О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Памяти богатыря. О Борисе Базурове
Я надеялся, что мне нескоро придется писать скорбные слова об ушедших музыкантах, но надежды, увы, разбиваются о лед реальности. 12 февраля на 63-м году жизни нас покинул композитор и музыкант Борис Базуров.
Борис относился (как непросто писать о нем в прошедшем времени!) к категории людей истовых. Он, выпускник Гнесинки и участник легендарного без преувеличения ансамбля Дмитрия Покровского, возглавлявший значимые для российского этно ансамбли «Круг» и «Русичи», безумно любил два направления в музыке: отечественный фольклор и прогрессив-рок. Первое жило в нем, казалось, изначально (недаром с него художник Вячеслав Назарук рисовал своего «Бояна»), второе было благоприобретено в отрочестве. Делом своей жизни Базуров положил скрещение обоих. И дело это выполнил.
Борису было чем гордиться, и он гордился, даже от этнического мейнстрима держась наособицу. В конце 1980-х он создал группу «Народная опера» и записал с ней полнометражный альбом, вышедший на фирме «Мелодия» — в него он включил наброски будущих опер. Наступившее вслед за этим время не сильно располагало к такого рода творчеству, но Базуров не останавливался: первым релизом на возникшей тогда же фирме BSA стал второй альбом «Народной оперы» — «Эхо языческой Руси», ставший культовым в среде серьезных реконструкторов раннего средневековья (сегодня этот CD — большая редкость). Годом позже на двух дисках выходит монументальная опера «Казак Разин Степан» — Базуров писал ее шесть лет. За ней следуют другие работы: музыка к «Курочке Рябе» Андрея Кончаловского, работы в театре… Этот этап завершился в 1999-м изданием концертного альбома «Псалмофония 2000».
«…совершенно случайно взял Псалтырь, псалмы Давида, и просто увидел на русском языке, в русской транскрипции, нашими буквами – текст на старославянском, который, соответственно, после греческого, в точке перевода. Этнический текст такой… Я человек неортодоксальный, хотя и крещен, лбом пол не прошибаю. Но в этих текстах услышалось что-то, вспомнилось… И получилась «Псалмофония», — говорил он в одном из интервью.
После этого релиза Базуров молчал 12 лет. Нет, он не прекращал работать — просто работа была либо утилитарной (кино), либо глубоко внутренней. Так, именно в этот период он начал серьезно работать над воплощением давней идеи — связать древние гусли и современную электронику. И помог в этом уникальный инструмент, стик, изобретение американца Эмметта Чапмена.
«Когда композитор сочиняет, играя на рояле, он слышит, как все должно звучать на самом деле. И только потом переводит произведение в ноты. А игра на стике дает такую возможность сразу. Только симфонический дирижер получает такой же полный живой импровизационный контроль за темпом, ударными, полифонией и аккордикой», — это Борис говорил мне, принеся запись, которая станет его возвращением на сцену. В 2008-м он получает из США свой первый стик, за два года осваивает его и одновременно разрабатывает собственный стиль, в котором звучат одновременно графитовая копия гуслей XIII века и уникальный современный инструмент. По оценкам экспертов, он вошел в десятку первых стикистов мира и подготовил концертную программу «Автохтоника». Ее мы и выпустили в 2011-м как приложение к аудиофильскому журналу «Стерео и Видео», ныне не существующему — и я горжусь своим участием в этой истории.
Последние 10 лет были для Базурова и удачными, и горькими. Он собрал состав «Борис Базуров сотоварищи», записал и выпустил еще два альбома — «Пугачевщина» и «Мётень», много выступал; попал даже на телевидение, причем с полноценным живым выступлением, — но и страдал от неполной востребованности: то, что могло составить музыкальную гордость страны, звучало на небольших фестивалях и в клубах. Восторги западных специалистов и профессионалов сталкивались с непониманием и отсутствием интереса местных промоутеров. Большой бедой для Бориса стала смерть сына, но он искал утешения в музыке — и она его не подвела и не предала, как не предал и не подвел любимый гуслетар, тот самый гибрид гуслей и стика, подобного которому нет нигде в мире. Подвела только бренная оболочка: 12 февраля он уснул и не проснулся.
С каждым уходом таких людей мир становится беднее, что бы там ни думали менеджеры больших фестивалей и маркетологи поп-рынка. Только истинный патриот своей культуры и большой музыкант может сказать, как говорил Борис: «…не нужно рядиться в зипун, панёву или средневековые шаровары. Традиция — она внутри». И еще: «Все настоящие музыканты — Братья. А не конкуренты. Помни об этом!»
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", февраль 2022 г. www.salonav.com