О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Yamaha
Фирма Yamaha является ведущим производителем в мире домашнего и профессионального аудио оборудования, музыкальных инструментов и других изделий, например мотоциклов.Компания Yamaha также является лидером в акустических исследованиях и технологиях, а также в разработке и производстве сложнейших микропроцессоров. Это одна из первых компаний, внедривших цифровые технологии и сделавших цифровое звучание таким популярным, каким оно является сегодня. Объединение этих акустических, аудио и цифровых знаний и опыта позволило компании Yamaha разработать передовые, высококачественные системы домашнего кинотеатра.
Подробнее о бренде YamahaОбзоры товаров под маркой Yamaha (30)Официальный сайт Yamaharu.yamaha.com
Обзор Yamaha GT-5000 / Whathifi.com
Потрясающий проигрыватель Yamaha великолепен во всех отношениях.Вердикт
Благодаря стильному минималистичному облику и превосходному качеству работы Yamaha GT-5000 вполне может стать вертушкой, которая будет править миром. Если у вас еще нет любимого тонарма, не упустите свой шанс и обязательно приобретите эту красоту.
ЗА
- Великолепное качество
- Сказочно стильная внешность
ПРОТИВ
- Габариты великоваты
- Слишком сложная регулировка тонарма
Не дайте фотографиям себя обмануть, включая вышеприведенную: на них Yamaha GT-5000 выглядит как проигрыватель стандартных габаритов, однако это далеко не так. Возьмем, к примеру, опорный диск. У большинства вертушек он имеет диаметр 30 сантиметров; у GT-5000 – целых 35 см. Это серьезная разница. Если в большинстве случаев габариты стола проигрывателя составляют около 42 сантиметров в ширину и 32 см – в глубину, то GT-5000 может похвастаться размерами 55 x 40 см.
Но еще больше он выделяется среди других высотой. Она заслуживает отдельного разговора.
Толщина самого стола составляет 12 сантиметров, к которым нужно добавить еще 4 см на опорные ножки, а затем еще 8 см – на высоту тонарма. В сумме получается 24 сантиметра, а если учесть пылезащитную крышку из плексигласа, то и того больше.
И все же Yamaha GT-5000 настолько хорош собой, что вы вряд ли отказались бы от еще большего объема такой красоты!
Покрытие черным рояльным лаком напоминает о том, что Yamaha является ведущим производителем фортепиано в мире, так что у компании большой опыт работы с этим особенным материалом – и, как нетрудно догадаться, GT-5000 смотрится невероятно эффектно. Поверхность корпуса очень похожа на зеркало, и на этой почти идеально отражающей поверхности не видно ни малейшего изъяна.
Впечатление от роскошного покрытия еще больше усиливает контраст между ним и массивным серебристым опорным диском толщиной 3,5 см. Отражение вращающегося диска в черной поверхности буквально завораживает.
Оснащение
Новому проигрывателю почти всегда в той или иной степени требуется сборка; у GT-5000 она минимальна, зато дает возможность оценить запредельно высокое качество всех элементов.
После распаковки (задача не из легких, учитывая размер и вес проигрывателя, так что определенно стоит позвать кого-то на помощь), в первую очередь, необходимо установить на шпиндель подложку под опорный диск весом 2,025 килограмма и диаметром 14 см. Не знаю, из чего она изготовлена – может быть, из бронзы или из латуни – но она довольно тяжелая и так плотно прилегает к слегка конусообразной нижней части шпинделя, что между ними едва ли поместится хотя бы один атом.
Это только первый из многочисленных примеров фантастически высокого качества обработки деталей GT-5000.
Теперь нужно установить короткий (48 см) плоский резиновый пассик – сначала вокруг субдиска, а затем вокруг шкива из металлического сплава. Последний отличается незначительной податливостью, что позволяет предположить, что сам двигатель развязан со столом. Как и большинство производителей, Yamaha вкладывает в комплект GT-5000 пару белых хлопчатобумажных перчаток, которые обязательно следует надевать при установке подложки и пассика, чтобы избежать попадания на их поверхность жира, который может привести к проскальзыванию.
К нестандартным характеристикам опорного диска из серебристого сплава относятся не только вес (4,88 кг), но и диаметр, который уже упоминался, а также необычный «желоб» с полукруглым профилем, проходящий по его периферии. После установки диска резиновый противоскользящий мат плотно прижимается по всей его поверхности благодаря наличию аналогичного «желоба»; по вашему желанию поверх него можно уложить антистатический мат.
Обычно в своих обзорах я не рассказываю о разборке, потому что она может вам потребоваться разве что при переезде на другую квартиру; но в данном случае я просто обязан о ней упомянуть, чтобы еще раз подчеркнуть превосходное качество изготовления GT-5000. Во-первых, резиновый мат настолько плотно прилегает к опорному диску, что вам будет очень непросто его отсоединить. Это просто поразительно для литого изделия. Что касается съема опорного диска со шпинделя, то он расположен настолько близко к поверхности стола, что поддеть его пальцами невозможно – а сцепление со шпинделем настолько плотное (и становится все плотнее по мере использования проигрывателя), что Yamaha предусмотрела две подъемных ручки, которые ввинчиваются в диск, чтобы его можно было снять.
Как вы уже наверняка поняли, точность машинной обработки и формовки у Yamaha GT-5000 невероятно высока. Можно легко увидеть и почувствовать разницу между изделиями производителей, которые изготавливают все сами при помощи готового оборудования или привлекают для этого местную инженерно-техническую компанию – и продуктами Yamaha, которая очевидным образом использует самые современные машины и технологии для получения, как я предполагаю, субмикронных допусков.
Чтобы оценить по достоинству инженерные решения компании, не обязательно расчленять Yamaha GT-5000 – достаточно присмотреться к нему в собранном виде. Поставьте пластинку вращаться со скоростью 33,33 оборота в минуту (или 45 об/мин, если хотите), а затем присядьте так, чтобы ваш взгляд был направлен точно по плоскости опорного диска на точку на стене позади него. Вы сразу же увидите, что у него нет абсолютно никакого перемещения по вертикали – как если бы он был неподвижен.
Если провести такой же эксперимент с любым другим проигрывателем, вы с высокой вероятностью увидите микроскопическое перемещение вверх и вниз при вращении опорного диска, что свидетельствует о его неравномерности. GT-5000 крутится абсолютно ровно, и это потрясающе. А если посмотреть во время вращения на край диска, используя тот же трюк с линией глаза (или даже лазер, если вы захотите использовать высокие технологии, как это сделал я), вы отметите отсутствие даже минимального вращательного эксцентриситета – это еще более поразительно.
GT-5000 поставляется с собственным уже установленным тонармом с прямой трубкой; но вам придется сначала установить на него картридж, а затем отрегулировать высоту тонарма, чтобы задать правильный вертикальный угол слежения для конкретной модели головки звукоснимателя. Кроме того, нужно еще задать прижимную силу, но это делается совершенно обычным способом – с помощью резьбового противовеса. В комплекте идут два противовеса разной массы; выберите подходящий в соответствии с весом вашего картриджа.
Высота тонарма регулируется путем ослабления винта с шестигранной головкой на боковой стороне стойки тонарма, в результате чего та перемещается вверх и вниз. Я обнаружил, что эта регулировка достаточно сложна, поскольку допуски крохотные, и перемещать стойку с субмиллиметровым шагом очень непросто – тем более что это приходится делать вручную, механизированная система регулировки не предусмотрена.
Поэтому я рекомендую вам купить очень, очень, очень дешевый картридж с теми же размерами, что и тот, который вы реально собираетесь использовать, и любой подходящий к нему шелл – и установить их на время регулировки. Я бы также рекомендовал использовать для этого пластинку, которую не жалко, чтобы в случае какой-нибудь неполадки не повредить иглу, диск или и то, и другое – потому что очень трудно обеспечить микрометрическую точность высоты тонарма, когда вы вынуждены настраивать ее вручную.
Для тех, кому эта процедура кажется слишком сложной, я придумал другой способ: нужно определить, насколько высоко втулка стойки тонарма должна выступать над основанием, затем сделать шайбу точно такой же высоты, поднять стойку тонарма и опустить ее на шайбу, после чего затянуть винт с шестигранной головкой. Учитывая невероятно высокий уровень инженерных знаний, примененных ко всем остальным элементам проигрывателя, удивляет, что до методики регулировки высоты тонарма у разработчиков не дошли руки.
При создании своего тонарма компания Yamaha выбрала рискованный вариант, поскольку его эффективная длина короче, чем у большинства других, а угол коррекции отсутствует, из-за чего дуга в области канавок более выражена, чем у моделей более привычной длины. Кроме того, тонарм не оснащен компенсатором скатывающей силы. Я решил поинтересоваться у Yamaha, чем обоснованы длина тонарма и отсутствие антискейтинга, и получил ответ от более чем сведущего человека – Киёхико Гото, главного инженера подразделения Yamaha Japan по разработке аудио- и видеотехники.
По поводу угловой погрешности он сказал: «Короткий прямой тонарм имеет отличные характеристики слежения, потому что давление на внутреннюю стенку дорожки (далее – скатывающая сила) прилагается к точке контакта кончика иглы с канавкой винилового диска и непрерывно меняется в соответствии с записанной в канавке музыкой. В случае короткого прямого тонарма его нулевая точка (точка равновесия) находится в середине области канавок и, таким образом, максимальная угловая погрешность составляет 10 градусов в самой внутренней и самой внешней из них. Искажения, вызванные таким малым отклонением, не слышны, поскольку они ниже уровнем, чем те, что обусловлены ошибкой огибания и шумом массы. Далее, угловая погрешность проявляется как фазовый сдвиг между сигналами левого и правого каналов, и даже при максимальном отклонении в 10 градусов вызываемый ею сдвиг фазы равен тому, что возникает при неравенстве расстояний от левой и правой колонок до слушателя, составляющем всего 2 мм. Для звука это тоже не создает никаких проблем».
По поводу отсутствия антискейтинга Кото говорит: «Короткий прямой тонарм не требует антискейтинга, потому что [при максимальном значении угловой погрешности] в случае, если вертикальная прижимная сила составляет 2 грамма, а коэффициент трения равен 0,3, то скатывающая сила будет равна примерно 0,1 грамма. Для обычного тонарма с угловой коррекцией и максимальной ошибкой в 2 градуса скатывающая сила будет составлять примерно 0,02 грамма, поэтому разница в максимальной центростремительной силе между коротким тонармом и вариантом со смещением не будет превышать 0,08 грамма – таким образом, разница в силах очень мала.
С другой стороны, когда используется антискейтинг, из-за того, что он действует с фиксированным усилием, ему никогда не удается обнулить скатывающую силу, которая постоянно меняется, следуя за изменениями музыкального сигнала. Постоянная разница между переменной скатывающей силой на кончике иглы и постоянной, создаваемой антискейтингом, негативно влияет на иглодержатель, поэтому характеристики слежения оказываются нестабильными. У короткого прямого тонарма характеристики слежения за изгибами канавки превосходны, поскольку не создается переменной разницы в силе между кончиком иглы и тонармом (картриджем)».
Что бы вы ни думали о подходе Yamaha к организации слежения тонарма (я должен отметить, что в предыдущих абзацах я переформулировал перевод объяснения Киёхико Гото на японском языке, поэтому любые ошибки относите на мой счет), практический результат заключается в том, что вы не сможете использовать обычные шаблоны Baerwald, Stevenson или Loefgren, предназначенные для выравнивания картриджей, для выполнения этой операции на тонарме данной модели.
Следует обязательно использовать шаблон, входящий в комплект поставки GT-5000.
Шаблон для настройки Yamaha представляет собой черный металлический диск, который насаживается на шпиндель; он снабжен необходимыми метками для калибровки картриджа. С помощью этого диска также можно выполнять калибровку скорости, так как на нем нанесены стробоскопические метки – правда, вы вряд ли моментально распознаете их в этом качестве, поскольку вместо прямых линий, как на большинстве других стробоскопических карточек, в Yamaha предпочли метки в виде стрелок.
Сначала я думал, что эти стрелки – просто хитрый трюк; но затем сравнил стробоскоп Yamaha с моим собственным (на котором нанесены привычные прямые линии), и вариант Yamaha оказался проще в использовании, а также более точным. К слову, линии на стробоскопе Yamaha смотрятся симпатичнее.
Любопытно, что на калибровочном диске было только два кольца стробоскопических меток (одно – для 33,33 об/мин, другое – для 45 об/мин); это означает, что Yamaha придется вкладывать в комплект разные калибровочные кольца в зависимости от того, предназначается ли проигрыватель для использования в стране с частотой сети питания 50 Гц (например, в Австралии и Великобритании) или 60 Гц (например, в США или Японии).
Что касается стробоскопа, который необходим для работы стробоскопических меток, то для этой цели подойдет любая флуоресцентная лампа; на случай, если такой лампы у вас под рукой нет, Yamaha поставляет в комплекте с GT-5000 небольшой стробоскоп. Он находится на конце гибкого кабеля, который подключается к гнезду Strobe на задней панели корпуса проигрывателя.
Что же делает столбик в передней части GT-5000, если это не стробоскоп? Он предназначен для изменения скорости вращения опорного диска. Чтобы ее отрегулировать, вам придется одной рукой держать стробоскоп, а другой – настраивать скорость вращения диска. Это достаточно практичный подход, но все же странно добиваться такой простой цели настолько нетрадиционным способом. Yamaha стоило бы придумать что-то поэлегантнее.
Переключение скоростей выполняется нажатием на маленькую кнопку, расположенную позади большой кнопки «Start/Stop» на правой стороне стола.
Когда вы переключаете скорость, нажимая и отпуская кнопку, светодиод, соответствующий позиции 33 или 45, дважды очень ярко мигает зеленым цветом, а затем переключается в режим непрерывного свечения с уменьшенной интенсивностью. В положении 33 переключатель утоплен вровень с ободком, в положении 45 верхняя часть переключателя выступает над ободком на 2,5 миллиметра.
Аналогичная картина наблюдается и у кнопок «Start/Stop» и «Power» (расположенной с левой стороны стола). В режиме «Start» кнопка утоплена на уровень ободка, в режиме «Stop» выступает над ним; кнопка питания утоплена в режиме «Вкл» и возвышается над ободком в режиме «Выкл». Это не просто элегантное инженерное решение, но и возможность мгновенно определить статус элемента управления даже с закрытыми глазами или в полной темноте.
Задняя панель GT-5000 вас удивит: здесь есть не только стандартный небалансный RCA-выход (разумеется, с позолоченными разъемами), но и балансный XLR (также с позолотой) – даже зажим заземления, и тот покрыт этим благородным металлом. Все они располагаются на одной монтажной плате с левой стороны панели. Справа находится еще одна со стандартным 3-контактным гнездом для подключения к электросети и 3,5-миллиметровым разъемом для стробоскопа.
Кроме того, сзади находятся четыре хромированных винта с накатанными головками, сгруппированные попарно. Они предназначены для крепления сверхпрочной пылезащитной крышки из прозрачного плексигласа, которая во многих странах предлагается как опция, а в Австралии входит в стандартную комплектацию каждого проигрывателя, но упакована отдельно – так что владельцы могут устанавливать ее по своему выбору.
Прослушивание
В комплекте GT-5000 картриджа нет; более того, компания не предоставляет перечня наиболее подходящих для него вариантов. Под «подходящими» я имею в виду модели, которые можно было бы установить в держатель так, чтобы иглу можно было правильно откалибровать при помощи шаблона Yamaha.
Я делаю на этом акцент, потому что у нескольких имеющихся у меня головок звукоснимателя игла была настолько далеко отнесена к задней стенке корпуса, что мне не удавалось подвести ее к точке выравнивания на шаблоне Yamaha, даже когда монтажные отверстия в верхней части картриджа были в максимально возможном положении относительно регулировочных пазов на шелле Yamaha.
К счастью, я профессиональный рецензент Hi-Fi-аппаратуры, и у меня в запасе много разных картриджей, поэтому мне без труда удалось среди них найти несколько, поддающихся выравниванию согласно инструкциям Yamaha.
Кроме того, у меня было под рукой довольно много шеллов, и некоторые из них обеспечивали больший диапазон регулировки, чем экземпляр из комплекта Yamaha, так что я мог использовать картриджи с более коротким корпусом. В отсутствие списка рекомендаций по подбору головки звукоснимателя вам придется полагаться на знания вашего продавца Hi-Fi-компонентов.
Установка альтернативных шеллов стала возможной благодаря тому, что тонарм Yamaha снабжен стандартным «универсальным» креплением.
Первое, что мне требовалось сделать после выравнивания картриджа – это убедиться с помощью стробоскопа, что скорость вращения составляет ровно 33,33 оборота в минуту. Не сделав этого в самом начале, я не без труда сумел вставить разъем кабеля стробоскопа в гнездо на задней панели; имейте это в виду, если планируете регулярно вставлять и вынимать кабель стробоскопа – а оставлять его постоянно включенным, конечно, не стоит.
Впрочем, единственная причина, по которой вам может потребоваться постоянно использовать стробоскоп – частое прослушивание пластинок на 45 оборотов. Как оказалось, если установить скорость 33,33 об/мин с помощью стробоскопа, а затем переключиться на 45 об/мин, то он показывает, что диск слегка отстает, поэтому требуется немного увеличить его скорость вращения. Когда же я переключался обратно на 33,33 об/мин, пластинка вращалась немного быстрее, так что нужно было еще раз подстроить скорость.
Постоянная регулировка скорости с помощью стробоскопа предполагает, что вы хотите обеспечить скорость вращения диска, в точности равную 33,33 или 45 об/мин – а на самом деле это вовсе не обязательно. Дело в том, что многие пластинки следует проигрывать с небольшим отклонением от эталонной скорости, если вы хотите, чтобы записанная на них музыка соответствовала тональности, в которой она была сыграна.
Причина в том, что из-за ограниченного времени воспроизведения долгоиграющего диска музыкальное произведение, исполненное и записанное с правильной высотой тона (ля первой октавы – 440 Гц), часто оказывалось слишком длинным для размещения на двух сторонах пластинки. Инженеры звукозаписи «решали» эту проблему, ускоряя магнитофон, подающий материал на режущий станок; в результате длительность произведения сокращалась.
Однако ускорение движения ленты магнитофона приводило к повышению высоты тона всех инструментов и голосов; так что если скорость вращения диска проигрывателя была точно настроена на 33,33 об/мин, то тональность всех составляющих звуковой дорожки оказывалась завышенной. Установка слегка уменьшенной скорости вращения позволяет скорректировать этот эффект.
Еще одна ситуация, в которой требуется изменить скорость вращения опорного диска проигрывателя: вы хотите играть под запись с пластинки на каком-либо инструменте с фиксированной высотой, например фортепиано, и обнаруживаете, что инструмент с пластинкой не «строят» друг с другом. Немного подкрутив регулятор скорости вверх или вниз, вы сможете достичь идеальной гармонии. А если вы подпеваете в такт музыке и чуточку не дотягиваете до самых высоких или самых низких нот, регулятор поможет устранить и эту проблему.
Я очень долго не мог понять, зачем нужна канавка по периферии опорного диска GT-5000, пока не настало время поставить на него пластинку, и тогда меня осенило: поскольку опорный диск проигрывателя Yamaha по диаметру намного больше пластинки, канавка помогает легко устанавливать и снимать винил.
Это заставило меня задуматься о том, почему же опорный диск здесь намного больше, чем обычно, и в моем мозгу зажегся еще один огонек: инерция – или, возможно (я забыл физику и не стал гуглить), ее момент. Чем больше диаметр любого колеса (в данном случае – опорного диска), тем больше эффект маховика, а значит, выше стабильность вращения.
Очень разумно! (Это я не о себе, а об инженерах Yamaha).
У большого и тяжелого опорного диска есть один маленький недостаток: одиночному плоскому пассику трудно разгонять его до нужной скорости. Я обнаружил, что каждый раз, когда я нажимал на кнопку воспроизведения, сначала происходило небольшое проскальзывание, и только секунд через 15 диск стабилизировался на 33,33 об/мин. Если теперь отжать кнопку воспроизведения, чтобы остановить диск, то для полного завершения процесса потребуется целых 23 секунды.
Для постоянных читателей не будет сюрпризом, что первой пластинкой, которую я поставил на GT-5000, стала моя новая любимая запись Гимнопедии Эрика Сати в исполнении Анн Кеффелек (Virgin Classics 522 0502), обладательницы безупречного темпа и восхитительного рубато. Я обожаю вольность, которую она привносит в партитуру: эта манера переводит ее из разряда «еще одно виртуозное исполнение» в иную лигу. (Хотя, как настойчиво подчеркивал другой рецензент, ей не хватило смелости опустить финальный аккорд).
Но, конечно, запись Сати я выбрал, потому что медленная (очень медленная, безумно медленная) фортепианная музыка сразу же покажет, не свойственны ли опорному диску проигрывателя «детонация» (медленные вариации скорости вращения) или «дрожание» (более значительные колебания скорости). Я рад сообщить, что GT-5000 не страдает ни тем, ни другим недостатком. Я также не услышал никаких эффектов неравномерности крутящего момента – именно ради этого Yamaha предпочла пассиковый привод прямому.
По словам представителя компании, Киёохико Гото: «Пассиковый привод был выбран для минимизации эффекта неравномерного вращения из-за пульсаций двигателя. Обратная связь, используемая для управления прямым приводом, не способна полностью устранить запаздывание из-за неравномерности вращения, вызванного пульсациями крутящего момента, и это влияет на звук. Чтобы избежать этого, был выбран тип привода, не требующий использования технологии обратной связи».
Пульсация вращающего момента – странный феномен; но его наличие всегда слышно, и у GT-5000 его определенно нет. Но даже на фоне других превосходных пассиковых моделей GT-5000 показался мне еще более выдающимся, потому что его звучание было невероятно плаавным (лишняя буква «а» в этом слове применена не случайно, потому что звук этого проигрывателя более плавный, чем обычно, но у меня просто не нашлось слов, достойных описать его). Любой музыке, которую я слушал на GT-5000, были присущи чудесная легкость и «поток», который возносил меня на седьмое небо.
Эффективность трекинга короткого тонарма и отсутствие антискейтинга меня слегка беспокоили, поэтому я решил провести проверку с парой любимых альбомов и обнаружил, что для проигрывателя Yamaha не составили ни малейшего труда первый и второй альбомы группы Emerson, Lake and Palmer (Emerson, Lake and Palmer и Tarkus, соответственно), которые отличаются гораздо более энергичными басами, чем способны отработать большинство обычных картриджей (и тонармов), поэтому их очень трудно точно воссоздать. (Хотя и не так трудно, как пушечный залп в увертюре Чайковского «1812 год» в исполнении симфонического оркестра Цинциннати под управлением Эриха Кунцеля, изданной Telarc, с которым GT-5000 также справился одной левой).
Первый одноименный альбом группы – по-настоящему удивительное произведение; не в последнюю очередь благодаря музыкальным талантам каждого ее участника (особенно Эмерсона), а также тому факту, что авторами двух композиций (Barbarian и Knife Edge) частично выступили три знаменитых рок-музыканта: Бела Барток, Леош Яначек и Иоганн Себастьян Бах.
(Если вы уже запутались, то Barbarian – это переработка бартоковского Allegro Barbaro, откуда и название, а Knife Edge звучит очень похоже на соединение первой части Синфониетты Яначека с аллемандой из Французской сюиты ре минор Баха, BWV 812).
Если это откровение вас удивило, не расстраивайтесь: многие известнейшие рок-хиты недавнего времени – просто переделки творений великих классических композиторов. Одна из самых известных вещей Билли Джоэла – почти транскрипция известного классического произведения; а совсем недавно я смотрел телевизионное интервью, в котором Пола Саймона превозносили за одну мелодию, вышедшую под его именем, и он с радостью признался, что не был ее автором – и, чтобы доказать это, сыграл исходную классическую тему на гитаре, которая случайно оказалась у него в руках. Кстати, если вам любопытно, все это совершенно законно и легально. Авторские права на такие темы истекли несколько сотен лет назад, и музыкант даже не обязан указывать имя композитора оригинала.
Когда речь заходит о предположении, что самая известная песня группы Procol Harum (A Whiter Shade of Pale) является переделкой Баха, даже Википедия застенчиво отмечает «сходство между партией хаммонд-органа в песне A Whiter Shade of Pale и Air из Оркестровой сюиты № 3 BWV 1068 И.С. Баха (Air on the G string), где выдержанная начальная нота основной мелодической линии развивается в свободно текущую мелодию на фоне нисходящего басового голоса». Гэри Брукер, считающийся автором композиции (и до сих пор владеющий авторскими правами на нее), говорил журналу Uncut: «Я не пытался сознательно объединить рок с классикой, просто музыка Баха жила во мне».
Ради справедливости и объективности следует отметить, что все величайшие классические композиторы, ничтоже сумняшеся, «списывали» мелодии у других авторов, а также без колебаний перерабатывали собственные лучшие темы и мелодии для других своих произведений; но в те времена понятия авторского права еще не существовало, а из-за отсутствия средств записи и воспроизведения звука композиторы-«плагиаторы» редко рисковали раскрытием факта заимствования.
Рокот, соотношение сигнал/шум... давайте названия этим эффектам как хотите, но в проигрывателе они совершенно точно не нужны, и вы не найдете и не услышите их у GT-5000. Этот проигрыватель – очень тихий, практически бесшумный. Я долго и безрезультатно пытался услышать хоть какой-то гул или шум подшипника при прослушивании музыки, но в итоге пустил в дело одолженный у зятя стетоскоп, чтобы прислушаться к поведению корпуса в сверхтихой комнате. Если с «моторной» (левой) стороны стола был слышен небольшой шум, то на более важной (правой), с тонармом, не было совершенно никаких звуков.
Вердикт
Yamaha GT-5000 – настолько умопомрачительно фантастический проигрыватель, что единственно как можно было улучшить его: предложить версию без тонарма. Конечно, такая модель, нужна только тем аудиофилам, у которых уже есть любимый тонарм – например, The Wand от Саймона Брауна, или Sorane ZA-12, или даже такая классика, как SME Series V – и я думаю, что таких людей достаточно много, а учитывая высочайшее качество GT-5000, они охотно выстроятся в очередь за ним.
Если же вы еще не завели себе любимый тонарм, то у вас нет абсолютно никакого оправдания, чтобы не купить Yamaha GT-5000 – настолько он хорош.
Результаты лабораторного тестирования
Абсолютная точность задания скорости Yamaha GT-5000 зависит от того, насколько точно пользователь сумеет установить скорость вращения с помощью стробоскопа и диска, поскольку у регулятора нет положения «по умолчанию» или «0». Поэтому в лаборатории Newport Test Labs использовали тестовую запись с эталонным сигналом в 3 кГц и установили скорость при помощи частотомера, обеспечивающего максимально точные результаты измерений.
После того как скорость вращения опорного диска GT-5000 была точно установлена на 33,33 оборота в минуту, специалисты лаборатории переключили ее на 45 оборотов и воспроизвели тестовый сигнал в 3 кГц, записанный на скорости 45 об/мин. Счетчик частоты показал значение 2990 Гц – на 10 Гц меньше, чем должно было быть. Это всего на 0,3% ниже, с точки зрения абсолютной точности высоты тона разница не так уж велика, поэтому можно оставить все как есть – но при желании несложно и ее отрегулировать.
Колебания скорости при долговременном измерении были ничтожно малы, как видно из приведенной ниже гистограммы.
Измерения стабильности вращения, проведенные Newport Test Labs, также дали превосходный результат (см. второй график). В этом тесте скорость измеряется в течение полных 30 секунд. Необработанные колебания представлены на графике линией цвета хаки. Среднюю скорость за период демонстрирует пунктирная синяя линия. Уровень детонации, измеренный в соответствии со стандартом IEC 386, показан для динамического измерения (фиолетовая линия) и для анализа по правилу двух сигм (красная линия).
Лаборатория Newport Test Labs использовала контрольно-измерительное оборудование Meguro и MTE для оценки долговременных изменений скорости на периоде в 20 минут и обнаружила, что коэффициент детонации составляет 0,06% RMS (невзвешенный) и 0,08% CCIR (взвешенный). Результаты измерений детонации были идентичны для скоростей 33,33 об/мин и 45 об/мин, как по стандарту RMS, так и по CCIR.
На третьем графике показан шум (рокот) GT-5000 по отношению к тестовому сигналу 315 Гц, записанному с колебательной скоростью 3,52 см/с. Как видите, в основном он более чем на 90 дБ ниже, и это выдающийся результат – лучший, какой мне когда-либо доводилось видеть.
Энергопотребление GT-5000 ничтожно мало: всего 0,41 Вт (коэффициент мощности (КМ) +0,845) в режиме ожидания и всего 10,67 Вт (КМ +0,755) при работе на скорости 33,33 об/мин.
На основании этих выдающихся результатов тестирования я могу уверенно заявить, что Yamaha GT-5000 устанавливает новый стандарт работы проигрывателя винила.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", декабрь 2020 г.