О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Fostex
Ключом к прозрачному воспроизведению звука, кроме RP технологии, являются созданные фирмой Fostex патентованный преобразователь и диафрагма особой конструкции, которые позволили фирме Fostex получить более двадцати международных патентов и которые успешно прилагаются к микрофонам, наушникам, громкоговорителям, используемым и предполагаемым к применению в профессиональных и коммерческих звуковых устройствах по всему миру. Новая RP диафрагме (сейчас стандартной для всего ассортимента) позволяет получить превосходное сопротивление ко входным пикам мощности, гарантирующее точное звучание независимо от громкости.
Подробнее о бренде FostexОбзоры товаров под маркой Fostex (12)Официальный сайт Fostexhttps://www.fostexinternational.com
Fostex TH-900, Fostex HP-A8C. Домашний портативный High-End, обзор. Портал "Soundex.ru"
По результатам тестирования остается только настойчиво рекомендовать читателям головные телефоны Fostex TH-900 в сочетании с Fostex HP-A8C. С этой парой Вы откроете для себя много нового даже в привычных записях.Японская компания Fostex была основана в Токио в 1973 году. Это один из наиболее авторитетных производителей акустических систем и наушников высокого класса. Именно эти виды продукции составляли основу модельного ряда с первых лет работы бренда на рынке. Компанией Fostex была сделана ставка на разработку новых технологий и внедрение инноваций. Одной из них, например, стала технология RP (Regular phase), позволившая добиться великолепной чистоты звучания с широчайшим динамическим диапазоном.
Благодаря отличному качеству и высокому технологическому уровню акустические системы и наушники Fostex получили широкую популярность у ценителей хорошего звука. Многие модели компании используются и в профессиональных звукозаписывающих студиях. Сегодня это один из лидирующих брендов обеспечивающий и аудиофилов, и профессионалов высококачественными системами и головными телефонами класса Hi-Fi и Hi-End.
Компания уверенно вошла в эпоху цифрового звука. Сегодня ее модельный ряд представляет целый комплекс передовых устройств, включая усилители и цифроаналоговые преобразователи, отвечающие самым современным требованиям аудиофилов. Именно этой стороны деятельности компании и хотелось бы коснуться в сегодняшнем тесте.
В линейке усилителей для наушников и ЦАП есть портативные модели – HP-P1, HP-V1, которые улучшат звучание смартфона в дороге, так и «настольные» модели – недорогой HP-A3 и High-End устройство HP-A8C.
Предметом нашего пристального изучения стал флагман модельного ряда компании – усилитель Fostex HP-A8C в паре с наушниками Fostex TH-900, совместное звучание которых мы постарались объективно оценить.
Радуют взгляд, приятны на ощупь
Устройства, обеспечивающие отменное качество звука не могут выглядеть плохо. Рассматриваемые модели служат лучшей иллюстрацией этой истины. Производитель позаботился о том, чтобы пользоваться ими было приятно во всех отношениях. Что касается технологической начинки, то о ее уровне можно судить уже хотя бы по высокому классу устройств и авторитету производителя.
Усилитель Fostex HP-A8C
Fostex HP-A8C – это 32-битный цифро-аналоговый преобразователь, который может использоваться в качестве дискретного усилителя для наушников и стерео предусилителя. Устройство выполнено в массивном корпусе, ширина которого составляет половину ширины стандартного Hi-Fi компонента, из высококачественного алюминиевого сплава со стеклянной передней панелью. Смотрится очень богато. Дополнительной солидности придает жесткая верхняя крышка, отзывающаяся на постукивание глухим звуком. При относительно небольших размерах устройство имеет солидный вес. Благодаря мягким подушечкам на ножках корпус надежно фиксируется на любой поверхности.
Переднюю панель украшает эффектный матричный дисплей, выполненный в бледно-голубом оттенке, который отличается хорошей информативностью благодаря высокой контрастности и яркости. Также на передней панели располагаются два выхода 6,3 мм для подключения наушников. Селекторы выходов/входов располагаются слева и справа от соответствующих разъемов, что вполне логично. Однако выполнить их можно было бы и покрупнее. Зато к ручке регулировки уровня громкости в плане эргономики нет никаких претензий. Она достаточно крупная, поворачивается с точно дозированным усилием, а угол поворота дает изменение параметров в соответствии с ожидаемым значением. Регулировка уровня громкости – электронно-дискретная, построенная на резисторной матрице с шагом 0,5 дБ.
На задней панели размещается 5 цифровых входов (2 TosLink, SPDIF, AES/EBU, USB) и два выхода (TosLink и SPDIF), а также аналоговые небалансные (RCA) входы/выходы и слот SD для карты памяти. Все разъемы качественные. В комплекте идет сетевой шнур NoName, но сравнительно большого сечения: 3х1 мм.
Основой Fostex HP-A8C является цифроаналоговый преобразователь АК 4399 с набором компонентов аудиофильского качества. По заверениям производителя, вся системотехника устройства построена на дискретных элементах, за исключением микросхемы ЦАП и электронного регулятора громкости. Блок питания выполнен на основе торроидального трансформатора значительной мощности.
Производителем предусмотрена возможность задействования цифровых входов в асинхронном режиме. За стабилизацию частоты при этом отвечает встроенный термостабилизированный тактовый генератор с высоким уровнем точности. Входы/выходы Coaxial SPDIF могут тактироваться от генератора сопряженного устройства. Предусмотрена отключаемая 2-х и 4-кратная передискретизация входного цифрового сигнала.
Встроенный усилитель для наушников характеризуется высокой выходной мощностью при минимальных искажениях. Импеданс нагрузки может изменяться в пределах 16-600 Ом. Имеющиеся 24 пресета коэффициента усиления позволяют удобно использовать усилитель совместно с различными моделями наушников.
Пульт ДУ выполнен в элегантном алюминиевом корпусе. Он обеспечивает возможность полноценного управления устройством, не позволяя только переключать выходы. Для перемещения курсора в меню используются клавиши-стрелки.
Наушники Fostex TH-900
Наушники выполнены в элегантных деревянных чашках из японской вишневой березы, покрытых матовым лаком Urushi. Металлическое оголовье обтянуто кожей. Амбушюры также отделаны мягкой кожей. Все материалы являются натуральными, очень радуют своим качеством и приятны на ощупь. Наушники смотрятся очень солидно и дорого. Все детали подогнаны идеально, за счет чего наушники очень удобно сидят на голове и практически не ощущаются, несмотря на свой солидный вес.
Наушники имеют неплохую шумоизоляцию. Но эта модель, все-таки, создана для прослушивания в помещении, для использования, например, в метро она не подойдет. На уровне громкости ниже среднего можно услышать внешний оклик. На более высоких уровнях слышен звонок мобильного телефона.
Для подключения наушники имеют толстый соединительный кабель в тканевой оплетке с высококачественным штекером 6,3 мм. Корпус штекера металлический (по крайней мере, на ощупь он производит именно такое впечатление), контакты имеют желтый цвет. Соединительный кабель, как и внутренняя разводка головных телефонов, выполнены на основе обескислороженной меди очистки 7N.
Для переноски наушников производитель предусмотрел качественный чехол. Также в комплекте имеется специальная подставка для стационарного хранения.
По информации от производителя расширение динамического диапазона в Fostex TH-900 достигнуто за счет использования неодимовых магнитов с индукцией в зазоре 1,5 тесла. Для изготовления 50-миллиметровой диафрагмы использован фирменный материал Biodyna.
Fostex HP-A8C как цифро-аналоговый преобразователь
На первом этапе звучание HP-A8C сравнивалось со звучанием ЦАП референсной системы и оценивалось по методике AudioDoctor FSQ 2006. HP-A8C подключался к компьютеру напрямую (по интерфейсу USB) и через конвертер M2Tech HiFace Evo (по интерфейсам AES/EBU и SPDIF). Звук воспроизводился компьютером посредством программного плеера Korg Audiogate 3.02, с соответствующего CD. Использовались треки №№ 15 (установка уровня громкости 86 дБA в точке прослушивания), 9 (оценка ширины формируемой стереобазы), 10 (оценка глубины сцены и точности передачи микродинамики), 11 (оценка атаки, фокусировки и локализации), 12 (оценка тонального баланса и передачи пространства сцены), 13 (оценка звучания на малых уровнях, макро и микродинамики).
На фоне референсной системы HP-A8C оставил исключительно приятное впечатление, хотя и уступил немного в прозрачности, макро и микродинамике, передаче пространственных характеристик звучания. Звук изделия весьма точен и тонально сбалансирован, субъективно воспринимаемый бас глубок и очень детален. Стереобаза непрерывна, и, по субъективному впечатлению, на тестовых записях слегка выходит за пределы базы громкоговорителей. Сцена достаточно глубокая, но разрешения по глубине немного не хватает, барабан и контрабас часто играют практически с одной линии. Пространство сцены в целом передается удовлетворительно. Микродинамика чуть затушевана. Атака передается отлично. Фокусировка и локализация в горизонтальной плоскости - как минимум очень хорошо. В вертикальной плоскости - удовлетворительно. Инструменты расположены почти на одном уровне. Звучание на малых уровнях хорошее, тембры инструментов достоверны. Макродинамика несколько сглажена.
Наилучшее впечатление оставило непосредственное подключение HP-A8C к компьютеру через порт USB. Подключение через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу AES/EBU слышимых преимуществ не дало. Очень близким по звучанию оказались подключения через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсам SPDIF и TosLink. Однако, по нашему мнению, первые два варианта все же более предпочтительны. Различия между подключениями были отчетливо заметны в части глубины/детальности баса, передачи пространства/воздуха сцены и фокусировки/локализации источников звука.
В дальнейшем тестировании использовались ставшие уже традиционными диски:
- "Glenn Gould, Beethoven: Symphony No. 5 in C Minor" - Sony/BMG 88697148062, 2007.
- "Леонид Ройзман, Иоганн Себастьян Бах: Произведения для органа" - Мелодия, MEL CD 10 01 1230, 2013.
- "Katie Melua Collection" - Dramatico DRAMCD0046, 2008
- "John Fogerty, He Wrote A Song For Everyone" - Sony Music 88765487152, 2013.
Ввиду большей универсальности, в ходе дальнейшего прослушивания HP-A8C подключался непосредственно к компьютеру через порт USB. HP-A8C очень музыкален и достаточно универсален жанрово. Шумы и помехи старых записей (диски 1 и 2) абсолютно не мешают музыке. Современные записи (диски 3 и 4) звучат подробно и ярко. Специфика жанров и особенности исполнения различимы более чем отчетливо. Изобилие деталей/подробностей не отвлекает от смысла, а, напротив, способствует пониманию замысла автора и трактовки исполнителей.
Для оценки возможностей изделия при воспроизведении форматов высокого разрешения были использованы DSD и HiRes ремастеринги хорошо известных дисков:
- "Santana, Abraxas" - Sony Music, 1970. 2013 remastered;
- "Dave Brubeck, Time Out" - Columbia, 1959. 2010 remastered;
- "Queen, A Night At The Opera" - Parlophone Records, 1975. 2010 remastered;
- "Glenn Gould, J.S. Bach: Goldberg Variations, BWV 988" - Sony Classical, 1982. 1999 rematered, SS 37779;
- "Budapest Festival Orchestra under Ivan Fisher,Rachmaninov: Symphony no.2 in E minor, Op.27; Vocalise no.14, Op.34" - Channel Classics, CCS SA 21604. Recorded 2004;
- " Cuarteto Casals, Joseph Haydn: Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze" - harmonia mundi, HMC 902162. Recorded 2014.
При воспроизведении файлов высокого разрешения (DSDи РСМ) HP-A8C продемонстрировал явное преимущество этих форматов перед CD во всем, что касается натуральности тембров, подробностей звукоизвлечения, макро и микродинамики, передачи пространства и воздуха сцены. Файлы DSD при этом HP-A8C воспроизводит по протоколу DoP v1.1 (DSD over PCM). Это не стоит понимать как признание ущербности формата CD. Возможностей данного формата в исполнении HP-A8C вполне хватает для того чтобы слушать музыку забыв про источник. Просто форматы высокого разрешения звучат лучше.
Fostex HP-A8C как предварительный усилитель
В качестве источника сигнала в данном тесте использовались фиксированные по уровню небалансные выходы ЦАП ASUS Xonar Essence III. Компьютер при этом подключался к ЦАП ASUS по USB. Воспроизводились тестовый диск AudioDoctor FSQ 2006 (те же дорожки, что и в п.1.), а также вышеупомянутые музыкальные CD и DSD/HiRes HiRes файлы. Уровень громкости в точке прослушивания выставлялся для каждого из тестовых режимов как 86 дБА по треку 15 диска AudioDoctor.
Звучание сохранило все характерные особенности ЦАП ASUS Xonar Essence III, с некоторым практически незаметным, ухудшением прозрачности и пространственных характеристик звучания по сравнению с регулируемыми выходами Essence III.
При оценке результатов этого теста следует учесть изначально высокое разрешение референсной системы, благодаря которому любое дополнительное устройство в тракте выявляется незамедлительно и однозначно. Сам же по себе Fostex HP-A8C звучит более чем достойно и не станет слабым звеном в составе системы даже высокого уровня.
Fostex HP-A8C как усилитель для головных телефонов
Используемые при тестировании наушники уверенно контролировались встроенным усилителем, выполненным на дискретных элементах. Для оценки качества звучания использовались традиционные для наших тестов выше записи, а также бинауральная HiRes (24/192) запись CC Coletti, Bring It On Home; Chesky Records JD357, Recorded 2012. HP-A8C. Подключение усилителя к компьютеру выполнялось напрямую через USB.
По результатам прослушивания, HP-A8C превзошел наш референсный ЦАП ASUS Xonar Essence III по макродинамике звучания и глубине субъективно воспринимаемого баса и, одновременно, несколько уступил в прозрачности.
При прослушивании нами была отмечена практически полная нейтральность Fostex HP-A8C, которую он продемонстрировал на всех записях. Усилитель не продемонстрировал какой-либо выраженный звуковой почерк. Прослушиваемые наушники звучали отлично с выраженными особенностями.
При прослушивании бинауральных записей отличное впечатление произвел эффект присутствия. Возникло впечатление, что исполнители находятся буквально перед слушателем, которое можно было нарушить только при резком повороте головы. Тестируемые наушники Fostex TH-900 нисколько не уступили Sennheiser HD 800 в передаче пространственных характеристик звучания, заметно превзойдя последние в передаче мелких деталей и тонкостей звукоизвлечения.
Звучание наушников Fostex TH-900
Подключение наушников к усилителю Fostex HP-A8C выполнялось при помощи комплектного кабеля. При этом усилитель подключался к компьютеру через интерфейс USB. Воспроизведение компьютером осуществлялось при помощи программного плеера Korg Audiogate 3.02.
Для тестирования дополнительно использовались компакт-диски:
1. Dieterich Buxtehude - Organ Works BuxWV 137, 139-142, 145-146, 149,159-160, Passacaglia BuxWV 161. DG Archiv 4777210;
2. Richard Wagner - Die Walküre (Martha Mödl, Leonie Rysanek, Ferdinand Frantz, Ludwig Suthaus, Margarete Klose, Gottlob Frick; VPO & Wilhelm Furtwängler) - 1954/2006. Naxos 8.111056-58;
3. Bee Gees - One Night Only - 1998/2006, Reprise 8122-77605-2;
4. Johannes Brahms - "Hungarian Dance" - Orchestrated by Albert Parlow, Andreas Hallen, Antonin Dvorak - Claudio Abbado & WPO, 1982/1984. Deutsche Grammophon 410 615-2 GH;
5. Tan Dun – The Banquet (Music From The Original Soundtrack), 2006. Deutsche Grammophon 00289 477 6459 GH;
6. Bruno Walter Edition - Bruckner: Symphony No 7 / Columbia SO, 1996. Sony Music 64482.
Звучание Fostex TH-900 на всех записях было сбалансированным, музыкальным и слитным при высокой детальности. Впечатлили богатые, красивые тембры инструментов, как натуральных, так и электронных. Средние частоты отлично проработаны и очень информативны. Высокий частоты прозрачные, но при этом абсолютно без резкости. Великолепен и бас, не мешающий всему остальному. Высочайшая перегрузочная способность. Никаких спецэффектов и вовлекаторов. Та самая High Fidelity во всей красе.
БСО и опера субъективно воспринимаются практически как вживую. Виолончели прекрасны, флейты, гобои и кларнеты точны и аккуратны. Контрабасы мощны, но без излишеств. Ничто не перекрывает прозрачнейшую середину. Мужской вокал, потрясает. Женский чуть хуже, но это скорее из области придирок - просто, в отличие от мужского, он не вышибает слезу. Несмотря на отсутствие излишней широты и глубины при построения пространства сцены, оно, тем не менее, отчетливо ощущается даже на моно записи.
Теплый и большой образ вокалиста Bee Gees четко прорисовывается с приличным расстоянием от аккомпанемента, а далее, полусферой слышен стадион. И опять, чистейшая середина плюс весьма впечатляющий панч. Возможно, в звучании есть немного теплоты, но она абсолютно не мешает.
Queen Fostex TH-900 отыгрывают мощно и агрессивно. Бас глубокий, почти утробный. Никакой каши. По-прежнему чистейшая середина и прозрачные верха.
При воспроизведении органной музыки очень впечатлила реалистичность звучания. Басовый регистр неповторим, TH-900 с легкостью воспроизводят и контроктаву, и субконтроктаву. Мощь и чистота - непревзойденная, но при этом отчетливо слышно, как органист работает педалями и переключает регистры инструмента, что создает эффект непосредственного присутствия на концерте. Слышно каждый шорох и перелив воздуха в трубках, блеск и матовость нот передаются в равной степени хорошо, Впечатление просто фантастическое - слышно все. Наушники позволяют уловить и особенности разных органов, каждый из которых индивидуален, и почерк конкретного органиста. Возможно - это лучшее воспроизведение органа из всех тестируемых нами головных телефонов.
По результатам тестирования остается только настойчиво рекомендовать читателям головные телефоны Fostex TH-900 в сочетании с Fostex HP-A8C. С этой парой Вы откроете для себя много нового даже в привычных записях.
Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", март 2015 г. http://news.soundex.ru