О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2582Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Что происходит в сфере аудиочатов и есть ли у них будущее
Следом за Clubhouse на рынок аудиосоцсетей вышли конкуренты, в том числе крупные технологические компании. Кто-то cкопировал функциональность «клубного дома», а кто-то — привнес новые решения. Обсудим такие идеи и поговорим о сложностях, которые стоят перед разработчиками аудиоприложений.
Нужно больше аудиокомнат
Clubhouse стал одним из самых горячих проектов последних лет. За прошедший год — несмотря на систему приглашений — приложение скачали 13 млн пользователей. В их числе оказались топ-менеджеры крупнейших технологических компаний, актеры, музыканты и другие знаменитости. И хотя в России интерес к феномену Clubhouse’а постепенно угасает, в мире о нем продолжают говорить. Буквально в апреле компания закрыла раунд инвестиций с оценкой в $4 млрд, а на этой неделе приложение наконец вышло из статуса беты и стало доступно для всех пользователей.
Популярность «клубного дома» подстегнула другие компании к разработке конкурирующих продуктов. К гонке присоединились Facebook, Spotify, Slack и даже Reddit. Они стремятся стать заметными игроками в нише «аудиосоцсеток» и не стесняются экспериментировать.
Свежие идеи
Как пишет CNBC, ключевой проблемой Clubhouse’а является низкое качество контента и его однообразие. Если одно время на площадке выступали Илоны Маски, то с увеличением числа пользователей комнаты заполонили разного рода коучи и «хакеры роста». По этой причине приходящие в эту нишу разработчики аудиоприложений делают упор на новые механики, призванные стимулировать контент-мейкеров.
Так, вместе с собственным аудиочатом Spotify Greenroom компания запускает специальный фонд, из которого будет платить спикерам за материалы. Точные суммы пока не разглашают, но, по словам представителей стримингового сервиса, они «внушительные и способны повлиять на карьеру авторов». Размер выплат будут рассчитывать еженедельно исходя из числа посетителей комнаты и прослушиваний. Facebook тоже решила пойти по пути финансовой стимуляции в своем приложении Live Audio Rooms. Команда разработчиков внедрила прямые платежи, адаптировав модель, которую она уже использует на своей игровой стрим-платформе.
Еще одно направление развития — новые пути распространения контента. Например, в Spotify реализовали функцию записи выступлений спикеров — сохраненный эфир загружается в формате подкаста на Anchor. Компания Цукерберга также планирует дополнить функциональность своей площадки группами или корпоративными страничками для подкастеров. Она добавит инструментарий, который позволит нарезать короткие аудиоклипы и интегрировать их в новостную ленту.
Разговорные комнаты подходят не только для общения с единомышленниками. Они могут выступать полноценным инструментом для нетворкинга. По этой причине ряд компаний внедряет в свои клоны «клубного дома» функциональность для проведения аудиоконференций. Такая возможность в начале июля появилась в приложении Slack Huddles. Там участники, пропустившие звонок, могут ознакомиться с его полной текстовой транскрипцией. Greenroom и Live Audio Rooms тоже расширяют инструменты для взаимодействия в бизнес-среде. Среди них — генерируемые субтитры и поддержка текстового чата. Так, разработчики аудиочатов постепенно улучшают пользовательский опыт. Но им еще предстоит решить целый ряд проблем, связанных с безопасностью и модерацией.
«Смазанные» перспективы
Одна из причин стремительного роста популярности Clubhouse (и, как следствие, интереса крупных компаний к этому направлению) — это пандемия и связанные с ней ограничения. Согласно оценке генерального директора Discord Джейсона Ситрона, по мере возвращения общества к привычному ритму жизни, ажиотаж вокруг аудиочатов начнет спадать, а их аудитория станет сокращаться. Это уже происходит — за последние полгода загрузки Clubhouse «просели» на 89% по сравнению с показателями в начале года. И хотя открытие платформы для всех пользователей может дать краткосрочный эффект, он довольно быстро «выветрится». Резиденты Hacker News убеждены, что для новых игроков все пройдет по аналогичному сценарию. Уже сейчас аудитория большей части комнат не может приблизиться к показателям популярных подкастов или стримов.
Скорость, с которой новые аудиочаты выходят на рынок, также несет в себе определённые риски, связанные с информационной безопасностью. В попытках опередить конкурентов и как можно быстрее вывести продукт на рынок, разработчики могут не уделять должное внимание вопросам тестирования, что грозит утечками персональных данных. Буквально три месяца назад в открытый доступ попали данные 1,3 млн пользователей Clubhouse — имена, идентификаторы, даты создания аккаунтов. И хотя разработчики приложения утверждают, что взлома не было, а информация была получена через API, некоторые ИБ-специалисты отмечают, что эта ситуация — предвестник потенциальных проблем с приватностью.
Еще одним камнем преткновения на пути развития аудиочатов является модерирование аудиозаписей. Компании должны выявлять и отсеивать запрещенный контент или контент, нарушающий авторские права. Справедливости ради стоит отметить, что работа в этом направлении ведется — например, Greenroom будет анализировать записи выступлений для модерации, но, скорее всего, такого подхода будет недостаточно. В то же время разработчики выпускают рекомендации для контент-мейкеров, следуя которым можно избежать нарушений, а команда Reddit в своем сервисе для общения Talk вообще потребовала от менеджеров сообществ проводить модерацию в прямом эфире. Однако эти решения вызывают шквал критики, в них видят желание переложить ответственность на пользователей.
В целом мониторинг контента в прямом эфире — настоящий вызов и задача, для которой в индустрии пока не нашли эффективного решения. Она оказалась не по силам даже такому гиганту как Google, несмотря на вливание огромных сумм в R&D. Год назад корпорация доверила модерацию YouTube-роликов алгоритмам, что привело к увеличению числа ошибочных блокировок. Таким образом, сервисы добавляют функциональность, которая открывает новые возможности для пользователей. При этом компаниям необходимо адресовать ряд проблем, универсальных решений для которых попросту не существует, поэтому пока сложно предугадать, продолжит ли развиваться сфера аудиочатов.