Munchner Philharmoniker - Bruckner: Symphony No. 4 "Romantic". Обзор

Жизнь и творчество Антона Брукнера (1824–1896) подобны неспешному, но неуклонному восхождению на высокие альпийские кручи. Музыка композитора прошла непростой путь к известности, которая постоянно возрастала, особенно в последнее десятилетие жизни ее творца, и мировому признанию, оформившемуся в XX столетии и сохраняющемуся в XXI веке.



Munchner Philharmoniker - Bruckner: Symphony No. 4 Romantic

Старший из 11 детей крестьянского учителя в деревеньке под Линцем, первые уроки музыки Брукнер получил от отца, а сочинять начал с десяти лет. Освоение соответствующего ремесла он продолжил в певческой капелле монастыря Св. Флориана, где позже, с 1845 года и в течение десятилетия, служил органистом; он пополнял свои знания в тамошней обширной библиотеке. В жизни Брукнера были работа помощником учителя деревенской школы, а дополнительно – музыкантом на деревенских вечеринках… В Санкт-Флориане композитор написал около 40 произведений, несмотря на то, что по его словам «монастырь равнодушно относится к музыке и, следовательно, к музыкантам». 12 лет Брукнер трудился соборным органистом в Линце. К тому времени окрепла его известность как исполнителя на этом инструменте и мастера органной импровизации.

На его композиторском пути было немало терний: провалы некоторых премьер (Третья симфония), болезненная травля со стороны критиков во главе с могущественным Э. Гансликом, вражда между «вагнерианцами» (к которым причислял себя Брукнер) и «брамсианцами».

Писать музыку Брукнеру удавалось благодаря колоссальной работоспособности. Несмотря на очень большую педагогическую нагрузку – преподавание контрапункта, генерал-баса и органа в Венской консерватории; рояля, органа и гармонии в учительском институте; гармонии и контрапункта в университете – он успевал уделять много времени и сил сочинительству.

Как к композитору слава пришла к нему только в 1884 году после триумфального исполнения Седьмой симфонии под управлением Артура Никиша (одного из его учеников).

Симфонии – это становой хребет творчества Брукнера, хотя он написал также немало духовных произведений в связи со служебными обязанностями в Санкт-Флориане и Линце.

Первые оркестровые опусы и мессы вышли из-под пера Брукнера в 1863 году, когда ему было почти 40 лет! Он неустанно сочинял и переделывал (подчас очень глубоко, почти до неузнаваемости) свои симфонии, что дает основание говорить не о девяти и не об одиннадцати, а (с учетом редакций) о 18-ти, написанных в течение 30 лет. Их редакции отличаются одна от другой столь сильно, что признается самостоятельная ценность каждой.

Munchner Philharmoniker - Bruckner: Symphony No. 4 Romantic

Творчество Брукнера – важный этап на пути развития австрийского симфонизма, от венских классиков через романтиков и Вагнера до Малера (еще один его ученик) и далее. Для оркестрового стиля композитора характерны несколько тяжеловесное развитие музыкальной мысли и большие объемы опусов («божественные длинноты», по словам Р. Шумана). В оркестровом письме отмечаются влияния Листа и особенно Вагнера. Звуковые краски в его симфониях иногда напоминают голос органа с его несмешивающимися регистровыми пластами.

В. Каратыгин говорит о воплощенных в симфониях «титанических художественных концепциях» и о «вздымающихся валах актуально-волевой энергии».

«Он воспевает величие Вселенной, старается проникнуть в загадочную сущность бытия; неистовые порывы к счастью чередуются со смиренным отречением, а пассивное созерцание сменяется экстатическим ликованием», – пишет о симфоническом творчестве Брукнера М. Друскин. Он же называет эти произведения «гигантскими эпопеями, словно высеченными из монолитной глыбы».

Четвертая «Романтическая» симфония – одно из самых совершенных творений Брукнера. Это единственное среди его сочинений данного плана, снабженное программным подзаголовком («Романтическая»). Его замысел возник в 1873 году, в следующем композитор завершил партитуру. В 1878-80-х он дважды ее перерабатывал. Премьера Четвертой прошла в феврале 1881 года под управлением знаменитого дирижера Ганса Рихтера, который тепло отозвался о музыке. Таким образом, это сочинение дожидалось исполнения 16 лет после написания; подобное можно сказать о многих других симфониях мастера.

На пластинках Warner Classics содержится больших достоинств интерпретация этого сочинения Брукнера Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением выдающегося дирижера прошлого столетия Серджиу Челибидаке, ученика и, как некоторые полагают, преемника великого Вильгельма Фуртвенглера. Маэстро руководил этим коллективом с 1979-го до своей кончины в 1996-м.

Челибидаке скептически относился к фонограммам как таковым, считая их лишь побочным продуктом своих концертных выступлений. Он никогда не работал в студии, однако многие выступления были записаны и изданы после его смерти с согласия семьи.

В довольно интересной аннотации Гельмут Николаи рассказывает о репетиции Четвертой симфонии с Челибидаке, касается прежней работы в оркестре Караяна и его прочтений музыки Брукнера.

Munchner Philharmoniker - Bruckner: Symphony No. 4 Romantic

Великолепная по своим художественным качествам и звучанию запись была осуществлена 16 октября 1988 году с концерта в Мюнхенской филармонии звукорежиссером Джеральдом Янге.

Издание достойно внимания широкого круга меломанов.

Этот обзор прочитали 1 884 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий