Мелодия надежды. «Песни Александры Пахмутовой»

Когда рецензент достал диск из конверта, то чуть не вскрикнул: яблоко у него оказалось тем самым – «мелодиевским», копией того, что родом из 80-х. Принципиально и показательно узнаваемые и «простые» оформление и название альбома идеально его описывают, так что не надо кричать и зажигать рекламные фонарики «для привлечения внимания» – и содержание, и потенциальная аудитория предельно ясны.

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА

С тем, что композитор Александра Пахмутова писала отличную музыку, спорить вряд ли кто-то станет. Когда же власть имущим нужна была песня «по случаю», она ее тоже сочиняла. И не стоит вспоминать коронационные мессы и концерты, написанные в давние столетия по заказам всяких эрцгерцогов и королей – музыканты всегда работали на тех, у кого есть деньги и власть, такова реальность. В аннотации, в «кавер-стори» альбома, Пахмутова позиционируется как «советский Моцарт», и это не режет глаз – она получила блестящее образование и нельзя сказать, что это как-то ей мешает.

На данном диске песни с выраженной идеологической окраской отсутствуют за исключением совершенно эпохальной «И вновь продолжается бой», которую при хорошей громкости благодаря нешуточному напору аранжировки можно смело сравнивать с любой симфо-рок композицией. Оркестр передает драйв, который живёт в мелодиях Пахмутовой, мы отвыкли от подобного искусства, электроника так не умеет. Столь же уникальной становится и фолк-лиричность в «Я не могу иначе» – её исполняет, если кто забыл, замечательная певица Валентина Толкунова, пожалуй, недооценённая именно в плане умения создавать аудиообразы. Звучит же она идеально – и интонационно, и музыкально. А еще есть щемящие душу «Беловежская пуща» «Песняров», «Нежность» Майи Кристалинской и «Надежда» Анны Герман, покоряющие и формирующие настроение.

Альбом демонстрирует то, что легендарный тандем Александра Пахмутова / Николай Добронравов умеет создавать лучше всех: и чувственность, и логичные, но естественные аранжировки, которые знали наизусть. И, конечно, кажущуюся в наш тихий век излишней экзальтацию голосистых солистов, хотя, отметим, Муслим Магомаев поёт свою «Мелодию» не форсируя голос, красиво и сдержано.

Альбом – редкий случай, когда современный мастеринг, распознаваясь сразу и ставя акценты как-то иначе, добавляет энергетики записям прежних лет. Они оказываются не просто пафосно-ностальгичными, а заявляют: в песнях Пахмутовой заложено много музыкальных планов, и их можно раскрывать. В этой музыке есть и ожидание смерти, и расставание навсегда, и тревога за будущее – образы, эмоции, потерянные нынешней эстрадой, словно вымаранные злой рукой, но присущие людям.

Эти песни настоящие – они трогают, вызывая при этом у по-разному заряженных душ противоположное отношение. Но, если сейчас дать их послушать ребёнку, он запечатлеет их на всю жизнь – как музыку, а не как лозунг. И лучшего предмета для запоминания наш мир пока что предложить не в состоянии. Вполне возможно, что кто-то услышит эти мелодии и начнёт, несмотря на медийный гул ложных трендов, сочинять что-то Своё – талантливо и на века. А эти песни будут жить долго, тем более что сиюминутная шелуха неизбежно спадёт, и останутся только нежность и надежда.

Эту статью прочитали 4 064 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий