О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Какой контент поможет быстро протестировать объемный звук — обсуждаем сцены из известных фильмов
Звук в кино — неотъемлемая часть повествования. В полней мере задумку режиссера помогают раскрыть системы объемного звучания. Сегодня мы подготовили компактную подборку фильмов, сцены которых помогут оценить возможности аудиосистемы домашнего кинотеатра [например, в шоуруме перед покупкой].
Авторы картин собрали большую команду саунд-дизайнеров и использовали интересные эффекты, поэтому их работы заслуживают внимания. [Ссылки на отрывки мы поставили, конечно же, для удобства поиска контента и наглядности.]
«ВАЛЛ-И» (2008)
Что смотреть: сцену, где ВАЛЛ-И и Ева летают в открытом космосе.
В этой картине довольно мало диалогов, поэтому основной упор сделан на саундтрек и звуковые эффекты — именно они отвечают за передачу эмоций. Особенно хорошо этот факт отражен в сцене, когда главные герои летают в космосе. Фоновая мелодия представляет собой зеркало чувств персонажей, в то время как сцену дополняют даже такие детали, как низкий гул двигателей космического корабля. Эту часть фильма можно смотреть с закрытыми глазами, так как аудио отлично передает происходящее на экране — легко представить картинку в голове.
За звучание в фильме отвечал звуковой дизайнер Бен Бёртт. Именно он в свое время создал «голос» дроида R2-D2 из «Звёздных войн», выстрелы бластеров, дыхание Дарта Вейдера и другие легендарные звуки. Интересно, что именно его обработанным голосом в итоге заговорил ВАЛЛ-И. Хотя команда рассматривала и другие варианты. Сперва они хотели, чтобы робот общался с помощью звуковых сигналов (как астродроиды), непохожих на человеческую речь.
Необычным был и выбор звуков для создания фоновых шумов. Так, шелест ветра на Земле сгенерирован на базе аудиозаписей, сделанных рядом с Ниагарским водопадом. Цокающие шаги таракана Хэла на самом деле щелчки наручников.
Всего во время работы над «ВАЛЛ-И» команда звукорежиссера собрала более двух тысяч аудиофайлов. Для сравнения, в фильме «Звёздные войны: Новая надежда» использовали всего 800 файлов со звуками.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
Что смотреть: сцены погонь на автомобилях.
Тот случай, когда стоит порекомендовать фильм от начала до конца [хотя в шоуруме хватит и отрезка в несколько минут]. Без объёмного звучания сложно ощутить атмосферу пустыни, которую пронизывают штормовые ветра и рёв автомобилей.
Для работы над фильмом были сформированы сразу два подразделения звукорежиссёров и звуковых редакторов — двадцать человек в Австралии и еще пятнадцать в США. Они сконцентрировались на создании уникальных аудиосемплов. Например, звук гарпуна, попадающего в цель, представляет собой обработанные стоны кита, а рёв двигателей приукрашен рыком медведей и гулом летящего пчелиного роя. В сцене со взрывом огромного грузовика Фуриосы шумовики использовали крики животных, чтобы поднять эмоциональную планку.
Кроме звуковых эффектов, стоит обратить внимание, конечно же, и на музыкальное сопровождение. Яростный саундтрек состоит из грохота барабанов, разгоняющего погоню до предельных скоростей, и риффов безумного гитариста, из инструмента которого вырывается пламя. Музыку для фильма написал Junkie XL. Он работал над ней полтора года, что, по словам самого композитора, неслыханное дело. Но в итоге зрители получили практически современную рок-оперу, где каждая мелодия дополняет происходящее на экране. Что интересно, Junkie XL недавно подтвердил, что пишет музыку для спин-оффа, посвященного Фуриосе. Так что, возможно, скоро мы получим ещё один фильм с восхитительным звуком и саундтреком.
«Богемская рапсодия» (2018)
Что смотреть: сцена выступления группы Queen на стадионе Уэмбли в 1985 году.
Главное достижение звукорежиссёров — возрождение звучания Фредди Меркьюри. В фильме использовали архивные записи фронтмена Queen. Несколько фрагментов подготовил и канадский рок-исполнитель Марк Мартел, голос которого очень похож на голос иконы британской музыки. При этом исполнителю главной роли — Рами Малеку — тоже приходилось петь песни вживую. Он выкладывался так, что почти потерял голос во время съёмок. Записанный вокал Рами объединили с записями Меркьюри и Марка Мартела при монтаже.
Команда звукорежиссеров сконцентрировалась не только на исполнителе главной роли. Они постарались передать атмосферу выступления на стадионе. Чтобы получить объемное и аутентичное звучание, создатели фильма воспроизводили треки Queen и записывали звук с помощью десятков микрофонов, расставленных вокруг сцены и на трибунах.
Гул толпы, подпевающей на концерте, также записывали вживую. Изначально в записи участвовали 600 человек, но уже на этапе постпродакшена компания Fox запустила специальное приложение. Там все желающие могли записать своё исполнение «Богемской рапсодии». В итоге в распоряжении звукорежиссёров оказались десятки тысяч голосов, из которых они собрали звук поющего стадиона.