О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2583Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Как получить наилучший звук от проигрывателя винила
Проигрыватели винила – вероятно, самые капризные компоненты Hi-Fi-системы. Даже лучшие из них могут впасть в уныние из-за неудачного выбора места, неточной настройки и неустойчивой подставки.
Проведите настройку правильно – и ваш проигрыватель порадует вас таким великолепием, что вы и думать забудете о цифровых файлах.
Найдите надежную базу
Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от источников вибрации, включая АС.
Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; а вот на подвесном деревянном полу она усилит воздействие топота. В этом случае мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему с шагами. Только не забудьте о надежных болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться разрушительными.
Большинство проигрывателей снабжены какой-либо виброизоляцией – от резиновых ножек до системы полной подвески. Чем она лучше, тем менее капризен проигрыватель к месту установки, но любая конструкция выигрывает от грамотного расположения и надежной опоры.
Чтобы иглу можно было точно установить в канавку, убедитесь, что все составляющие строго горизонтальны. Воспользуйтесь для проверки спиртовым уровнем. Начните со стола. Если стойка сама по себе горизонтальна, остальное не составит проблемы. На случай доводки проигрыватели оснащаются настраиваемыми ножками.
Теперь проверим уровень опорного диска. У большинства моделей его положение фиксировано относительно стола. Проигрыватели с подвеской позволяют слегка менять их взаимное расположение.
Настройка прижимной силы
Во времена расцвета винила многие любили менять и сравнивать проигрыватели, тонармы и картриджи. Сегодня большинство моделей поставляются уже с тонармами, остается только подобрать картридж. У некоторых недорогих вертушек и он входит в комплект. Однако без некоторой доводки и в этом случае не обойтись.
Настройка тонарма и головки звукоснимателя обычно производится одновременно. Если картридж уже установлен в тонарм, нужно только подобрать прижимную силу (посредством перемещения противовеса на заднем конце тонарма) и задать смещение для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки.
Производители картриджей указывают рекомендованный диапазон значений прижимной силы – как правило, от 1,5 до 2,5 грамма. С него стоит начать, но иногда лучший звук получается при небольшом отклонении в рамках допустимого диапазона.
Если звук кажется пресным и безжизненным, то прижимная сила слишком велика; неплотное и агрессивное звучание говорит о низком значении. Если оно слишком мало, игла будет перескакивать с канавки на канавку, повреждая их. В случае сомнений выбирайте более высокое значение: положение иглы в канавке будет более стабильным, внося меньше искажений в звук и причиняя меньший ущерб диску.
Настройка высоты тонарма
Большинство проигрывателей средней и верхней категорий позволяют настраивать высоту тонарма. Чаще всего он располагается параллельно плоскости пластинки. При слишком высокой установке тонарма звук при увеличении громкости становится ярким и напористым, при слишком низкой – наоборот.
Если головка звукоснимателя еще не установлена, придется немного поработать. После установки картриджа в тонарм к нему нужно прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета. В корпусе картриджа очень мало места, так что для монтажа понадобятся маленькие длинноносые плоскогубцы. Будьте осторожны: повредить контакты и сами провода чрезвычайно легко.
Выравнивание картриджа
Выполняется при помощи мерной линейки. Можно купить дорогую металлическую, но и простая картонная вполне сгодится. На ней обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями.
Поместив иглу картриджа в каждую из двух точек, убедитесь, что его корпус выровнен по этим линиям. Процесс требует терпения, но в результате игла расположится под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений и износ пластинок.
Фонокорректор-предусилитель
Одним из побочных эффектов перехода к цифровым технологиям стало отсутствие фонокорректора у многих усилителей. И даже когда он имеется, при разработке о нем думают в последнюю очередь, что определяет среднее качество звучания. Фонокорректор обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от CD-проигрывателя) и выравнивает тональный баланс.
Виниловый диск физически не способен передать объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что его тональный баланс сильно скошен в сторону более высоких частот. Фонокорректор пытается компенсировать этот изъян. Его правильный выбор позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неправильный – породит подозрения о том, что в виниле нет ничего особенного. Большинство моделей способны работать с картриджами как с подвижным магнитом (MM), так и с подвижной катушкой (MC).
Картридж: MM или MC?
Картриджи с подвижным магнитом обычно более доступны по цене и выдают более сильный сигнал. С ними фонокорректору проще обеспечивать звукоусиление, и недостатки системы подчеркиваются в меньшей степени.
Картриджи с подвижным магнитом обычно обладают более ровными электрическими характеристиками, что позволяет производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У головок с подвижной катушкой все не так просто.
MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у низкоуровневых картриджей сигнал меньше в разы. Для оптимизации звучания фонокорректор должен иметь переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.
Магнитные катушки также различаются по импедансу. Верно подобранные параметры обеспечивают оптимальный интерфейс между картриджем и фонокорректором и в результате – более качественный звук. Может оказаться, что в вашей системе изменение одного показателя сделает звук заметно лучше. Обычно с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального характера. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.
Неплохой звук можно получить сразу же после установки проигрывателя, но приложите немного усилий и терпения – и будете стократно вознаграждены.
Подготовлено по материалам "What Hi-Fi?", октябрь 2017 г.