не возникало желания попробовать такую схему? Тем более что они тоже есть в ассортименте SEAS.

В моем понимании, главный недостаток широкополосного динамика – края диапазона. Отсутствие фильтра – безусловное благо, но с одной серединой далеко не уедешь. В этой связи у меня зреет другая идея: сделать полноценную трехполосную модель, но не в стандартном варианте, когда весь диапазон фактически делится поровну между тремя излучателями, а с доминированием качественного СЧ-динамика, у которого твитером и вуфером будут поддерживаться лишь самые края диапазона. Если говорить о конкретных цифрах частот раздела, то это, например, 80 Гц и 5 кГц, то есть центральный диапазон в шесть октав будет воспроизводиться одним динамиком. Не готов сказать, что уже завтра представлю опытный образец, но и не скидываю эту идею со счетов.

Похоже, идеальные динамики Вы уже нашли, а что насчет идеальных фильтров и если уж на то пошло, идеальных колонок? И кстати, на чем слушаете музыку дома?

Идеала не существует, но действительно хороший разделительный фильтр – очень простой, чаще всего первого порядка и без согласующих чувствительность резисторов. Однако чудес не бывает, и чаще мы оперируем вторым порядком и умеренным согласованием отдачи. Несмотря на возможную экономию времени, я не очень люблю подбирать номиналы элементов на симуляторах, мне проще сесть и послушать различные варианты, предпочтя в итоге оптимальный. Что же касается некоего абсолютного флагмана среди АС, то я его в данный момент разрабатываю, есть определенные наброски, но предметно говорить еще рано. Что же касается домашней стереосистемы, я использую английский CD-проигрыватель Sonneteer Byron, японский ламповый усилитель Almarro и шведские кабели Jorma Design.

К беседе присоединяется Артем Фаермарк и следующий вопрос ему: какова ситуация на рынке?

Безусловно, Penaudio – не мейнстрим и никогда им не был, у колонок уникальный дизайн, качественные комплектующие и, как следствие, не самая низкая стоимость. Сам бренд давно уже ассоциируется с премиальным сегментом, например флагманские АС Sonata Signature стоят 25 тысяч евро, как и предыдущий флагман, колонки Sinfonia Signature, которые остались в линейке, но выпускаются только под заказ, чаще всего для азиатских партнеров. Собственно говоря, на них (Китай, Гонконг, Южная Корея и т. д.) приходится больше половины от общего объема продаж.

А что с основным местом применения: стерео или кинотеатр?

В линейках есть два центра, Lumi и Cenya Signature, но это скорее на случай возможного расширения имеющейся стереосистемы до кинотеатральной, равно как и сабвуфер Charm, продажи которого можно назвать единичными, ведь в случае оборудования полноценного кинотеатра мы всегда предложим продукцию специализированных компаний, например REL. Опять же, верхний сегмент рынка домашней электроники – это сейчас, в первую очередь, стереосистемы, и именно им, прежде всего, соответствует Penaudio. По этой же причине мы не стремимся получать какие-то кинотеатральные сертификаты, вряд ли это изменит предпочтения пользователей.

С пассивными колонками всё ясно, но говорят, что сертификация электроники – достаточно трудный процесс?

Смотря где. Например, в Европе есть понятия декларирования, когда руководитель компании берет на себя ответственность за качество продукции и сам гарантирует ее соответствие стандартам. Что же касается российского рынка, то любой аппарат, включаемый в розетку – это всегда и обязательно Ростест.

Это основное препятствие для появления активных Penaudio?

Решать, безусловно, Сами, но в настоящий момент мы считаем, что Penaudio сильна именно своей традиционной продукцией класса High End, а все эти активные мультимедийные решения – скорее дань удобству и моде, но отнюдь не панацея в решении задач действительно качественного стереозвучания.


Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", август 2019 г.

Эту статью прочитали 4 392 раза

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий