О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Cambridge Audio
Компания Cambridge Audio всегда была на переднем фланге британской Hi-Fi аппаратуры. С момента своего основания в 1968 году Cambridge Audio производит товары, устанавливающие новые стандарты в развитии и изготовлении высококачественных изделий для воспроизведения звука и домашнего кино. Основу философии Cambridge Audio составляет использование высококачественных компонентов для своих изделий. Это обозначает, что каждый товар от Cambridge Audio продемонстрирует высочайшее качество воспроизведения. Но всё же основная причина успеха Cambridge Audio - это люди, работающие в компании. Каждый член нашей команды (а это около 80 человек в наших Лондонских офисах, в том числе более 20 инженеров-разработчиков и исследователей) увлечён Hi-Fi системами и домашними кинотеатрами
Подробнее о бренде Cambridge AudioОбзоры товаров под маркой Cambridge Audio (207)Официальный сайт Cambridge Audiowww.cambridgeaudio.com
Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA61. Обзор
МЯГКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
В недавнем обзоре мы уже достаточно подробно рассказали о том, какие изменения претерпел старший интегральник в серии CX по сравнению с моделями первого поколения. Поскольку те же метаморфозы произошли и с рассматриваемым здесь CXA61 (упразднен темброблок, улучшена цифровая секция), то есть смысл копнуть поглубже в отличия между новыми моделями. Давайте посмотрим в деталях, где и на чем сэкономили инженеры.
Визуальной разницы почти нет: на задней панели у «шестьдесят первого» вы уже не найдете балансных входов, но число коммутируемых аналоговых источников осталось прежним – вакантный пятый (спаренный с кнопкой A1) вход отдан гнезду 3,5 мм на передней панели, к которому можно оперативно подключить любой мобильный девайс.
В цифровой секции CXA81 применяется ЦАП ESS Sabre ES9016K2M, а здесь – ES9010K2M. Фактически это идентичный чип – тоже двухканальный, в компактном 28QFN исполнении, с пониженным энергопотреблением, но без отдельного подвода питания к выходной секции дельта-сигма конвертера (ввиду чего он и проигрывает 4 дБ по соотношению сигнал/шум). Тем не менее, это все равно весьма продвинутый преобразователь с высокопроизводительным 32-разрядным цифровым фильтром, за которым следует каскад подавления джиттера, поддерживает работу с данными PCM 32 бит/384 кГц и DSD64/128/256 и использует фирменную технологию преобразования Hyperstream, как и в топовых восьмиканальных ЦАПах серии Sabre 32 Pro.
Еще несколько отличий находим в питающем блоке. Тороидальный трансформатор – на вид, кстати, такой же, как и CXA81 – не имеет разделенных вторичных обмоток для левой и правой оконечных секций. Выходные усилители получают энергию по обычной общей схеме (остальные части интегральника питаются, как и положено, от других отводов через свои стабилизаторы). А в буферной части применяются конденсаторы иного номинала: 2 x 4700 мкФ в каждом канале вместо 2 х 6800 мкФ.
Вот, собственно, и вся разница. Остальное – один-в-один: набор цифровых входов, платы входной коммутации, моторизованный регулятор громкости, симметричные платы оконечников, которые с виду не отличаются ни топологией, ни даже набором элементов, отдельные для каждого канала теплоотводы, на которых закреплены уже знакомые по CXA81 (и интегральникам первого поколения) комплементарные пары транзисторов Дарлингтона от Sanken. Способность таких биполяров к высокому усилению по току позволяют реализовать довольно короткие для сигнала и эффективные каскады в классе AB.
Итак, если судить по комплектующим, то себестоимость CXA61 относительно старшей модели по всем прикидкам должна быть ниже лишь на несколько десятков долларов. Выходит, этот усилитель для производителя куда менее выгоден, чем для конечного покупателя. Из чего и напрашивается вывод, что Cambridge Audio преследовала иную цель – компания выдала почти равноценный по функциональности аппарат, располагающий и продвинутым модулем Bluetooth aptX HD, и интерфейсом для расширенного управления, и выходами PreOut с отдельным монофонизированным SUB, но явно – с другим характером звучания.
Что ж, давайте сначала посмотрим, как проявит себя усилитель в целом – с близкой по классу акустикой и типовым для него источником. В роли первых выступят датские напольные DALI Opticon 5. А в начало тракта поставим сетевой проигрыватель Cambridge Audio CXN V2 – аппарат с серьезными возможностями подключения к разным стриминговым платформам и музыкальным серверам (можете судить по скриношотам).
Звучание такой системы разительно отличается от того, что показывал ранее CXA81 c Wharfedale EVO 4.4. Акцент заметно смещен на передачу музыкальной пластики. Музыка воспроизводится не так чеканно на басах, середина не столь выпукла, но при этом диапазон наполняется какой-то притягательной мягкостью. Верх слегка форсированный, но благозвучный и воздушный – в нем угадываются все присущие серии Opticon черты.
Пока можно определенно сказать, что CXA61 ни йоты не проигрывает в разрешении – он также легко показывает разницу в качестве всего проигрываемого, не скрывает ни малейших различий в звучании проигрывателя по аналоговым и цифровым выходам (и, кстати, очень даже хорош при работе со смартфоном через Bluetooth). Однако на честный «английский звук», как было с «восемьдесят первым», это уже не так похоже. Тональная картинка не гладкая, а с мелкими «украшательствами», хотя общее музыкальное равновесие выдержано отлично. Тембры не показные и, с другой стороны, не упрощенные. Система не «вбивает» детали в общую картинку, а прозрачно раскладывает их без резкости и суеты.
Такой взвешенный и размеренный характер подходит для электронной и инди-музыки, которая нередко пишется либо жестко, либо вообще как получится. Впрочем, архивные, акустические и вокальные вещи на такой паре тоже звучат достойно – именно на них усилитель и подкупает своей ясностью. Но для масштабных композиций слегка не хватает объема, а для тяжеляка – скорости и куража. Неужели CXA61 так сильно «сливает» в энергетике и динамике своему старшему брату?
Давайте проверим и это, сравнив усилители на одинаковых источнике (подключенный напрямую по USB Macbook) и акустике референсного уровня (трехполосные мониторы Wharfedale Elysian 2).
Общего нашлось гораздо больше, чем можно было ожидать. CXA61 берет таким же «отмытым» от каких-либо подкрасок звучанием и реалистичной деталировкой. Более того, по субъективным ощущениям он нисколько не слабее, хотя по паспортным данным уступает CXA81 20 — 30 ватт. При очень высокой громкости в саунд добавляется совсем немного ярких гармоник, но признаков повышенных искажений, как и приближения к клиппингу нет. Даже басовая полоса сформирована похоже – с глубоким заходом в самые низы, с верно задемпфированными послезвучиями, без выпячивания каких-то жирных или гудящих тонов.
Что же тогда изменилось? В первую очередь – проработка фактуры. Панч стал менее наполненным и «стреляющим», но, как ни странно, это не ослабило ощущение драйва. Скорее наоборот – лучше обозначился ритмический ряд. В том же комфортном стиле, только в менее явной степени изменилась и трактовка середины – прибавилось бархатистости на гармониках, слегка ослабла «взъерошенность» на переходе к ВЧ. Что-то похожее иногда отмечается и в ламповых усилителях, допускающих переключение из пентодного в менее мощный триодный режим, хотя аналогию, конечно, не стоит понимать буквально.
«Шестьдесят первый» отличается и постановкой сцены. Она компактнее в ширину, но не уступает в глубине. Все виртуальные образы локализуются более крупно, поэтому получается немного тесная и камерная, но в тоже время и более наполненная и легко различимая картинка. Засчитывать ли в этой дисциплине проигрыш – решать вам. Топовый в серии аппарат более силен, точен и изыскан в подаче, но на звание «Удачной покупки» как раз претендует его «лайт»-версия.
СИСТЕМА
- Источники
- сетевой проигрыватель Cambridge Audio CXN V2
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон OPPO Reno
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Акустические системы DALI Opticon 5 и Wharfedale Elysian 2
- Кабели
- цифровой InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и коаксиальный 75 Ом Audioquest VDM-3
- межблочные RCA Atlas Equator Integra и InAkustik Referenz NF-102
- акустические Atlas Hyper 3.5
- силовые Atlas EOS 2.0
Cambridge Audio CXA61
Входы: XLR, 4 RCA, 2 TOSLink, Coax, USB Type-B
Выходы: PreOut RCA, SUB, Phones 3,5 мм
Поддерживаемая разрядность со входа USB: PCM 32 бит/384 кГц, DSD64/128/256 (Native, DoP)
Выходная мощность: 2 x 60 Вт (на 8 Ом), 2 x 90 Вт (на 4 Ом)
Уровень искажений: менее <0,02% (80% мощности)
Диапазон частот: 5 Гц – 60 кГц (+/- 1 дБ)
Максимальная потребляемая мощность: 600 Вт
Отделка: черная/серебристая
Габариты (В х Ш х Г): 115 x 430 x 341 мм
Масса: 8,7 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", май 2020 г. www.salonav.com