Тест акустики Tannoy Legacy Arden: необычные впечатления

Линейка Tannoy Legacy невелика — всего три модели. Младшие колонки Eaton и средние Cheviot и наконец дело дошло до теста топовой акустики Arden. Честно скажу, после подробного знакомства с Cheviot во время теста и более поверхностных выставочных прослушиваний я не ожидал ничего, кроме основного вывода «ну это же Tannoy». Однако Tannoy Legacy Arden оказались не совсем такими, как я предполагал.




Tannoy Legacy Arden в тестовой системе

Впрочем, строить предположения — дело неблагодарное, поэтому начал я с обычного знакомства с акустикой, примерно так, как будто я ее раньше никогда не видел.

Внешне — крупные «коренастые» корпуса с заявленным объемом в 127 литров. Конструкция похожа на то, как исторически у Tannoy сложилось оформление для собственных коаксиальных излучателей еще до серии Prestige. И сходство с тем, как Arden выглядели несколько десятилетий назад, безусловно, есть.

Исполнение красивое и аккуратное. Корпуса сделаны качественно, шпон, окраска, подгонка — ничто не вызывает нареканий. Пропорции и размеры колонок гармоничны. Сочетание нетемного шпона с винно-фиолетовой обтяжкой грилей вообще мне приглянулось. Как и гриль, состоящий из трех самостоятельных частей. Верхняя секция закрывает динамик, средняя — клеммную колодку подстройки кроссовера, а нижняя — три порта фазоинвертора. Конечно, наверное, можно было бы все это сделать единым массивом, но так намного изящнее.

Установку на поверхность акустика позволяет разную: можно воспользоваться привычными в современном мире регулируемыми шипами, а можно, если захочется, подобрать им некую альтернативу с продвинутой развязкой. Также акустика позволяет поставить ее на штатно вбитые снизу в корпус металлические ножки-полусферы. Но тогда уже безо всяких возможностей регулировки.


Акустика с грилями и без. Совершенно наглядно видно, что закрывает каждая часть гриля

Изготовлены корпуса из МДФ и фанеры. Если судить по тому, что можно найти в виде чертежей и разглядеть через порты фазоинвертора, внутренняя конструкция не имеет каких-либо сложных лабиринтов или чего-то подобного. Все сделано для того, чтобы получить просто жесткий корпус с необходимыми для этого толстыми распорками. Впрочем, учитывая конструкцию фирменного динамика, все логично — объем корпуса работает только на низкочастотную секцию.

Три порта

Оформление — фазоинверторное, в каждой колонке установлено по три одинаковых порта, которые можно по желанию закрыть штатными поролоновыми вставками. Можно закрыть все три, два или один. Что меняется при этом в цифрах, в паспорте не указано, но, конечно же, изменения в характере низкочастотного диапазона есть. Эта опция окажется полезной при подстройке звука под конкретное помещение, даже не столько под систему, а именно под комнату.

Забегая вперед скажу, я слушал акустику с двумя закрытыми портами из трех. Тест хоть и проходил в очень приличном по акустическим свойствам зале, но в любом салоне всегда стоит больше одной колонки, что вносит свою специфику. Я помню такой эффект еще по тестовой лаборатории журнала Stereo&Video, когда в одно помещение натаскивали десяток пар колонок, что немного да сказывалось на работе тестовой системы.

И на деле у владельца акустики в комнате может тоже найтись много других причин, зачем понадобится подстройка, поэтому хорошо, что у акустики эта возможность просчитана штатно и уживается с конструкцией. Потому что одно дело вот такой НЧ/СЧ-излучатель от коаксиала «затыкать», и совсем другое — фазоинвертор у какой-нибудь трехполосной акустики с нижней границей среза 150-200 Гц.


15-дюймовый коаксиальный динамик оснащен резиновым подвесом с простым полукруглым профилем

Динамик у Legacy Arden традиционный для Tannoy — Dual Concentric. Казалось бы, в классическом исполнении, но с отличиями. ВЧ-секция — 33-миллиметровый алюминиево-магниевый купол, помещенный в фирменный волновод «тюльпан». Внешне он никак не отличается от твитера в моделях Eaton и Cheviot, в технических данных о различиях также не сказано. А вот СЧ/НЧ-динамик другой. Это тот же плотный бумажный диффузор, однако у Arden он закреплен на полукруглом резиновом подвесе, а у Cheviot — на тканевом. Кто-то может возмутиться: «Как так? По правилам олдскульности нужен жесткий тканевый подвес». Здесь его нет. Для меня лично это не так важно, потому что играть должна вся конструкция в целом. Видимо, у разработчиков были на это причины.

По паспортным данным разница с Cheviot небольшая: на 100 Гц ниже частота раздела кроссовера, на 3 Гц отличается нижняя граница диапазона по уровню -6 дБ. Формально — почти несущественно, но на деле это все-таки другая акустика.

Опции подстройки кроссовера — привычные для Tannoy линеек Legacy и Prestige (и многих моделей прежних лет). Настраивается отдача твитера в пределах плюс/минус 3 дБ и крутизна спада ВЧ-диапазона от +2 до -6 дБ/окт.


ВЧ-излучатель в фирменном «волноводе-тюльпане»

Кабельное подключение — тоже традиционное для Tannoy, с пятью клеммами, позволяющими использовать раздельное кабельное подключение для разных полос или пополосное усиление. Плюс есть пятая клемма заземления. Кабельные разъемы — очень приличные WBT, универсальные, подходящие под любой тип кабеля. Штатные перемычки сделаны удобно: с одной стороны, у них лопатка, с другой — «банан». В зависимости от того, какой кабель вы подключаете, перемычки переворачиваются и не конфликтуют с любым типом разделки кабеля.

Комнату побольше

К тесту я подошел самым обычным образом: изучил «матчасть», познакомился с тестовой системой и выбрал некоторое количество разной музыки, в том числе и такой, которая по моим представлениям никак не ассоциируется с собирательным образом почерка и звучания танноевских коаксиалов.

Плюс мне много раз советовали послушать Tannoy Legacy с ламповым усилением, что я и проделал. Точнее, в начале теста была лампа, а потом — транзистор. Чтобы сравнить впечатления. Ламповое усиление — Ayon Spitfire, достаточно мощный однотакт в классе А. Транзисторное — Naim в виде далеко не младших моделей: предусилитель NAC-N 272 и усилитель мощности NAP 300. И Ayon CD-35 Signature в качестве одного-единственного источника для обоих вариантов усиления.


Три порта фазоинвертора можно закрыть штатными заглушками по отдельности, таким образом настроив звук акустики в конкретной комнате

К помещению и расстановке эта акустика весьма и весьма критична. Если площадь комнаты окажется меньше 30-35 метров, я не рискну сказать, что акустика раскроется. Расстановка тоже играет большую роль, в моем случае колонки уже были расставлены (иначе провозился бы час-другой при такой-то капризности). Могу сказать уверенно, акустику нужно ставить широко, подальше от стены и от слушателя на приличной дистанции. Колонки определенно не для малогабаритных квартир.

Поворот на слушателя предпочтителен, однако здесь я обнаружил один интересный момент: коаксиалы вообще и коаксиалы Tannoy обладают высокой направленностью. Но тут она не настолько узкая, как ожидалось. Выражается это интересно: если при установленной приличной громкости выйти из точки прослушивания, станет не то чтобы тише, но появится заметный спад на высоких. В итоге в большом помещении один человек может спокойно слушать музыку, а другой — с кем-нибудь разговаривать, при этом не напрягая голосовые связки. Впрочем, у Cheviot похожий эффект.


Клеммная колодка, позволяющая подстроить работу ВЧ-излучателя в зависимости от звука и вкуса

Также отмечу, что в точке прослушивания нет явной резкости. И это не результат лампового усиления — переход на транзисторный тракт резкости в звуке не прибавил. Самых разных Tannoy я слышал предостаточно, и всегда они казались мне резкими, включая старые Arden. Не скажу, что акустика зазвучала мягко, эффект как бы остался на том уровне, что я могу его отметить. Впрочем, как и некоторую остроту и въедливость высоких, но мне это не мешает слушать.

В паре с ламповым усилителем

Сперва я поставил диск Ben Webster «Stardust – Live At The Haarlemse Jazzclub». С одной стороны, хорошо слышно живую концертную атмосферу, с другой — заметную неидеальность записи. Но при явном ее несовершенстве слушается неплохо. Большая сцена с неплохой прозрачностью, приличная локализация. Обычно именно по пространству и локализации этот диск звучит хуже.

Звук приятно неострый, без подчеркнутой резкости, но с хорошей детальностью. Окраски или подчеркнуто-лампового звучания у системы нет — здесь все достаточно честно. Верхнечастотный диапазон по этой записи анализировать особенного смысла нет: запись глуховата, но серединка и тот бас, который присутствует, очень неплохи. Есть и насыщенность, и подробность.

Самое сильное впечатление от этой записи — это, конечно же, масштаб звучания и прорисовка пространства, пусть даже с огрехами записи. Действительно большой звук с хорошим масштабом и глубиной. Да, все это привязано к точке прослушивания, но правильно ее выбрав, можно прочувствовать объем во всей полноте, когда глубина и ширина сцены измеряются буквально метрами, а общие размеры можно счесть похожим на то, как все это было бы слышно в зале, ну разве что только не с первых рядов. И конечно, очень понравилось отсутствие явной резкости: звук скорее жесткий и скоростной, но все равно без подчеркнутой резкости.


Регулируемый шип и несъемная металлическая ножка-опора

Следующая запись No-Man ‎«Speak». Все очень неплохо с воздухом и пространством, и даже если присутствует доля жесткости, то звук не кажется сухим, а остается пластичным, текучим, переливчатым. Проработка объема и локализация вокальных партий — просто очень хорошо. К тому же масштаб ощущается соразмерным, интуитивно соразмерным, потому что напрямую по этой музыке данную составляющую оценивать не стоит (все-таки не о зальной записи акустических инструментов идет речь). Однако чувство некоторой естественности и баланса — хороший показатель. И опять слышен тот эффект, когда объем звука очень хорош по глубине. Да и ширина при имеющейся расстановке заметно уходит за границы корпусов акустики. В какой-то момент прослушивание чуть-чуть напомнило мне эффект от хороших студийных наушников, пусть это даже и не совсем корректное сравнение.

По подаче всего частотного диапазона особых нареканий нет — все достаточно ровно, ничего не выпирает, какой-либо значимой (или даже просто заметной) окраски не слышно. В подаче чуть прослеживается такая особенность: внимание в звуке больше фокусируется на основных тонах, а послезвучия гаснут чуть быстрее, чем хотелось бы. Но в целом эффект выражен несильно. Это скорее такой легкий студийный почерк, а не подчеркнутая аудиофильская голографичность.


Фирменное для Tannoy пятиклеммное подключение

Ритм система держит неплохо, без расхлябанности. Правда, эту запись сильно динамичной и не назовешь, однако там тоже хватает фрагментов и переходов, где нужна стройность и точность. Верха и серединки, если прислушаться, много, да и бас очень неплох для подобной конструкции, а главное, диапазон не ощущается немного разорванным, что иногда случается у коаксиальных излучателей. А еще хорошо, что при всех своих качествах звук не оставляет ощущения, что его забивают молотком в голову — подобное иногда встречалось мне в системах с разными Tannoy.

Еще один альбом — Marc Ribot's Ceramic Dog ‎«Party Intellectuals». Вот здесь очень неплохо себя показала разборчивость по всему диапазону, способность отыграть плотный «грязный» музыкальный материал так, как он задумывался музыкантами (допущу такое предположение) и в то же время отыграть с хорошим ритмом, приличной детальностью. Может быть, именно для этой музыки мне хотелось бы звука более агрессивного, но получилось вроде бы и правильно, но подчеркнуто аккуратно, даже мониторно. Такой подачи хватило бы для джаза, соула, фанка, камерных составов, а в остальном мне хотелось бы другого по стилю прочтения музыкального материала. Хотя по объему, сцене и разборчивости в целом явных претензий у меня нет, это всего лишь вопросы стилистических предпочтений.


Ламповый усилитель Ayon Spitfire

Дальше поставил диск DJ Krush «The Message at the Depth» — послушать, как и что здесь будет с подачей в целом и с отдельными составляющими. Пожалуй, лучше ожидаемого. Не очень мягко, никакой явной каши, объем никуда не делся, но кроме того уж слишком как-то все аккуратно, без той энергетики, которую хотелось бы услышать. Ну и тихо такую музыку акустике играть не хочется — на громкости ниже средней звук резко становится камерным, теряет глубину на сложных фрагментах. Если поставить, например, джазовое трио с вокалом — подобный эффект будет менее заметен.

Так, альбом Joni Mitchell «Both Sides Now» мне очень понравился по передаче атмосферы, сцены, по подробному и естественному звучанию вокальных партий. Впрочем, тут получилось и двойное совпадение: собственный почерк колонок как будто бы созвучен с вокалом и манерой исполнения Joni Mitchell, и от этого эффект погружения в музыку получился сильнее, чем на многих других системах. Но все-таки вопрос жанровости надо упорядочивать, поэтому пора переключаться на транзисторное усиление и послушать, что же получится.

В паре с транзисторным усилителем

Снова диск «The Message at the Depth». Мне такой вариант звучания с транзистором понравился, пожалуй, больше. Звук не приобрел явной резкости, стал будто бы чуть более расцвеченным и эмоциональным, более стройным на небольшой громкости. Ну и появился тот напор, которого мне не хватило на некоторых записях. Но что интересно — в зависимости от музыки система без затруднений смогла сыграть и «позлее», но не прибавилось выраженной резкости или грубости. И сцена практически не изменилась — почти та же ширина и глубина (может, совсем чуть-чуть меньше по глубине), но образы получились более остро очерченными, более телесными, не потеряв в подвижности и пластичности. Эмоциональная подача просто пополнилась новыми цветами спектра.


Naim NAC-N 272 и NAP 300 — транзисторная версия усиления

Немного послушал запись John Mayall with Eric Clapton ‎«Blues Breakers». Неплохая моносцена, выстраивающаяся по глубине. Частотный диапазон самой записи оставляет желать лучшего, но слушать это не мешает, просто воспринимается как есть. Были у меня опасения, что тут может получиться или резковато, с «ящично-коробочным» звуком, или плоско и скучно. Но ни того, ни другого не произошло. Просто слышна, с почти мониторной точностью, специфика записи. Разве что звук чуть суше. Зато есть неплохая детальность, позволяющая сосредоточиться на музыке. В сумме мне это очень понравилось. Вспомнил, как именно этот диск слушал у одного знакомого с винтажными Танноями, не самыми-самыми культовыми, конечно, но близкими по характеристикам и правильно технически обслуженными. Тогда я достаточно быстро «сменил пластинку», потому что звук явно утомлял своей резкостью и въедливостью. Здесь я такого эффекта не обнаружил.


Ayon CD-35 Signature — общий источник для теста

Следующим диском в тесте стали «Гольдберговские вариации» Баха в исполнении Гленна Гульда. Очень неплохо. Масштабно, цельно по подаче, без перекосов. Может быть, иногда была слышна уже замеченная раньше особенность — то, что основным тонам уделяется больше внимания, а послезвучиям меньше. Но выражено это не сильно и скорее воспринимается не впрямую на слух как явное проявление, а как некая расстановка акцентов акустикой. Воздуха получилось немного меньше, чем я ожидал, но запись совершенно не кажется пересушенной или уплощенной.

И последний диск — «Всенощное бдение» Рахманинова. Результаты уверенные. Детальности для хора почти хватило. На каком-то пределе есть ограничение, но оно намного меньше ожидаемого, и в целом система способна отыграть эту запись. Возможно, чуть жестче, чем нужно, с легким невниманием к тихим звукам, что более заметно на мужском вокале и звучании мужской части хора. И все, больше я ничего не заметил. Предположу, что многие бы вообще не заметили никаких особенностей. Тут нужен особо придирчивый слушатель, который к тому же точно понимает, что он может услышать в зависимости от системы. А если не делать на этом акцент, то остается добротный и масштабный звук, без явной окраски, без подчеркнутой резкости или, наоборот, смягчения или проблем с динамикой.

Выводы

Пожалуй, именно эта модель акустики меня приятно удивила. Даже понравилась, что не очень совпадает с моим обычным отношением к продукции этой фирмы. Да, я к Tannoy отношусь уважительно, но «понравилась» — это совсем другая история. Здесь же на разном усилении получилась хорошая картинка как таковая. Все весьма жанрово универсально и впечатляюще «прорисовано» в пространстве. И тем не менее это Tannoy со всеми своими особенностями, начиная от принятия или непринятия звука слушателем в целом и заканчивая спецификой подбора помещения, расстановки, тщательной подготовки места для прослушивания.

То же самое относится к подбору усиления, да и всей системы вплоть до кабельной обвязки. Чуть перебрать с собственной яркостью или жесткостью звука компонентов — и картина получится не совсем той, что нужна. Что же касается усиления (лампа или транзистор), то многое будет зависеть от жанров и вкусов, но я остаюсь при своем прежнем мнении, что мощное транзисторное усиление предпочтительнее.

Музыкальный материал

No-Man ‎– ((Speak)) / Snapper Music ‎– SDPCD 194 / CD Stereo

Marc Ribot's Ceramic Dog ‎– Party Intellectuals / Pi Recordings PI27 / CD Stereo

Joni Mitchell ‎– Both Sides Now / Reprise Records ‎– 9 47620-2 / HDCD Stereo

John Mayall With Eric Clapton ‎– Blues Breakers / Audio Fidelity AFZ 056 / CD Mono

J. S. Bach – The Goldberg Variations - Glenn Gould / Sony Classical ‎– SKM52619 / CD Stereo

DJ KRUSH – The Message At The Depth – Sony Music – SRCL 5403 / CD Stereo

Ben Webster ‎– Stardust - Live At The Haarlemse Jazzclub / Meldac MECJ-30022 / CD Stereo

Сергей Рахманинов – «Всенощное бдение» для смешанного хора, соч.37 / Жанна Полевцова, Сергей Рокозица, Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, дирижер Владислав Черноущенко / Мелодия MEL CD 10 02550/25 / CD Stereo

Паспортные данные

Акустическое оформление: трехпортовый фазоинвертор (заглушки в комплекте)

Схема: коаксиальный 15-дюймовый излучатель/две полосы

ВЧ-излучатель: 33 мм с куполом из алюминиево-магниевого сплава

СЧ/НЧ-излучатель: 380 мм с бумажным диффузором и резиновым подвесом

Частота раздела кроссовера: 1100 Гц

Воспроизводимые частоты (-6дБ): 35 Гц – 30 кГц

Импеданс (ном/мин): 8/н.д. Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 300 Вт

Максимальная мощность (продолж./пик): 150/600 Вт

Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/1 м)

Вес: 41 кг

Размеры: (В x Ш x Г): 910 x 602 x 362 мм


Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", ноябрь 2018 г. www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 9 642 раза

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
1 марта 2019, 16:19
Ифрит (Гость)
Никогда не слышал про дирижёра Черноущенко, расскажите про него.
1 марта 2019, 16:31
Владимир Лобков (Аудиомания)
Добрый день. Это информационная статья из журнала. Авторы статьи скорее всего не смогут увидеть ваши вопросы и ответить на них.
Написать свой комментарий