О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Hi-Fi или не Hi-Fi?
В конце 1950-х-начале 1960-х годов рынок домашних аудиосистем сильно изменился. Меломанам стали доступны стереосистемы, дающие звук принципиально лучшего качества. Именно тогда в индустрии впервые стали использовать термин Hi-Fi (High Fidelity, что переводится как «высокая верность» или «высокая точность»), который означал способность техники воспроизводить музыку так, как она звучала во время записи в студии или на концерте – по крайней мере, по мнению изготовителей этой техники.
В 1966 году в Германии был разработан стандарт DIN 45500, определяющий требования к аудиоаппаратуре класса Hi-Fi. Это был список минимальных параметров, которым должна была соответствовать претендующая на «высокую точность» воспроизведения техника. Однако если заглянуть в этот знаменитый документ, можно выяснить что, например, для Hi-Fi-усилителя максимальное значение нелинейных искажений должно быть всего лишь не более 1% в полосе 40-16000 Гц, а неравномерность АЧХ в том же диапазоне может составлять до 1,5 дБ.
Понятно, что стандарт DIN 45500 учитывал возможности индустрии своего времени (как в части звукозаписи, так и звуковоспроизведения), существовавшие на момент своего появления. Но кроме того, важную роль играли и вполне очевидные объективные факторы. Человеческое ухо теоретически может воспринимать звуки частотой примерно от 16 Гц до 20 кГц, однако типичная частотная полоса слуха взрослого человека составляет от 20 Гц до 16 кГц. Самая высокая чувствительность наблюдается в диапазоне от 2 до 5 кГц. В соответствии с этим стандарт DIN 45500 определял, например, различия в звучании стереоканалов в диапазоне от 250 Гц до 6300 Гц не более 5 дБ для домашней аудиотехники. Для студийного оборудования существовал более строгий стандарт DIN 45511, где этот параметр в диапазоне от 80 Гц до 8000 Гц должен был быть не более 3 дБ.
Маркетинг или звук
Благодаря быстрому развитию индустрии уже через несколько лет после утверждения стандарта Hi-Fi его требованиям соответствовала даже недорогая массовая техника. Но логотип Hi-Fi по-прежнему оставался привлекательным для покупателей. Фактически, он стал маркетинговой уловкой производителей, в реальности ничего не говорящей о качестве звучания аппаратуры. Поэтому в 1996 году DIN 45500 был заменен стандартом EN 61305, который ограничивался методами измерения и эксплуатационными характеристиками.
С тех пор многие меломаны уверены, что качество звука можно определить с помощью измерительной техники. И изготовители борются за тысячные доли процента в показателях искажений и добиваются линейных частотных характеристик вплоть до ультразвука, чтобы завоевать внимания потенциальных покупателей. И эта гонка параметров – не просто дань маркетингу. Как показала практика, восприятие музыки при прослушивании дома определяется параметрами используемой техники, которые оказываются далеко за пределами теоретических возможностей слуха. Но и полагаться только на сравнение параметров устройств для определения лучшего из них тоже не стоит.
Что слушать
Термин Hi-Fi относится не только к тому, на чем вы слушаете музыку, но и к самим записям. В 1970-х годах Hi-Fi в первую очередь означал стереозвук. В начале 1980-х появились компакт-диски, лишенные типичных недостатков винила вроде посторонних шумов и потрескивания. Кодирование сигнала на компактах 16 бит / 44,1 кГц обещало идеальную точность преобразования аналогового сигнала. Но в 90-х появился формат MP3, сделавший прослушивание музыки по-настоящему популярным, одновременно едва не убивший аудиоиндустрию. Если о параметрах Hi-Fi можно спорить, то сжатие звуковой информации определенно не отвечает требованиям получения качественного звука, так как неминуемо связано с потерями важных нюансов.
Вот что по этому поводу говорит Энно Вандермеер, основатель и генеральный директор Roon Labs: «Термин Hi-Fi впервые был использован в 1950-х годах для обозначения оборудования для прослушивания музыки с виниловых пластинок или магнитной ленты. Любой, кто использовал эти носители, мог считать себя меломаном. А для массового рынка существовало AM-радио.»
Сегодняшних пользователей гаджетов с музыкальными коллекциями в Lossy-форматах MP3 и AAC можно сравнить с аудиторией AM-радио из 1950-х. Настоящие меломаны предпочитают форматы Lossless или продолжают пользоваться аналоговыми источниками: проигрывателями винила и магнитофонами. Самые требовательные аудиофилы используют форматы PCM высокого разрешения (WAV/FLAC/ALAC с частотой дискретизации выше 48 кГц), DSD или MQA. Добавим, что «точность» звучания также во многом зависит от исходной записи. Некоторые треки 24 бит /44,1 кГц звучат намного лучше, чем другие треки 24 бит / 192 кГц просто потому, что их оригинал был лучше.
Звучание, которое нравится
Луис Дорио, представитель компании Ortofon, также отмечает изменения в аудиоиндустрии. «Hi-Fi в 20-х годах нашего века имеет отношение скорее к философии, чем к набору конкретных технических требований», говорит он. «Hi-Fi – это стремление слушателя к наивысшему воспринимаемому качеству звучания музыки, независимо от формата, аналогового или цифрового. Речь идет о концентрации на сути воспроизводимой композиции и поиске способов сделать звучание максимально естественным и реалистичным». С этим трудно спорить. Получение звука «как в студии» уже не является самоцелью, поскольку на самом деле никто не знает, как там звучала конкретная композиция. От студийного пульта до домашнего проигрывателя запись проделывает большой путь. Поэтому настоящий Hi-Fi – это способ получить удовольствие от прослушивания музыки в вашей комнате, с наиболее естественной передачей голоса и инструментов.
Нам повезло, что сейчас есть способы наслаждаться музыкой на самых разных устройствах и системах. И для их приобретения даже не придется грабить банк. А Hi-Fi это будет или не Hi-Fi – параметры техники вам уже не подскажут. Ответ, как всегда, находится в глазах смотрящего, вернее, в ушах слушающего.