О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Мгновения таланта. Саундтрек — Семнадцать мгновений весны. Обзор
Музыка Микаэла Таривердиева, написанная для двенадцатисерийной эпической телесаги режиссера Татьяны Лиозновой по одноимённому роману Юлиана Семёнова, вышедшей на экраны в 1973 году, звучит романтично и по большей части мягко. Но романтика тут оказывается непростой, нелинейной, формирует и прекрасный саундтрек, и сложный букет сопутствующих чувств и эмоций.
Как представляется, музыка для кино «про разведчиков» должна подчиняться определенным правилам. Она героическая, таинственная, она рассказывает про борьбу на пределе человеческих возможностей и делает это с привкусом ностальгии. Но фильм оказался совершенно вне привычных трендов. В нём есть положенные волнения и драмы, но они показаны, словно с другой, общечеловеческой позиции, и картина стала ещё более действенной. Все было сделано без пафоса, без излишних жестов, но с абсолютным вкусом. Уход от прямолинейности требовал большого таланта и организованности. Музыка Таривердиева оказалась под стать этим особенностям фильма.
Она отзывается и резонирует в душе, поёт в унисон с памятью. Попадание мелодий в настроение времени и во вкусы миллионов было абсолютным и осталось в подсознании, в анекдотах, в мемах. Лейтмотив фильма, естественно, присутствует в альбоме, в первую очередь, в песнях в исполнении Иосифа Кобзона. Ими он подтвердил свое мастерство; пожалеем, что эпоха крунеров, стильных маститых певцов, осталась в прошлом. Инструментальные варианты этих мелодий – самостоятельные пьесы. «Где-то далеко» отзывается в треках «Вокзал прощания» и «Дороги», а «Не думай о секундах свысока» в пьесе, логично названной «Мгновения».
Обложка альбома с саундтреком, созданным для одного из самых крутых художественных фильмов эпохи, аскетична и отражает цвет винила. Настроению картины, пожалуй, соответствует задняя сторона конверта – чёрно-белая, с портретом композитора и его рассказом о том, как создавалась звуковая дорожка. В нём Таривердиев говорит не о частностях, а о логике появления тех или иных фрагментов и источниках своего вдохновения.
Из людей, работавших над произведением, указаны лишь Кобзон и автор стихов Роберт Рождественский. Кто-то в будущем, конечно, исправит мелкие «ашипки» в трек-листе, а переиздания превратят этот тираж – оригинал(!) – в раритет. Пока же получим гарантированное удовольствие от музыки. Оценим звук как вполне приемлемый, без проблем и откровений. Альбом удивительно спокоен, даже тих. В пьесах много фрагментов, где солируют виолончели, клавишные, вибрафон – они подаются точно и образно. Аккомпанемент песен разрежен и даже минималистичен, детализация хорошая, главное здесь – вкус и понимание задач, стоящих перед аранжировкой. Альбом – настоящая киномузыка, каждая мелодия «работает» в кадре, идеально подходит для описания образа, развития сюжета и запоминается, остаётся с людьми на десятки лет.