О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Большое в малом. Emil Gilels – Brahms: 4 Ballades, 7 Fantasias. Обзор
Настоящая запись имеет два равновеликих измерения. Первое – композиторское – связано с творчеством Иоганнеса Брамса. Второе – исполнительское – с именем Эмиля Гилельса, одной из самых значительных фигур за всю историю художественного исполнения на рояле.
«Четыре баллады соч. 10» Брамс написал осенью 1854 года, когда навещал в Дюссельдорфе своих друзей Роберта и Клару Шуман. Это были его последние произведения, на которые успел восторженно откликнуться Роберт Шуман, переживавший серьезные проблемы с психическим здоровьем.
Брамс и Шопен перенесли литературную форму баллады на музыкальную почву, создав особый лирико-поэтический жанр фортепианной миниатюры.
Первая из баллад соч. 10 первоначально задумывалась как вокальное сочинение на текст хорошо известной «Английской баллады Эдварда» из сборника народной поэзии Гербера «Stimmen der Völker in ihren Liedern». Очевидно «Баллада Эдварда» долгое время занимала воображение Брамса, потому что спустя четверть века он сочинил на ее основе вокальный дуэт соч. 75 № 1. Остальные баллады Брамса из 10-го опуса, как и его сонаты, хотя и не имеют прямой связи с литературными оригиналами, тоже принадлежат миру поэтической фортепианной музыки.
В последующие годы, вплоть до опусов 76/79, Брамс не писал ни сонат, ни фортепианной музыки вообще. Спустя без малого 40 лет он вернулся к жанру фортепианной миниатюры с двенадцатью пьесами опусов 116-119.
В аннотации к данной пластинке Зигфрид Кросс пишет, что эти поздние произведения Брамса родились не только из ощущения приближающегося конца жизни и намерения автора «привести свой дом в порядок». Некоторые пьесы композитор, вероятно, сочинил ранее, и лишь опубликованы они были вместе под соответствующими опусами.
Меломанам с чутким слухом данная пластинка с музыкой Иоганнеса Брамса даст ясное представление об искусстве Эмиля Гилельса. Пианист не извлекает из фортепиано ни одной пустой ноты. Гилельс не просто качественно воспроизводит авторский текст, а переводит музыку из письменной формы (партитура) в акустическую без потерь смысла и эстетического наполнения. Все колоссальное мастерство артиста подчинено раскрытию лирико-поэтического содержания замечательной музыки. Ослепительная красота звучания, значительность замысла и глубина художественного интеллекта – черты искусства Гилельса, которые проявляются во всем, что бы он ни играл.
Пьесы Брамса, возможно, не произведут сразу сильного впечатления. Даже в таком гениальном исполнении. Но погружение в эту музыку, несомненно, будет усиливаться при каждом последующем прослушивании диска, пока она не станет частью вашего духовного мира.
Великолепная запись из категории «Best Recommended» осуществлена в Германии звукорежиссером Клаусом Шайбе в 1976 году, за девять лет до скоропостижной кончины пианиста в Москве вследствие фатальной врачебной ошибки.