О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
KLH
Компания KLH была основана в 1957 году под названием KLH Research and Development Corporation в Кембридже, штат Массачусетс, США, Генри Клоссом, Малкольмом С. Лоу и Йозефом Антоном Хофманном. Старт был успешным и в какой-то момент KLH стала крупнейшим производителем аудиосистем в мире, в ней работало более 500 человек, и она поставляла 30 000 единиц продукции в год розничным продавцам и дистрибьюторам на шести континентах.
Подробнее о бренде KLHОбзоры товаров под маркой KLH (9)Официальный сайт KLHhttps://klhaudio.com
Колонки KLH Model Five / stereophile.com
В мае 2019 года до меня дошли слухи о многообещающей распродаже виниловых пластинок с записями джаза, а также Hi-Fi-аппаратуры в Верхнем Ист-Сайде, самой респектабельной части Нью-Йорка. Тогда я еще не знал, какие сокровища найду в ходе этих раскопок.
Фред Коэн, сотрудник Jazz Record Center, позвонил из квартиры, которая ранее была резиденцией покойного инженера по мастерингу CBS Records и Sony Entertainment Гарри Файна, и сказал: «Пластинки немного побиты, но помещение доверху заполнено магнитофонами, вертушками, картриджами, лампами и мебелью середины века; так что дуй сюда».
Я позвонил Майку Трею, специалисту по вертушкам из Нью-Йорка, всегда готовому покопаться в развалах. После того, как он забрал меня из моего дома в Гринвич-Виллидж, мы на его Мерседесе цвета черного жемчуга 1991 года выпуска двинулись по Парк-авеню в центр города. Миновав Центральный вокзал, в тихом жилом квартале мы нашли нужный адрес.
У входа в квартиру мы столкнулись с парой мускулистых русских парней, выносивших потрепанный диван, обитый красным бархатом, и протиснулись мимо них в крошечную гостиную. Повсюду были разбросаны книги; из окна сочился горячий липкий воздух. Вахту в помещении несли стереосистема Zenith Seville, заляпанная вертушка BSR McDonald и катушечный магнитофон Ampex AG-350-2 для полудюймовой ленты шестидесятых годов выпуска. Где же пластинки и другая аудиодобыча, о которых говорил Фред?
Майк нашел заклиненную в запертом состоянии боковую дверь. Мы вдвоем надавили на нее плечами и пробрались внутрь. Закуток размером три на два метра – секретная лаборатория Файна – мог бы стать мечтой путешественника во времени, влюбленного в аудиоэкзотику.
Диксиленд, свинг, комедия и вокальный джаз – в стенном шкафу колоннами выстроились альбомы самых разных жанров. Здесь были представлены работы Фейна по мастерингу для CBS: Grachan Moncur III & The Jazz Composer's Orchestra – Echoes of Prayer, Билли Холидей – The Billie Holiday Story Volume II, Jingle Bell Jazz. На полу стоял катушечный магнитофон Teac SX-3300. Я открыл ящик стола, забитый картриджами Fairchild 225A (моно), GE VR-1000 и Shure V15. В шкафу обнаружился интегрированный усилитель Scott Stereomaster 299-f и голубовато-серый тонарм Fairchild Model 202, выполненный в стилистике Streamline Moderne, в комплекте с тремя монофоническими головками звукоснимателя Fairchild в турельном шелле. А в его глубине стояла пара винтажных колонок KLH Model Five, их коренастые корпуса были потускневшими и поцарапанными, а защитные решетки пожелтели от солнца.
KLH Model Five, выпускавшиеся в период с 1968 по 1977 год, как и их собратья Six и Seventeen, были одними из самых популярных американских АС в истории.
Компания KLH Research and Development Corporation была основана в 1957 году Генри Клоссом, Малкольмом Лоу и Джозефом Антоном Хофманном. Как писал Джон Аткинсон в обзоре «40 лет Stereophile: 100 лучших компонентов», покойный Генри Клосс обладал уникальным талантом царя Мидаса: все, к чему обращалась его фантазия, превращалось в звуковое золото.
В KLH Клосс разработал настольный FM-радиоприемник Model Eight, электростатические колонки Model Nine, проигрыватель грампластинок Model Eleven и первый катушечный магнитофон с системой шумоподавления Dolby – Model Forty. Он также основал компании Advent Corporation (в 1967 году), Kloss Video Corporation (1977), Cambridge SoundWorks (1988) и Tivoli Audio (2000). А за три года до создания KLH Клосс вместе с изобретателем и своим учителем Эдгаром Вилчуром организовали компанию Acoustic Research, Inc. (AR), которая серийно выпускала первые в стране колонки в закрытом корпусе с так называемым акустическим подвесом (AR-1), а также первый проигрыватель винила с трехточечной амортизирующей системой крепления тонарма (AR XA), причем обе модели продавались по доступным ценам.
Как и популярные колонки AR-3a компании Acoustic Research, изначальная модель KLH Model Five создавала чистые и плотные басы благодаря корпусу с оформлением «акустический подвес», в отличие от более распространенных в то время (да и сейчас) фазоинверторных конструкций. Модель Five была оснащена 1,75-дюймовым твитером, двумя четырехдюймовыми среднечастотниками и 10-дюймовым НЧ-динамиком с бумажными диффузорами, установленными на передней панели закрытого корпуса из фанеры весом 24,5 килограмма. Паспортное сопротивление составляло 8 Ом.
KLH ушла в небытие в 1989 году, когда ее японский владелец, Kyocera Ltd., прекратил производство продукции под унаследованным брендом. Почти 30 лет спустя, в 2017 году, бывший президент по глобальным продажам Klipsch и руководитель Voxx Electronics Дэвид Келли приобрел торговую марку KLH. Он перевел штаб-квартиру компании в Ноблсвилл (штат Индиана) и возобновил выпуск аудиокомпонентов в конце 2018 года, представив целых 30 новых моделей АС.
Новая Model Five
«Мы начали разработку новой версии Model Five два года назад, – сообщил в электронном письме главный дизайнер KLH Керри Гейст. – В начале 2020 года из-за пандемии она была приостановлена, ... но нам всегда хотелось вернуть к жизни некоторые из самых известных моделей KLH».
Возрожденная Model Five имеет закрытый корпус тех же размеров, что и у оригинала, и аналогичную трехполосную конструкцию (но только с одним СЧ-динамиком, а не с двумя), она комплектуется защитными решетками винтажного вида, но снабжена новыми динамиками и кроссовером. Данная версия сохранила цинковый логотип спереди и доступную цену – однако, это уже не «пятерка» Генри Клосса.
«Мы стремились отдать дань уважения изначальной Model Five, – сказал мне Гейст, – но воспроизведение характера ее звучания никогда не было нашей целью. Я рассматривал эту задачу так, как если бы Model Five с ее принципом «акустического подвеса» была задумана и спроектирована сегодня. Пожалуй, 10-дюймовый НЧ-динамик с бумажным диффузором, установленный в точно такой же, как и у оригинала, по размерам и внутреннему объему корпус обеспечит в какой-то мере схожесть свойств. Однако разработка (и тестирование) АС за 50 лет прошли долгий путь, и сегодня мы способны достичь гораздо более высокого качества звука в целом».
Model Five новой версии производится в Китае; она оснащена дюймовым твитером с алюминиевым куполом и мягким резиновым подвесом, а также четырехдюймовым СЧ- и 10-дюймовым НЧ-динамиками с бумажными диффузорами. В средне- и низкочастотных излучателях применены вогнутые резиновые подвесы и низкорезонансные литые алюминиевые корзины. Корпус шириной 35 см, высотой 66 см и глубиной 29 см изготовлен из конструктивно усиленного 19-миллиметрового MDF и весит 20 килограммов. АС имеет номинальное сопротивление 6 Ом и чувствительность в помещении 90,5 дБ/2,83 В/м; этот параметр в свободном поле составляет 87,5 дБ. В комплекте к каждой Model Five прилагается отклоненная назад на 5° для создания «правильного угла излучения, обеспечивающего наилучшее вертикальное покрытие для всех позиций прослушивания» стойка 20-сантиметровой высоты из двухмиллиметровой стали с порошковым покрытием. Модель выпускается в трех вариантах отделки натуральным шпоном: Nordic Noir Black Veneer (нордический черный), English Walnut (грецкий орех), West African Mahogany (западноафриканское красное дерево).
Помимо усовершенствования динамиков, Гейст переработал кроссовер M5 – схему из тринадцати компонентов, в которой используются катушки индуктивности с железным сердечником и майларовые конденсаторы. По его словам, это «кроссовер второго порядка с крутизной среза в 12 дБ на октаву. Раздел полос между НЧ- и СЧ-динамиками проходит на частоте около 380 Гц, между СЧ- и ВЧ-излучателями – на 2850 Гц. Кроссовер реализован на четырех катушках индуктивности, четырех конденсаторах и пяти резисторах. Три из этих пяти сопротивлений используются в цепи аттенюатора, переключатель которого расположен на задней панели».
Чтобы обеспечить возможность корректировки звучания в различных по величине помещениях со своими акустическими характеристиками, Гейст установил унаследованный от оригинальной модели M5 трехпозиционный переключатель аттенюатора (с маркировкой «LO, MID, HI») над парой позолоченных клемм на задней панели АС.
Он пояснил: «Переключатель ослабляет подачу выше частоты 400 Гц. Я не большой поклонник применения аттенюаторов в колонках, поскольку они влияют на сам характер звучания, тем не менее, перенастроил этот элемент для работы АС с учетом сложной акустики помещений. Он обеспечивает относительно небольшое уменьшение (0, -1,5 дБ, -3 дБ) в широком диапазоне частот. Идея заключается в том, чтобы нивелировать некоторую часть избыточной энергии в слишком «яркой» в плане акустики комнаты прослушивания».
Гейст считает, что музыка современных форматов, в которых часто превалируют басы, лучше исполняется колонками с акустическим оформлением закрытого типа. «Сегодня граница диапазона частот в записях... опускается заметно ниже 50 Гц, – говорит он. – Фазоинверторные конструкции испытывают серьезные трудности с воспроизведением звуков, более низких по частоте, чем та, на которую те настроены. Их интенсивность резко падает, и система становится нестабильной. Герметично закрытый корпус создает условия для реализации того самого «акустического подвеса» – «воздушной пружины», которая всегда работает надежно, обеспечивая стабильность излучения звуковых волн во всем НЧ-диапазоне».
Прослушивание
С помощью пары двухметровых акустических кабелей AudioQuest Robin Hood я подключал колонки Model Five к различным устройствам: усилителю мощности: LKV Research Veros PWR+ (200 Вт на канал на 8 Ом, 400 Вт на 4 Ом), а также к интегральникам Parasound Hint 6 Halo (160 Вт/8 Ом, 240 Вт/4 Ом) и Schiit Ragnarok 2 (60 Вт/8 Ом, 100 Вт/4 Ом). В ходе прогрева и тестирования M5 использовалось потоковое вещание Roon/Tidal через ноутбук на предусилитель/ЦАП интегрированного усилителя Ayre EX-8 2.0, подключенного двухметровым цифровым USB-кабелем AudioQuest Forest. Пара двухметровых межблочных кабелей Triode Wire Labs Spirit II соединяла Ayre EX-8 (используемый в качестве предусилителя) с усилителем мощности LKV Research. Сигнал с виниловых дисков формировался проигрывателем Kuzma Stabi R с тонармом 4Point, картриджем Denon DL-103 и подавался через фонокорректор Tamish Audio Design Adagio на усилители Ayre, Parasound или Schiit при помощи пары метровых небалансных межблочных кабелей Shindo с RCA-разъемами.
Надежно зафиксировав колонки Model Five на фирменных металлических стойках, которые входят в комплект поставки, я чуть развернул их, чтобы звук шел прямо в уши. Выбрав коэффициент затухания «HI» (то есть без затухания), я практически сразу нашел место, в котором M5 звучали оптимально: на расстоянии 85 см от стены позади них, в полутора метрах друг от друга и на такой же дистанции от слушателя они создавали широкое, высокое и захватывающее акустическое пространство с точно очерченными трехмерными виртуальными объектами. Фокусировка образа по центру для инструментов и голосов оказалась отменной. В качестве своей визитной карточки KLH предложили мне удивительно плотные, четко очерченные и ровные басы – акустические, электрические, синтезаторные, органные и какие угодно. Model Five не могут похвастаться такими же бездонной глубиной, точностью тональной палитры и огромной массой низов, какие выдают мои референсные DeVore Fidelity Orangutan O/96, однако басовые ноты никогда еще не звучали в темном пространстве этого помещения настолько упруго и четко, как в исполнении Five. Чтобы в полной мере насладиться ими, мне пришлось доставать из загашников все новые альбомы драм-н-бейса, электронной танцевальной музыки, фанка и Вагнера.
Средние частоты у M5 были неизменно сочными и светлыми, но верха в некоторых вещах порой казались слишком неплотными и скрипучими. Тем не менее, чаще всего АС выдавали детальные ВЧ и СЧ, искрящиеся задором, который, казалось, усиливал их текстурность и текучесть. Каждая нота была наделена реалистичной плотностью и весомостью. Новые Model Five мгновенно привлекают внимание масштабностью музыкальной сцены, а также мощной и сочной динамикой.
С помощью интегральника Ayre, выступающего в качестве предусилителя, и мощника LKV Research Veros PWR+ колонки M5 превратили угрюмые струнные второй симфонии Брамса в исполнении Симфонического оркестра Миннеаполиса под управлением Антала Дорати (LP, Mercury SR90171) в захватывающий вихрь почти психоделических тонов и текстур. Оркестровую музыку они исполняют энергично, никогда не срываясь в кульминациях – а напротив, казалось, наслаждаясь ими, с энтузиазмом воплощая их мощь и драйв. Эти же качества были присущи им при проигрывании «Энигма-вариаций» Элгара Чикагским симфоническим оркестром под управлением сэра Георга Шолти (1976, LP, London CS 6984). Самые насыщенные фрагменты этого произведения у M5 звучали сильно и мощно; я буквально утонул в физически ощутимых текстурах и периодических всплесках высоких нот. С дебютным альбомом тенор-саксофониста Майкла Бреккера 1987 года (LP, MCA Impulse! MCAD-5980) придирчивые верха KLH подчеркнули поверхностный шум пластинки, но вместе с тем выпукло отразили каждый нюанс в партии барабанщика Джека Деджонетта на батарее тарелок Paiste, наделив их плотностью и тональной точностью. Они достоверно воссоздали уникальные выдержку и затухание звучания, присущие месту записи альбомов – залу студии Power Station в Нью-Йорке, полностью обшитому деревом и формой напоминающему собор.
Столь же скрупулезно M5 подошли к воспроизведению последнего альбома, Everything Must Go (LP, Reprise Records 603497849109) группы Steely Dan. Малый барабан Gretsch ударника Кита Кэрлока обрел молниеносный щелчок, точный тон и солидную весомость, так же как глубокие звуки щипков покойного Уолтера Беккера по струнам электрической бас-гитары Sadowsky. M5 обеспечивали точнейшие быстроту и четкость, до которых моим винтажным, расслабленным и очень привычным Spendor BC1 весьма далеко. При проигрывании записей любого жанра и качества колонки KLH увлекали слушателя и полностью захватывали его внимание, обрамляя музыку в смелые формы и тона.
Поскольку оригинальные M5 были популярны в 70-х, мне стало любопытно, как в исполнении их потомков будут звучать вещи тех времен. Я выбрал второй альбом Miracle Lick (Reprise MS 2085) рок-группы Thirty Days Out из Нью-Йорка и Массачусетса, вышедший в 1972 году, в записи которого приняли участие будущий менеджер Ramones и басист TDO Монте Мельник, а также знаменитые вокалистки Мэделин Белл и Дорис Трой. Этот релиз стал воплощением сухого, плоского звучания записей рок-музыки той эпохи, когда ударники заклеивали рабочие поверхности барабанов скотчем, а студийные эксперименты были нормой жизни. В песне The Sun Keeps Right on Shining гитары пропущены через эффект хоруса, вокал – через колонки Лесли, а воинственно грохочущие барабаны сочетаются с потусторонними звуками меллотрона. Вокалист Джон Макалифф поет об ужасах будущего и предчувствии экологических катастроф («Реки текут гораздо медленнее, чем в дни, когда мы впервые увидели их»). Управляемые Ayre и LKV Research колонки M5 обрамляют мощный рок богатыми вокальными гармониями, детально проработанными партиями гитар и ударных, а также проворными басами, расставляя их по широкой музыкальной сцене. Я мысленно вернулся в ту туманную эпоху ворсистых оранжевых ковров, пластинок Чича и Чонга и бульканья воды в кальяне.
Заменив комбинацию Ayre/LKV Research на интегрированный усилитель Parasound Hint 6 Halo, я обнаружил, что подача у M5 стала более точной, словно бы приобретя дополнительную дозу уверенности и решительности. Parasound обеспечивает неизменно нейтральный, мощный и чистый звук. При поддержке Hint 6 колонки KLH предложили новое видение альбома Miracle Lick – со сфокусированным вокалом, почти вытравленными в пространстве басом и ударными, с упругой динамикой, что создало гладко отшлифованный фундамент для представления студийной магии ведущего гитариста, инженера и продюсера TDO – Джека Малкена.
Я включил еще одну пластинку семидесятых, One Good Turn тенор-саксофониста Марка Колби (LP, Tappan Zee JC 35725), заводной фанк с Бобом Джеймсом, Стивом Гэддом, Гэри Кингом и Майком Майньери. Открывающая альбом композиция Skat Talk – это яркий пример нью-йоркского фанка, накачиваемого электрической бас-гитарой Кинга и барабанами Стива Джордана (который играет только в этом треке). Энергичный, хлесткий грув поддерживает плач саксофона и гортанный вокал на фоне замысловатой аранжировки. Parasound и M5 наделяют фанковые фантазии Колби четкими и воздушными верхами, подобными прохладному внешнему слою, окружающему теплую сердцевину. Дуэт Parasound и M5 сделал музыку сверхчеткой во всех аспектах – от увесистой ритм-гитары в левом канале до щебета колокольчиков агого в правом.
На монофонической пластинке Сонни Роллинза Tenor Madness (LP, Prestige PRLP 7047) я услышал, как голоса тенор-саксофонов Джона Колтрейна и Сонни Роллинза отражаются от деревянного купольного потолка студии Englewood Cliffs. В прозрачной подаче Parasound и M5 сакс Колтрейна звучит жестко и настойчиво, а Роллинза – более наполненно и романтично. Четкость подхода Parasound временами слегка «выталкивала» твитер M5 на неестественную для него территорию – но, опять-таки, это специфика записи.
Я не забыл о том, что M5 оснащены аттенюатором в цепи твитера. На протяжении большей части обзора я использовал его в нулевом положении. Теперь я опустил переключатель на одно деление, что, согласно спецификациям производителя, должно было привести к снижению выходного сигнала на твитер всего на 1,5 дБ. Однако и этого оказалось слишком много: полученное в результате притупление ВЧ стало невыносимым. Мне гораздо больше по душе открытое звучание ВЧ-головки без приглушения, пусть даже с эпизодическими огрехами. В целом верха у M5 мне очень понравились.
Усилители тоже вносят свой вклад в звук, и одна комбинация оказалась поистине золотой. При воспроизведении записей Колби и Роллинза на M5 под управлением интегральника Schiit Ragnarok 2 все стало более шероховатым и броским – в хорошем смысле – как будто со звука был снят слой полировки; инструменты сделались более материальными, энергичными и реалистичными. Хотя Schiit, казалось, уменьшил контраст между голосами тенор-саксофонов Колтрейна и Роллинза, сами они сделались более осязаемыми, весомыми и содержательными. Музыка Колби зазвучала более прямолинейно и мощно, обрела более грубые текстуры, более достоверные образы и усилила воздействие на слушателя.
Заключение
Чистые верха, открытая середина и контролируемые, уверенные басы M5 позволили мне расслышать самые тонкие отличия между разными усилителями и записями. Когда было необходимо, M5 выступали инструментом эксперта-криминалиста; а если мне хотелось послушать аудиофильские колонки, способные воспроизводить богатые и максимально достоверные звуки, они отлично справлялись с этой задачей. При этом цена их не заоблачно высока. KLH M5 поистине опьяняют, побуждая вновь и вновь запускать самые любимые пластинки и восхищаться их индивидуальностью и отменно масштабированной многомерностью.
Я не раз думал: «Как жаль, что я не сохранил пару старых M5, которую нашел во время той поездки!». Но новая версия KLH Model Five заставила позабыть о сожалении и принесла мне искреннюю радость.
Технические характеристики KLH Model Five
- Описание: трехполосные полочные АС закрытого типа (конструкция «акустический подвес»), с трехпозиционным аттенюатором СЧ/ВЧ и входящей в комплект наклонной металлической подставкой.
- Динамики: дюймовый твитер с алюминиевым куполом, четырехдюймовый СЧ-динамик с бумажным диффузором, 10-дюймовый НЧ-динамик с бумажным диффузором.
- Частоты раздела полос: 380 Гц, 2850 Гц (оба фильтра – второго порядка).
- Частотный диапазон: 42 Гц – 20 кГц, ±3 дБ.
- Нижняя граничная частота: – 32 Гц (по уровню -10 дБ).
- Чувствительность в помещении: 90,5 дБ при 2,83 В на 1м.
- Чувствительность в свободном поле: 87,5 дБ при 2,83 В на 1 м.
- Максимальная мощность: 200 Вт, пиковая – 800 Вт.
- Рекомендуемая мощность усилителя: 20–200 Вт.
- Максимальный уровень звукового давления в помещении: 112,3 дБ.
- Номинальное сопротивление: 6 Ом (минимальное – 3,5 Ом на частоте 140 Гц).
- Входы: позолоченные универсальные клеммы.
- Аксессуары в комплекте: наклонная стойка, защитная решетка.
- Габариты: (Ш × В × Г) 350 × 660 × 292 мм. Вес: 20 кг.
- Отделка корпуса: шпон грецкого ореха, западноафриканского красного дерева или нордический черный.
- Серийные номера рассмотренных устройств: 20210200445, 20210200446. Произведено в Китае.
Сопутствующее оборудование
- Аналоговые источники: Проигрыватель Kuzma Stabi R с тонармом 4Point, картридж Denon DL-103.
- Предварительные усилители: фонокорректор Tavish Audio Design Adagio.
- Интегрированные усилители: Ayre EX-8 2.0, Parasound Hint 6 Halo, Schiit Audio Ragnarok 2.
- Усилители мощности: LKV Research Veros PWR+.
- Колонки: DeVore Fidelity O/96, Spendor BC1.
- Кабели: межблочные кабели: Shindo Laboratory, Triode Laboratory Spirit II. Акустические: пара AudioQuest Robin Hood (2 м). Цифровые: AudioQuest Forest USB. Силовые: Triode Wire Labs Obsession NCF, собственный кабель производителя.
- Аксессуары: машина для чистки виниловых дисков Pro-Ject VC-S2 ALU; чистящая система Audiodesksysteme Vinyl Cleaner Pro; щетка для чистки пластинок Hunt Mark 6 Carbon Fiber Record Cleaning Brush; демпферы RTOM Moongel Drum Damper Pads для очистки игл; изоляционная платформа Kuzma Platis 65; стабилизатор напряжения IsoTek EVO3 Aquarius; пятиярусная стойка Salamander; бамбуковые разделочные доски IKEA Aptitlig (под проигрыватель, предусилитель, усилители мощности); бруски красного дерева (5 × 5 × 1,3 см) под доски; демпфирование помещения студийным звукопоглотителем толщиной 7,5 сантиметров (потолок, стены). – Кен Микаллеф
Результаты измерений
Для измерения амплитудно-частотных характеристик KLH Model Five в дальней зоне я использовал систему MLSSA компании DRA Labs и калиброванный микрофон DPA 4006. В руководстве пользователя АС не приводятся значения для вертикальной оси прослушивания, но в силу расположения колонок на наклонной подставке можно прийти к выводу, что ориентация оси твитера будет типичной для сидящего слушателя. Поэтому при измерениях я имел в виду направление, совпадающее с осью твитера. Характеристики отклика в ближнем поле измерялись при помощи микрофона Earthworks QTC-40, сопротивление – посредством системы DATS V2 компании Dayton Audio.
KLH указывает значение чувствительности Model Five в свободном поле 87,5 дБ/2,83 В/м; моя оценка составила 87,9 дБ/2,83 В/м, что находится в пределах погрешности эксперимента. Заявленное сопротивление – 6 Ом при минимальном значении 3,5 Ом на частоте 140 Гц. График на рис. 1 получен при установке переключателя тонального баланса в положение «HI». Сопротивление на большей части диапазона остается в границах между 4 и 8 Ом; минимальное значение 3,7 Ом отмечается на частоте 122 Гц. Электрический фазовый угол (пунктирная кривая) в целом низкий; эквивалентное пиковое сопротивление рассеяния (EPDR, см. сноску 1) падает ниже 2 Ом между 64 и 93 Гц, принимая минимальное значение 1,82 Ом на частоте 74 Гц. Колонки Model Five следует подключать к усилителям, не имеющим проблем при нагрузке 4 Ом. При повторном измерении сопротивления с переключателем тонального баланса в положении «MID» его значение увеличилось на 1 Ом в диапазоне выше 1 кГц; в положении «LO» оно выросло еще на 1 Ом в области ВЧ.
Рисунок 1. KLH Model Five, сопротивление (сплошная кривая) и фаза (пунктирная кривая), переключатель тонального баланса в положении «HI» (2 Ом/вертикальное деление)
На графике на рис.1 нет резких перепадов, которые могли бы свидетельствовать о наличии резонансов какого-либо вида. Однако корпус отчетливо откликался на постукивание костяшками пальцев по его стенкам. При исследовании вибрационного поведения корпуса при помощи акселерометра с пластиковой лентой я обнаружил довольно сильную резонансную моду на частоте 215 Гц на боковинах и верхней панели (рис. 2), а также дополнительные моды на частотах 441 и 602 Гц на верхней и задней панелях. Несмотря на относительно высокую добротность (Q), мода на 215 Гц достаточно низка по частоте и достаточно высока по уровню, чтобы привести к некоторой перенасыщенности в нижнем сегменте среднего диапазона.
Рисунок 2. Диаграмма кумулятивного спектрального затухания для KLH Model Five, рассчитанная по показаниям акселерометра, закрепленного в центре боковой панели около НЧ-динамика (подаваемое на динамик задающее напряжение MLS – 7,55 В; полоса измерения – 2 кГц)
Пик на 42,7 Гц на графике сопротивления указывает на то, что это частота настройки НЧ-динамика. Благодаря закрытой конструкции корпуса АЧХ Model Five в низкочастотном диапазоне, измеренная в ближнем поле (рис. 3, ниже 300 Гц), имеет относительно пологий спад 12 дБ на октаву ниже частоты настройки. Пик в верхней части НЧ-диапазона, обусловленный техникой измерения в ближнем поле, немного выше по амплитуде, чем мне обычно доводится видеть.
Рисунок 3. Безэховая АЧХ KLH Model Five на оси твитера на расстоянии 127 см, усредненная по горизонтальному окну 30°, с поправкой на характеристику чувствительности микрофона; в диапазоне ниже 300 Гц представлена АЧХ НЧ-динамика в ближнем поле
За исключением небольшого спада между 1 кГц и 2 кГц, АХЧ KLH в дальней зоне в диапазоне выше 300 Гц, усредненная по горизонтальному окну 30° с центром на оси твитера (рис. 4), остается ровной до 10 кГц. В верхней октаве выход твитера спадает, а затем повышается из-за высокоамплитудного резонанса алюминиевого купола типа «масленка» на частоте 23,7 кГц. Еще один резонанс отмечен на более низкой частоте – 18,7 кГц. Это необычное явление, поэтому я повторил измерения на другом экземпляре тестовой пары АС, однако резонанс присутствовал и у него. Следует отметить превосходную согласованность обеих колонок – в пределах 0,5 дБ в области высоких частот.
Измерения для рис.3 были выполнены без защитной решетки – насколько я понимаю, Кен Микаллеф прослушивал Model Five именно так. При повторном измерении с установленной решеткой уровень АЧХ в диапазоне между 3 кГц и 10 кГц снизился на 3 дБ. Кен также сообщил мне, что тональный характер АС понравился ему больше всего, когда соответствующий переключатель был установлен в положение «HI». Повторное измерение АЧХ, представленное на рис. 3, при котором переключатель баланса был выставлен на отметку «MID», снизило уровень выше 800 Гц на 1 дБ; установка на отметку «LO» уменьшила уровень ВЧ еще на децибел.
На рис. 4 представлена угловая диаграмма направленности Model Five в горизонтальной плоскости, нормированная на отклик на оси твитера, что дает в результате прямую линию в ее середине. Видимый пик вне оси, обозначенный положением курсора, показывает, что недостаток энергии между 1 кГц и 2 кГц на выходе по оси имеет тенденцию к заполнению по сторонам колонки. Внеосевая воронка чуть ниже этой области говорит о том, что небольшой пик на оси, с центром на частоте 1 кГц, вне оси становится более плавным. Эксперименты с разворотом колонок к центру будут полезны для достижения оптимального баланса в нижнем ВЧ-поддиапазоне. Однако, поскольку относительно широкая передняя панель приводит к плавному спаду выходного сигнала твитера в стороны по мере повышения частоты, слишком сильный разворот сделает звучание Model Five в верхней октаве менее воздушным. В вертикальной плоскости (рис. 5) отклик KLH практически не меняется в диапазоне ±10° от оси твитера.
Рисунок 4. KLH Model Five, семейство АЧХ в горизонтальной плоскости на расстоянии 127 см, нормированных на АЧХ по оси твитера, от тыла к фронту: различия в АЧХ на расстоянии 90–5° от оси, эталонная характеристика, различия в АЧХ на расстоянии 5–90° от оси
Рисунок 5. KLH Model Five, семейство АЧХ в вертикальной плоскости на расстоянии 127 см, нормированных на АЧХ по оси твитера, от тыла к фронту: различия в АЧХ на расстоянии 15–5° над осью, эталонная характеристика, различия в АЧХ на расстоянии 5-10° под осью
При представлении во временной области отклик Model Five на прямоугольный импульс (рис. 6) показывает, что твитер и среднечастотник подключены в обратной акустической полярности, тогда как НЧ-динамик – в положительной. (Я убедился в этом, рассмотрев отклики отдельных динамиков на прямоугольные импульсы). Затухание хода твитера плавно сливается с началом хода следующего в противоположную сторону СЧ-динамика, что говорит об оптимальной конструкции кроссовера. Затухание хода СЧ-динамика недостаточно плавно сливается с началом хода НЧ-динамика, идущего в ту же сторону, что позволяет предположить, что оптимальное слияние будет иметь место чуть ниже оси твитера. На графике кумулятивного спектрального затухания Model Five (рис. 7) доминируют два резонанса купола твитера в верхней части диапазона и выше нее. Однако есть несколько небольших выступов из-за задержки энергии на частоте 1 кГц и между 2 и 3 кГц.
Рисунок 6. Отклик KLH Model Five на прямоугольный импульс по оси твитера на расстоянии 127 см (временное окно – 5 мс, полоса пропускания – 30 кГц)
Рисунок 7. График кумулятивного спектрального затухания KLH Model Five по оси твитера на расстоянии 127 см (время нарастания – 0,15 мс)
Я никогда не прослушивал оригинальную версию Model Five и не знал, чего ожидать, когда установил в своей тестовой лаборатории новые АС. Учитывая относительно доступную цену, можно сказать, что колонки KLH обеспечивают вполне приличные результаты измерений. – Джон Аткинсон
Сноска 1: эквивалентное пиковое сопротивление рассеяния (EPDR) – это резистивная нагрузка, которая дает такое же пиковое рассеивание в выходных каскадах усилителя, что и тестируемая колонка. См. «Усилители мощности для различных значений нагрузки АС», JAES, том 42, № 9, сентябрь 1994 г., а также материал по ссылке.
Автор: Кен Микаллеф