Конни Планк: от Марлен Дитрих до краут-рока

Kraftwerk, Ultravox, Cluster, Eurythmics, Clannad, Scorpions — что объединяет этих артистов? Все просто: их работы продюсировал один человек — Конрад «Конни» Планк, главный немецкий продюсер всех времен.



Конни Планк

Карьеру в музыке он начал, работая звукорежиссером у Марлен Дитрих и ассистируя великому композитору Карлхайнцу Штокгаузену, но первой настоящей продюсерской работой Планка стала пластинка пионера европейского фри-джаза Александра фон Шлиппенбаха — The Living Music (1969), альбом открытый, буйный, переполненный цитатами и реминисценциями… А вот вторая работа оказала на дальнейший вектор развития Конни куда более сильное влияние: альбом проекта Kluster под названием Klopfzeichen; Планк был на ней просто инженером звукозаписи. И тем не менее с именами Конрада Шницлера, Ханса-Йоахима Рёделиуса и Дитера Мебиуса судьба его оказалась связанной навсегда.

Критики разнятся даже в жанровой оценке этого диска: кто называет его прог-электроникой, кто — зарей краут-рока; на самом деле это был прародитель и того, и другого. Энергетически мощнее заряда трудно было придумать; это было то, чего так не хватало Планку. К тому же Мебиус и Рёделиус привели Конни в клуб «Зодиак», где рождался краут-рок — немецкоязычный ответ на американскую психоделию рубежа 60-х/70-х. Немцы круто мешали рок с электроникой, добавили монотонные, почти механические ударные, импровизировали, экспериментировали… Насмотревшись на них, Конни Планк начал задумываться о своей собственной студии.

В ней Планк создал звучание группы Ральфа Хюттера и Флориана Шнайдера Kraftwerk: из полуроковых импровизаций и игры со свободой форм вычленялась та самая жесткая структурированность, которая стала для них фирменной. Параллельно он работал с Neu! — дуэтом гитариста Михаэля Ротера и барабанщика Клауса Дингера. Планк первым услышал в манере игры Дингера тот самый монотонный пульсирующий бит, который сводил с ума Брайана Ино, и помог Ротеру разобраться с тем, как записывать гитару. Впрочем, Планк всегда называл главным образцом первую пластинку Velvet Underground — ту самую, с бананом. «Они не заботились о красоте звучания, они шли к ощущению правильности самого звука», — говорил он.

Neu! мгновенно полюбили все думающие музыканты. В сущности, благодаря им у Боуи и Ино был «берлинский период»; Ротер говорит даже, что название Heroes своему альбому Боуи дал, послушав композицию Neu! под названием Hero. А они стали такими благодаря Конни Планку.

К концу 70-х через его студию Планка прошел едва ли не весь краут-рок. Именно тогда возникли два важных для поп-музыки жанра: британский new wave и Neue Deutsche Welle — тоже «новая волна», но немецкая. DAF, Нина Хаген, Ideal — лучшие группы жанра работали с Планком. Это была умная, циничная, ироничная поп-музыка, она рвалась куда-то, где до нее никто не был, и это не могло не импонировать Планку — и он понимал, что именно четкий, кристальный, ритмичный саунд Kraftwerk стал фундаментом для новой музыки.

К Планку в Кельн потянулись иностранцы: от странных американцев DEVO до британцев The Tourists. А сам он, услышав и полюбив новое, продолжал работать с Мебиусом и Рёделиусом, записывать грандов краута, вышедших далеко за пределы жанра — группу Can, но уделял внимание резкой рок-итальянке Джанни Нанини и англичанам Ultravox. Первый вокалист Ultravox Джон Фоксс и барабанщик Уоррен Канн считают, что едва ли не всем обязаны Конни Планку — еще до того, как познакомились с ним: их вдохновляли Neu! — а Конни сделал для них звук лучшего, наверное, альбома Vienna — прозрачный, размытый, балансирующий между «здесь» и «нигде», наложенный на плотно пульсирующий ритм.

А потом к нему приезжали британские постпанки Killing Joke, австралийские рокеры Hunters And Collectors, французы Les Rita Mitsouko, и для всех у Планка находился свой подход. «Обмениваемся идеями и безумствуем», — говорил он.

В последние годы жизни он много работал как музыкант, записывался с Мебиусом, Ино и Рёделиусом и даже съездил с ними в гастроли по Южной Америке; вместе с Холгером Шукаем и Джаки Либецайтом из Can принял участие в работе над дебютной пластинкой невероятной японки Фью — и во всем этом была толика того самого священного безумия.

Планк умер от скоротечного рака в 1987-м, а тридцать лет спустя его сын Штефан вместе с режиссером Рето Кадуффом снял об отце документальный фильм «Конни Планк. Потенциал Шума». И если вы хотите знать подробности о жизни одного из главных волшебников звука прошлого века, вы просто обязаны его посмотреть.


Scorpions на виниле в нашем каталоге


Kraftwerk на виниле в нашем каталоге


Eurythmics на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2021 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 2 739 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий