KLH

KLH

Компания KLH была основана в 1957 году под названием KLH Research and Development Corporation в Кембридже, штат Массачусетс, США, Генри Клоссом, Малкольмом С. Лоу и Йозефом Антоном Хофманном. Старт был успешным и в какой-то момент KLH стала крупнейшим производителем аудиосистем в мире, в ней работало более 500 человек, и она поставляла 30 000 единиц продукции в год розничным продавцам и дистрибьюторам на шести континентах.

Подробнее о бренде KLHОбзоры товаров под маркой KLH (9)Официальный сайт KLH
https://klhaudio.com
Аудиомания — официальный дилер KLH

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

Руководство пользователя начинается со слов «Уважаемый любитель аудио!», а не более привычных «Уважаемый покупатель». Я несколько секунд раздумывал над ними, пытаясь точнее понять подтекст этого приветствия. Не знаю, такое ли впечатление планировали сформировать авторы, но для меня это было сигналом о том, что KLH Model Three – не для тех, кто одержим желанием иметь лучшее за любые деньги; они созданы в расчете на ценителей качественного звука – и точка. Кроме того, они ориентированы, в первую очередь, на приверженцев американского винтажного стиля.



Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

На первый взгляд, облик Model Three (или M3 для краткости) – вполне себе ретро; но мне кажется, его скорее можно назвать неподвластным времени, чем старомодным. Записывая эти слова, я поглядываю на присланную для тестирования пару колонок, и они никоим образом не смотрятся неуместно в современном интерьере моей комнаты прослушивания. Попытайтесь угадать, в каком году были произведены M3? Не сохранилось воспоминаний о тех давних временах? Попробуйте начать с 2022 года. Это совершенно новая модель, созданная на базе выпущенных еще в 1968 году АС Model Five и модифицированная за счет использования современных технологий, деталей и материалов, недоступных в те уже далекие времена. Представьте себе сегодняшний ЦАП на резисторной матрице R-2R – только более сексапильный (по крайней мере, для меня).

С эстетической точки зрения M3 отличает ярко выраженный характер. Их «широкая кость» и прямолинейные формы не просто вечно актуальны – они вполне заслуживают статус культовых. Я почувствовал это еще при первой встрече с ними на аудиофестивале в Монреале в 2022 году. Несмотря на малую высоту – технически эти колонки относятся к категории полочных – они излучают неколебимую силу. Наклоненные назад на стойках из двухмиллиметровой стали с черным порошковым покрытием, АС словно бы вызывающе выпячивают квадратный подбородок, напоминая собой персонажа Клинта Иствуда – с тем отличием, что вместо привычной для героя вестерна сигары у них имеются петли в нижней части, за которые можно оттянуть прикрепленные на магнитах тканевые решетки. Поначалу я боролся с искушением воспользоваться этой возможностью – терпеть не могу эти аксессуары – но тот импульс быстро угас. Я был очарован их серебристым оттенком (официально он называется Stonewash Linen – вареный лен), и мне уже не хотелось их снимать. Кажется, впервые в жизни.

Еще один класс редко вызывающих у меня восхищение предметов, которые я, тем не менее, всегда рад найти в коробке с товаром, – это руководство пользователя. Приложенное к M3 (к каждой колонке из пары свое собственное) можно назвать самым шикарным из всех, что мне доводилось видеть. Заключенное в симпатичный конверт размером с обычное письмо, оно похоже на увеличенное свадебное приглашение и в целом создает впечатление качественного печатного издания. Содержание не уступает форме: оно написано хорошим языком в дружелюбном разговорном тоне и вполне информативно. Почему я уделяю столько внимания инструкции по эксплуатации? Потому что это момент знакомства с компанией. Она задает тон всему тому, что будет дальше. Руководство производит либо хорошее, либо плохое впечатление; у M3 оно оказалось благоприятным и позволило мне почувствовать, что я важен для фирмы.

Окажется ли продолжение знакомства достойным столь располагающего начала? Мне не терпелось найти ответ на этот вопрос.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

Конструкция

Сама модель KLH Model Three разработана недавно, но ее фундаментальная основа – конструкция типа «акустический подвес» – появилась на рынке еще в 1954 году, когда аудиоинженеры Эдгар Вилчур и Генри Клосс, соучредители Acoustic Research, выпустили первые колонки такого рода – AR-1. Три года спустя Клосс и два сотрудника AR отправились на вольные хлеба и основали компанию KLH. Сохранив за собой юридическое право использовать принцип акустического подвеса в собственных изделиях, они применили его в своих первых АС – Model Five (M5). Их ждал грандиозный успех.

У M3 много общих черт с новой версией модели M5, обзор которой, выполненный Кеном Микаллефом, был опубликован в сентябрьском номере журнала Stereophile за 2021 год. Сопротивление у обеих составляет 6 Ом. Обе оснащены одинаковыми дюймовыми твитерами с алюминиевыми куполами и вуферами с бумажными диффузорами, а также корпусами из конструктивно усиленного 19-миллиметрового MDF, универсальными клеммами и трехпозиционными переключателями тонального баланса на задней панели, предназначенными для настройки уровня сигнала, подаваемого на динамики, с учетом акустики помещения. Как сообщил Керри Гейст, главный разработчик KLH, в беседе с Кеном Микаллефом, переключатель ослабляет его выше частоты 400 Гц для работы АС в сложных в плане акустики комнатах. Он обеспечивает относительно небольшое уменьшение (0, -1,5 дБ, -3 дБ) в широком диапазоне частот. Идея заключается в том, чтобы нивелировать некоторую часть избыточной энергии в слишком «звонком» пространстве.

Моя комната прослушивания не особенно яркая, но я заметил уменьшение блеска при воспроизведении музыки с включенным ослаблением. Побочным эффектом стало некоторое снижение детальности и открытости, поэтому я оставил переключатель баланса в положении «MID»; но в других помещениях и ситуациях он может оказаться полезным.

Паспортная чувствительность в помещении у M3 составляет 88 дБ при 2,83 В на 1 м; у M5 она заметно выше – 90,5 дБ. Диаметр СЧ/НЧ-динамика M3 – восемь дюймов (у M5 было 10), и габариты корпуса значительно меньше. Однако главное различие между этими моделями заключается в том, что у M5 имеется СЧ-излучатель, а у M3 – нет. Но, несмотря на то, что M3 – двухполосные, а не трехполосные АС, их схемотехника столь же сложна. По словам Гейста, количество деталей сопоставимо в обоих устройствах, потому что у M3 «есть дополнительный блок настройки в верхнем поддиапазоне СЧ/НЧ-динамика, позволяющий выполнять эквализацию. Кроме того, контур аттенюатора оказывается несколько сложнее, так как тот управляет и твитером, и полосой пропускания СЧ/НЧ-динамика выше 400 Гц. С целью раздела частот для СЧ/НЧ-динамика добавлен простой фильтр. Кроссовер Model 3 имеет топологию второго порядка, аналогичную той, что применена в Model 5 – только без блока для СЧ, поэтому раздел полос между СЧ/НЧ- и ВЧ-динамиками происходит на частоте около 1600 Гц».

Полученный для тестирования образец M3 отделан шпоном грецкого ореха (English Walnut); также доступны два других варианта оформления: западноафриканское красное дерево (West African Mahogany) и нордический черный (Nordic Noir).

Когда я извлек колонки из упаковки и взглянул на них с близкого расстояния, моей первой мыслю было: «Какая красота!». Скошенные рёбра и узоры натурального шпона придают им сходство с изысканной мебелью.

В руководстве пользователя предлагается прогреть колонки в течение восьми часов, что показалось мне странным, так что я на всякий случай добавил к ним еще приблизительно 151,8.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

Прослушивание

Вышеупомянутое руководство утверждает, что M3 способны «поспорить с самыми габаритными АС». Я вспомнил, как на выставке аудиоаппаратуры в Монреале меня поразила масштабность звучания M3. Я сидел на одном из немногих свободных мест, прислонившись спиной к стене (сноска 1), и размышлял, откуда исходит звук – из больших или из меньших колонок, стоявших по бокам от стойки с электроникой. И я был уверен, наблюдая за тем, как головы других посетителей поворачивались направо и налево, от одной колонки к другой, что подобные сомнения возникли не только у меня. Через некоторое время ведущий, лукаво ухмыляясь, сообщил, что на самом деле мы слушаем M3. Комнату наполнили возгласы восхищения.

Когда пришло время установить M3 в моей комнате прослушивания, я задумался. Раньше я всегда располагал колонки так, чтобы твитеры и СЧ-динамики были вровень с ушами; однако у M3 они находятся гораздо ниже этого уровня и направлены под углом вверх. Я задался вопросом, как правильно их позиционировать – такие низкие и наклоненные. Руководство пользователя посоветовало вначале установить АС так, чтобы они были направлены прямо на позицию слушателя, а затем постепенно увеличивать область проецирования, пока не будет достигнут баланс между масштабом музыкальной сцены и цельностью сфокусированных звуковых образов. Этот подход отлично сработал. В итоге колонки оказались на расстоянии около 2,5 метров друг от друга и на таких же дистанциях от меня, а развернуты таким образом, чтобы акустические оси обеих проходили примерно в 30 сантиметрах от ушей. Я убедился, что выбрал правильный вариант установки, когда голос Ричарда Ленерта на дорожке идентификации каналов во вступлении к тестовому компакт-диску Stereophile Test CD 2 (CD, STPH004-2) зазвучал так, словно он стоял прямо передо мной.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

После этого дела пошли не так хорошо. Я включил заглавный трек с альбома Нильса Петтера Молвера Khmer (CD, ECM 1560 537 798-2), который начинается с ленивой пульсации неправдоподобно низкой ноты в левом канале. Вот только на этот раз впечатление от нее было искажено дрожанием звука. При этом громкость была не так уж высока; но когда я уменьшил ее, эти эффекты прекратились.

Оказались ли басы слишком низкими для бумажных диффузоров M3? Может быть, сломался левый динамик? Я спрыгнул с дивана, поменял местами кабели левого и правого каналов, а затем подождал, пока стигийский басовый ритм зазвучит снова – теперь уже из правой колонки. То же самое, черт побери! Звук «фррр» на самых низких нотах, паразитное наложение помех.

Неужели мне сходу удалось обнаружить ахиллесову пяту M3?

Я переключился на следующий трек этого альбома, с чуть менее глубокими басами, и он был подан великолепно – с богатыми, объемными и детальными НЧ, при этом без проявления малейших признаков напряжения. Но как же мне тестировать колонки, диффузоры которых заметно дрожат при воспроизведении громких низких нот?

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

В поисках объяснения и решения я написал техническому редактору Джону Аткинсону. Я посетовал на поведение АС на граничной частоте 46 Гц и спросил, может ли это быть дефектом колонки или, возможно, несовместимостью по сопротивлению с моим усилителем. Джон, к счастью, ответил без промедления. Он прислал мне ссылку на скачивание 1/3-октавных низкочастотных частотно-модулированных тонов, созданных им для тестового CD 2 Stereophile, чтобы помочь мне локализовать область частот, в которой возникает проблема. Возможность разлада с усилителем он счел маловероятной.

Сноска 1: это означает, что я столкнулся с эффектом некоторого усиления НЧ, поскольку интенсивность всех стоячих волн достигает пика на жестких границах комнаты.

«Сначала проверьте, надежно ли закреплен СЧ/НЧ-динамик на передней панели, – посоветовал мне Аткинсон, не зная, что я слышал одно и то же из обеих колонок. – Болты могли ослабнуть в процессе транспортировки. Во-вторых, если они затянуты плотно, возможно, при перевозке разболтался либо весь кроссовер, либо один из его элементов – скорее всего, тяжелая катушка индуктивности. Если вы не можете попасть внутрь корпуса колонки, чтобы проверить это, я думаю, вам следует запросить новый образец».

ЧТО? Новый образец? Только не это! А как же мой дедлайн?

Я продолжал настаивать: «Может ли это быть из-за герметичности корпуса Model Three? Что, если самая низкая нота создает избыток воздуха внутри него, и он выдавливается через диффузор?» Ох! «Вы все перевернули с ног на голову, – ответил Джон. – НЧ-динамики в герметичном корпусе в области ниже их резонансной частоты контролируются естественным образом. Напротив, НЧ-динамик в фазоинверторной колонке разгружен ниже резонансной частоты излучения порта, и диффузор может колебаться с угрожающе высокими амплитудами при воспроизведении записей с инфразвуковыми частотами».

Через некоторое время, проезжая по шоссе в своем облупившемся Dodge 2009 года выпуска с опущенными стеклами в условиях оглушительного шума, я снова вспомнил о фазоинверторных колонках – и тут меня осенило. Я примчался домой, практически бегом спустился по лестнице в свою подвальную комнату прослушивания, ласково посмотрел на M3, опустился на колени и с безмолвной молитвой снял серебристые решетки, отложив их в сторону. Затем я включил проблемный трек Молвера – и ура! Адский скрежет исчез!

Я ощутил громадное облегчение. Конечно, мне не удалось удержаться от пары крепких слов, но это открытие развеяло тучи в моем музыкальном подвале и позволило спокойно продолжить процесс тестирования.

Мораль сей басни такова: если вы собираетесь слушать на Model Three музыку с обильными басами, первым делом избавьтесь от этих стильных решеток.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

После «грильгейта» дела пошли на лад. Мне не было нужды беспокоиться о качестве НЧ: басы – одна из самых сильных черт M3. Глубокая, поистине разрушительная нота в начале композиции Khmer теперь стала объемной и плавной, без намека на непокорность, с адекватным демпфированием – сочная, но без слезливости. Ей были присущи плотность, реалистичность и цельность, а также тонкая проработка тембра при всех его изменениях. Музыкальная сцена оказалась шире, чем я ожидал. Когда в ходе развития композиции в ней зазвучали пульсирующие басы, переходящие из канала в канал, они были дальше друг от друга, чем мне доводилось слышать, благодаря чему пространство между колонками заполнилось низкочастотной энергией – представьте себе музыкальный эквивалент печенья Oreo с двойной порцией начинки. Звук трубы Молвера вырывался наружу, рассекая воздух, запуская светящиеся искры. Он был динамичным и живым, с натуральной остротой и сияющим затуханием; резкий, быстрый, четко артикулированный.

Хриплый голос саксофона звучал мощно и реалистично. По сравнению с моими колонками Focal Aria K2 936, у M3 в подаче духовых больше металла и меньше горловых гармоник от музыкантов. Яркость инструментам придавал не звук, а блеск материала, из которого они изготовлены, при этом и их контуры были четко очерчены. К тому же они не прятали за собой исполнителя: за каждым из них был явно слышен артист.

Я всегда считал, что переливы цимбал, проплывающие слева направо в начале Khmer, сгенерированы компьютером и поэтому в основном идентичны. Но в этот раз я услышал игру на настоящем инструменте в реальном времени. Можно было разобрать все технические детали: небольшие смещения в положении пальцев, минимальные изменения в интенсивности тона, характерные для живого исполнения. Не студийные ухищрения – но человеческий артистизм. Как такое возможно? Неужели средний диапазон у M3 настолько прозрачный?

Я с трудом дождался начала следующей композиции. Ее звуковой ландшафт вновь напомнил мне двойное Oreo: большой и теплый, он рисовал чувственные, трепещущие пейзажи из ближневосточных сказок, а затем ударная установка выпрыгнула в центр музыкальной сцены и переключила на себя внимание, придав прослушиванию бодрости. Когда закончился этот трек, я включал еще и еще, пока голос в голове не вмешался в процесс: «Мужик, куда тебе столько нот! Давай сделаем перерыв и похрустим колечками кальмаров!»

Когда я не так давно тестировал АС Monitor Audio Silver 500 7G, мне казалось, что музыка изливается из них свободным потоком, словно горная река. Напротив, M3 как будто выталкивают ноты наружу; этот процесс не требует от них усилий, но слушатель ощущает физическую силу, приводящую музыку в движение. У Silver 500 звук бесплотный; у M3 он приземленный и материальный.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

Дебютный альбом Эрики Баду, Baduizm 1997 года (CD, UND-53027), – это отличная музыка, не сумевшая реализовать свой потенциал. Будь качество записи выше, этот альбом был бы по-настоящему потрясающим. Правда, Baduizm был продан каким-то фантастическим числом копий, что бы там ни думали аудиофилы о его слишком крепком и громком звучании. Мне было любопытно, как M3 справятся с материалом такого типа.

Я был приятно удивлен. Во-первых, откровенность M3 позволяет различать на слух методы компрессии: они четко показывают степень сжатия, которому был подвергнут музыкальный контент. Чем она меньше, тем легче и приятнее было слушать песни. Они звучали объемнее, мягче, мясистее, воздушнее и детальнее. Бэк-вокал слышался издалека с обеих сторон; музыкальная сцена представлялась глубокой и теплой, а басы – бодрыми и решительными.

Что еще более важно – и это стало решающим аргументом – M3 сделали эту запись «слушабельной» до такой степени, что мой мозг сумел вынести посредственное качество продюсерской работы за скобки и сосредоточиться на вокальном мастерстве Баду: на ее эмоциях и чувствах в песнях, а не только на технических характеристиках. Эрика делает персонажей своей музыки совершенно реальными, проживая их истории; она не просто поет – она играет.

Завороженный, я увеличил громкость. M3 не приукрасили ее голос, который временами по-прежнему звучал напряженно, но позволили проявиться музыкальности и человечности, вложенным в эту запись, проникнуть сквозь мою самозащиту и сделать меня восприимчивым к искусству певицы. В борьбе музыки с компрессией динамики победила первая.

Композиция Chubb Sub со сборника Last Chance to Dance Trance (perhaps): Best of (1991-1996) трио Medeski, Martin & Wood (CD, Gramavision GCD 79520) служит мне эталоном при проверке качества НЧ и прозрачности системы. Музыка насыщена глубокими басами и в основном ограничена узким вертикальным пространством. Если вам не доводилось ее слышать, представьте, что вы стоите на тротуаре и наблюдаете за потасовкой в переулке с обменом гулкими, мощными ударами – и вы получите представление о характере этого произведения. Чрезмерно обильные низы затмевают большую часть звуков, особенно клавишные Джона Медески. Чем прозрачнее и сбалансированнее аудиотракт, тем больше музыкальной информации пробивается сквозь кластер темной материи.

M3 слой за слоем раскрыли мрак, представив композицию во всем многоцветии. По скорости воссоздания сигналов с острой атакой и высочайшей четкости контуров они уступают колонкам Focal и Monitor Audio, которые я тестировал; зато они насыщают музыку сладострастными и взрывными басами, не подавляющими более высокие частоты. Я мог четко распознавать различные басовые линии и раскладки ударных, а также артикуляцию клавишных мелодий Медески. M3 предлагают почти идеальный баланс между тьмой и светом, давая слушателю возможность оценить мощь басов и художественную выразительность каждого музыканта.

Решающим фактором для меня стала вторая сильная сторона M3 – их прозрачность. Она подается очень элегантно, не привлекая к себе особого внимания и не раздувая мельчайшие детали. M3 в полной мере сохраняют богатство и теплоту, заложенные в музыке.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

Альбом Патрисии Барбер Companion (CD, Blue Note 5229632) стал еще одним доказательством того, что, несмотря на малую высоту твитера – всего 60 см от уровня пола – M3 способны играть открыто и щедро. Все инструменты в этой записи грамотно расставлены по просторной эстраде. В композиции The Beat Goes On орган Барбер занимал всю фронтальную стену, каждая нота была четко прописана и блистательна с точки зрения текстуры. Густой, с заметным придыханием вокал Патрисии восхищает богатыми и сочными обертонами. Слушая этот альбом, я опять не смог остановиться, не дойдя до его конца. M3 превратили концертную запись в живое исполнение. Конечно, им не по силам приводить в движение такой же объем воздуха, как Focal, располагающим двумя вуферами, но благодаря уравновешенному поведению это ограничение не бросается в глаза. Я также впервые заметил – все хорошие колонки дарят неожиданные музыкальные открытия – как взаимосвязаны пение Барбер и ее клавишные, как они слажены друг с другом, словно два танцора в танго. В исполнении KLH это взаимодействие вышло на первый план. Подобным образом ведут себя музыканты ритм-секции. И все же некоторые элементы выделяются: сердитый стрекот шейкера, ярко подсвеченный резонанс тамбурина, хлопки в ладоши, отражающиеся от каждой поверхности.

Наконец, наступил момент, когда я слушал все происходящее – наполненный вокал и красочное фортепиано Барбер, четкие, мощные удары барабанов позади нее, сочные басовые партии и удары руками по бонго – и вдруг заметил, что M3 буквально исчезли. Я понял, что эти колонки найдут множество поклонников.

Завершающим номером стал умопомрачительный альбом Kid A (CD, EMI 529220) группы Radiohead с невообразимым множеством звуковых текстур. M3 рассыпали ноты синтезатора в начале композиции Everything in Its Right Place по всей комнате, словно калейдоскопный хоровод ярких красок.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com

Заглавный трек представляет собой грандиозное полотно сверкающих, перетекающих, накладывающихся друг на друга студийных эффектов, перемежающихся с призрачным, изломанным вокалом Тома Йорка. M3 удалось передать все составляющие этой картины: текстуру, масштаб, затейливые аранжировки, психоделическую, постчеловеческую ауру музыки. А когда в середине трека аккорды синтезатора вздыбились стеной, звучание стало почти оркестровым, покрыв всю мою комнату пышным ковром музыкальных нитей и сверкающих блесток. Подача была экспансивной, близкой и обволакивающей.

Когда песня закончилась, я сидел минуту, переваривая услышанное. Затем я посмотрел на приземистые колонки, на их квадратные челюсти, вызывающе торчащие вверх, покачал головой и улыбнулся.

Заключение

С колонками Model Three музыка становится увлекательной. Я не решался использовать это слово – увлекательный – потому что оно может быть неправильно истолковано как что-то хорошее, но недостаточно аудиофильское. Так что я заявляю четко и прямо: M3 сочетают увлекательность и изысканный подход истинного любителя звука с ценой, которую я считаю почти смехотворно низкой. Они представляют музыку так, что аудиофил со стажем покачает головой и улыбнется.

Мне по душе любая аппаратура, даже безумно дорогая, способная расширять границы; но особую слабость я питаю к земным, классическим, превосходящим ожидания и дружелюбным компонентам с выразительным характером, смелостью и человеческим сердцем.

Поначалу мне показалось, что отличительный признак M3 – это неподвластность времени; но это не совсем верно описывает их натуру. Проведя с ними два месяца, я постиг их истинную суть – и это не то, чего мы обычно ожидаем от культовых моделей. KLH Model Three обладают духом молодости – энергичностью, уверенностью в себе, надеждой на будущее. У них юное сердце; в точности, как у меня.

Технические характеристики KLH Model Three

  • Описание: двухполосные полочные АС закрытого типа (конструкция «акустический подвес»), с трехпозиционным СЧ/ВЧ-аттенюатором и входящей в комплект наклонной металлической подставкой.
    • Динамики: дюймовый твитер с алюминиевым куполом, восьмидюймовый СЧ/НЧ-динамик с бумажным диффузором.
    • Частота раздела полос: 1,6 кГц (фильтр второго порядка).
    • Частотный диапазон: 46 Гц – 20 кГц, ±3 дБ.
    • Нижняя граничная частота: 35 Гц (по уровню -10 дБ).
    • Номинальное сопротивление: 6 Ом.
    • Минимальное сопротивление: 3,7 Ом на частоте 320 Гц.
    • Чувствительность в помещении: 88 дБ при 2,83 В на 1 м.
    • Чувствительность в свободном поле: 85 дБ при 2,83 В на 1 м.
    • Максимальная мощность: 150 Вт, пиковая – 600 Вт.
    • Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт на канал.
    • Максимальный уровень звукового давления в помещении: 108 дБ.
    • Входы: позолоченные универсальные клеммы. Аксессуары в комплекте: наклонная стойка.
  • Габариты: (без стойки, В × Ш × Г) 482 × 312× 267 мм.
  • Вес: 13,2 кг.
  • Отделка корпуса: грецкий орех (English Walnut), западноафриканское красное дерево (West African Mahogany), нордический черный (Nordic Noir).
  • Серийные номера рассмотренных устройств: 20211100597 (прослушивание), 20220401101 (лабораторные измерения).

Сопутствующее оборудование

  • Аналоговые источники: проигрыватель Rega P5 с тонармом RB700 и картриджем Audio MusiKraft Denon DL-103.
  • Цифровые источники: CD-транспорт Simaudio Moon 260D; интегрированный усилитель с функцией стриминга Cambridge Audio EVO 150 (использовался в качестве ЦАП).
  • Предусилитель: фонокорректор Sonic Frontiers SFP-1 Signature.
  • Интегрированный усилитель: Grandinote Shinai.
  • Колонки: Focal Aria K2 936, Monitor Audio Silver 500 7G.
  • Кабели: цифровые: Audience Studio One (RCA S/PDIF). Межблочные: Moon Audio Silver Dragon (RCA). Акустические: Audience Studio One. Сетевые: Shunyata Research Black Mamba CX, LessLoss DFPC.
  • Аксессуары: стабилизатор напряжения Shunyata Research Venom PS8; стойка под аппаратуру и деревянная подставка под проигрыватель (названия брендов затерялись в веках). – Роберт Шрайер

Результаты измерений

Для измерения амплитудно-частотных характеристик KLH Model Three в дальней зоне я использовал систему MLSSA компании DRA Labs и калиброванный микрофон DPA 4006, а для измерения АЧХ СЧ/НЧ-динамика в ближнем поле – микрофон Earthworks QTC-40; оба микрофона подключались к предусилителю Earthworks. Измерения производились не на том образце, который прослушивал Роберт Шрайер, а на экземпляре с серийным номером 20220401101.

В превосходном руководстве пользователя к Model Three содержится множество полезных советов по оптимизации баланса колонок. Приведенная в нем диаграмма указывает, что при расположении колонки на стойке уши слушателя должны находиться в пределах вертикального угла 20° от оси твитера. Я установил KLH на прилагаемую наклонную стойку и рассчитал, что на расстоянии примерно 2,5 метров от слушателя его уши, которые в среднем располагаются на высоте 90 см от пола, будут находиться как раз на акустической оси. Поэтому я провел весь комплекс измерений с микрофоном, расположенным на ней. Везде, где не указано иное, измерения производились без решетки и с переключателем тонального баланса в положении «MID» (-1,5 дБ выше 400 Гц, согласно руководству).

KLH указывает значение чувствительности Model Three в свободном поле 85 дБ при 2,83 В на 1м; моя взвешенная по шкале B оценка составила 85,6 дБ при 2,83 В на 1 м, что находится в пределах погрешности эксперимента. Заявленное сопротивление – 6 Ом при минимальном значении 3,7 Ом на частоте 320 Гц. Измеряя сопротивление при помощи системы DATS V2 компании Dayton Audio, я обнаружил, что его значение оставалось выше 6 Ом в области низких и высоких частот и опускалось ниже 4 Ом только при установке переключателя тонального баланса в положение «HI» (рис. 1, нижняя сплошная кривая). Минимальное значение составило 3,7 Ом на частоте 304 Гц – очень близко к паспортному. Сопротивление оказывается выше в области средних и высоких частот при установке вышеупомянутого переключателя в положение «LO» (рис. 1, верхняя сплошная кривая). Когда он установлен в положение «MID», величина сопротивления имеет промежуточное по отношению к двум крайним значение на рис. 1

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 1. KLH Model Three, сопротивление (сплошная кривая) и фаза (пунктирная кривая) импеданса (2 Ом/вертикальное деление)

Model Three представляются относительно легкой нагрузкой для усилителя. Однако электрический фазовый угол (пунктирная кривая) в верхней части НЧ-диапазона и во всем среднем довольно высок. Следовательно, эффективное сопротивление, или EPDR (сноска 1), оказывается ниже 3 Ом на участках от 64 до 156 Гц и от 161 Гц до 939 Гц. Минимальное значение EPDR составляет 1,9 Ом на частоте 85 Гц и 1,98 Ом на 456 Гц. Поэтому Model Three будут хорошо работать с усилителями, не имеющими проблем с низкоомными нагрузками, а при использовании ламповых моделей колонки лучше подключать к четырехомным отводам выходного трансформатора.

На графике на рис.1 нет неровностей, которые могли бы свидетельствовать о наличии резонансов корпуса. При исследовании его вибрационного поведения при помощи акселерометра с пластиковой лентой я обнаружил резонансную моду на частоте 242 Гц на всех панелях, а также чуть выше 1 кГц – на боковой (рис. 2). Обе моды имеют относительно низкий уровень и высокую добротность, так что не должны оказывать влияния на звук.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 2. Диаграмма кумулятивного спектрального затухания для KLH Model Three, рассчитанная по показаниям акселерометра, закрепленного в центре боковой панели (подаваемое на динамик задающее напряжение MLS – 7,55 В; полоса измерения – 2 кГц)

АЧХ СЧ/НЧ-динамика, измеренная в ближнем поле (рис. 3, черная кривая ниже 300 Гц), достигает пика в диапазоне от 70 до 120 Гц, ниже этой области демонстрируя относительно пологий спад 12 дБ на октаву, характерный для корпусов закрытой конструкции. Заметный пик в отклике СЧ/НЧ-динамика относительно уровня средних частот обусловлен техникой измерения в ближнем поле, которая предполагает, что излучатель установлен в экране, простирающемся до бесконечности в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Хотя на рис.1 видно, что СЧ/НЧ-динамик настроен на довольно высокую отметку в 52 Гц, относительно пологий спад ниже нее означает, что в помещении НЧ будут казаться более глубокими.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 3. Безэховая АЧХ KLH Model Three на оси твитера на расстоянии 127 см, усредненная по горизонтальному окну 30°, с поправкой на характеристику чувствительности микрофона; в диапазоне ниже 300 Гц представлена АЧХ СЧ/НЧ-динамика в ближнем поле

Участок кривой выше 300 Гц на рис. 3 представляет АХЧ Model Three в дальнем поле практически в безэховой камере, усредненную по горизонтальному окну 30° с центром на оси твитера. За исключением небольшого пика на частоте 700 Гц, среднечастотный диапазон кажется заниженным на 3–5 дБ относительно уровня в рабочей области твитера. (Паспортная частота раздела полос составляет 1,6 кГц). АЧХ твитера относительно ровная, хотя в верхней октаве она спадает, а затем повышается из-за высокодобротного и высокоамплитудного резонанса алюминиевого купола типа «масленка» на частоте 24,2 кГц. Также наблюдается очень высокодобротный резонанс на 18 кГц. Понятия не имею, чем это обусловлено, но твитер колонок KLH Model Five, которые Кен Микаллеф тестировал в октябре 2021 года, в этом отношении вел себя похоже (сноска 2).

График на рис. 3 получен со снятой решеткой и при установке переключателя тонального баланса в положение «MID». Повторное измерение АЧХ, при котором переключатель баланса был выставлен на отметку «HI», повысило уровень на участке 500 Гц – 20 кГц на 1 дБ; установка на отметку «LO» уменьшила уровень на том же диапазоне на 1 дБ. Ни в том, ни в другом случае очертания кривых не изменились. При измерении с надетой решеткой уровень отдачи твитера снизился на 2–3 дБ на участках от 3 до 6 кГц и от 8 до 12 кГц.

На рис. 4 представлена угловая диаграмма направленности излучения Model Three в горизонтальной плоскости, нормированная на отклик на оси твитера, что дает в результате прямую линию в ее середине. Поведение вне оси неоднозначное, хотя похоже, что недостаток энергии между 900 Гц и 1,2 кГц на выходе по оси усугубляется по сторонам колонки. Угловая диаграмма направленности в вертикальной плоскости представлена на рис. 5. В области частоты раздела полос, на 10° выше и на 15° ниже оси твитера, наблюдаются потери. Также представляется, что уровень излучения KLH в нижней части ВЧ-диапазона немного лучше сбалансирован на 5° ниже этой оси, однако это будет сказываться на дистанции более 2,5 метров до позиции слушателя.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 4. KLH Model Three, семейство АЧХ в горизонтальной плоскости на расстоянии 127 см, нормированных на АЧХ по оси твитера: различия в АЧХ на расстоянии 90–5° от оси, эталонная характеристика, различия в АЧХ на расстоянии 5–90° от оси

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 5. KLH Model Three, семейство АЧХ в вертикальной плоскости на расстоянии 127 см, нормированных на АЧХ по оси твитера: различия в АЧХ на расстоянии 45–5° над осью, эталонная характеристика, различия в АЧХ на расстоянии 5–45° под осью

При представлении во временной области отклик Model Three на прямоугольный импульс (рис. 6) показывает, что и твитер, и СЧ/НЧ-динамик подключены в положительной акустической полярности, при этом сигнал от твитера первым поступает на микрофон. Затухание этого отклика недостаточно точно сливается с началом шага СЧ/НЧ-динамика, что позволяет предположить, что оптимальное слияние сигналов обоих динамиков во временной области будет иметь место чуть ниже оси твитера. График кумулятивного спектрального затухания KLH (рис. 7) относительно чист, хотя на частотах двух резонансов твитера и чуть ниже 1 кГц присутствуют «хребты» затухающей энергии.

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 6. Отклик KLH Model Three на прямоугольный импульс по оси твитера на расстоянии 127 см (временное окно – 5 мс, полоса пропускания – 30 кГц)

Колонки KLH Model Three / Обзор stereophile.com
Рисунок 7. График кумулятивного спектрального затухания KLH Model Three по оси твитера на расстоянии 127 см (время нарастания – 0,15 мс)

Результаты лабораторных измерений KLH Model Three свидетельствуют о том, что для достижения тональной сбалансированности необходимо внимательно подойти к установке и позиционированию АС в комнате, а также использовать переключатель тонального баланса. – Джон Аткинсон


Сноска 1: эквивалентное пиковое сопротивление рассеяния (EPDR) – это резистивная нагрузка, которая дает такое же пиковое рассеяние мощности в выходных каскадах усилителя, что и тестируемая колонка. См. «Усилители мощности для различных значений нагрузки АС», JAES, том 42, № 9, сентябрь 1994 г., а также материал по ссылке stereophile.com/reference/707heavy/index.html.

Сноска 2: см. рис. 3 данного обзора.

Автор: Роберт Шрайер

Этот обзор прочитали 2 910 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий