О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Священный Грааль винила: искусство мастеринга на половинной скорости
Инженер по мастерингу студии Abbey Road Майлз Шоуэлл описывает мастеринг на половинной скорости как «священный Грааль нарезки винила». Что входит в этот процесс? Мы расскажем обо всем.
Майлз Шоуэлл (на фото вверху) начал свою карьеру в 1984 году с изучения искусства нарезки виниловых дисков и копирования пленок. В 2013 году он начал работать на студии Abbey Road Studios и в качестве эксперта по мастерингу на половинной скорости выполнил ремастеринг дисков самых популярных музыкантов мира, включая The Who, The Beatles, Disclosure, Queen, Эрика Клэптона, The Rolling Stones и Брайана Ино.
Когда Шоуэллу понадобилась консультация по поводу возрождения технологии мастеринга на половинной скорости, он обратился к Стэну Рикеру – инженеру, который фактически был создателем этой технологии. Рикер, в свою очередь, был поражен тем, что кто-то решил вновь заняться этим.
Нарезка диска на половинной скорости не только занимает вдвое больше времени, но и требует новых методов работы и серьезной модификации оборудования. Однако благодаря отсутствию напряжений в каждом компоненте процесса мастеринг на половинной скорости оказывается самым точным способом создания диска.
Побывав на студии Abbey Road и послушав недавно выполненный Шоуэллом ремастеринг четырех сольных альбомов Брайана Ино на половинной скорости, мы убедились, что результат стоит затраченных усилий.
О деталях процесса
«Работа над дисками Ино может служить хорошим примером, поскольку я получил доступ к оригинальным лентам – пары оригиналов не было, но в основном мастеры были в моих руках. Теперь заполучить оригинальные мастер-ленты становится все сложнее, потому что все знают, что при постоянном воспроизведении старой аналоговой ленты она быстро изнашивается.
У меня фантастический катушечный магнитофон Ampex, который звучит просто роскошно; я заказал для него специальные головки, благодаря которым звук стал еще лучше, и теперь я могу переносить информацию в полном объеме. Я снял с лент сигнал в высоком разрешении с параметрами 192 кГц/24 бит и уже над ним производил все необходимые исправления. Помимо удаления щелчков и инородных шумов, я использовал деэссер для смягчения звуков «с» в вокальных партиях, чтобы избежать шипения на пластинке.
При переносе я ориентировался только на виниловые диски: с ними невозможно использовать избыточное лимитирование или чрезмерную компрессию, как при печати на CD, для получения более громкого звука. Для виниловых дисков цифровой звук на максимальном уровне и без того был бы слишком громким, так что совершенно бессмысленно применять компрессор и лимитер – это не улучшит его качество.
Цифровой трансфер в высоком разрешении позволяет буквально проникнуть внутрь аудиосигнала и контролировать каждую мельчайшую деталь. Одна из этих лент воспроизводилась на неисправном магнитофоне, который повредил ее и наставил повсюду щелчков, так что мне пришлось исправлять эти изъяны на самом глубоком уровне – при нарезке диска напрямую с ленты это было бы невозможно. Такие вещи можно исправить только в цифре, это чем-то напоминает накладывание потайного шва».
О специальном оборудовании
«После того как я был удовлетворен качеством файлов, я стал готовиться к нарезке. У меня в студии есть недавно восстановленный и настроенный нарезной станок Neumann, очень классный – лучший, с каким мне доводилось работать – а также специальным образом доработанные усилитель и фильтр RIAA.
Если вы нарезаете диск на половинной скорости, воспроизводите источник на половинной скорости и станок у вас тоже работает на половинной скорости, то спектр частот и установки фильтра оказываются неверными. Для этого необходим специальный фильтр.
Кроме того, при нарезке на половинной скорости вы не можете точно слышать, что идет на винил, потому что все слишком замедленно и звучит просто кошмарно. Так что сначала для каждого клиента мы делаем ацетатный диск. После этого я прослушиваю его на своей домашней системе, чтобы убедиться, что все звучит как надо – нет смысла слушать его на проигрывателе High-End-класса или на приставке к станку, потому что они не соответствуют обычным условиям, в которых большинство покупателей слушает диски.
После этого диск отправляется клиенту, и если он доволен качеством, я нарезаю мастер-диск. Затем мы посылаем его на завод Optimal в Германии – пожалуй, один из двух лучших заводов в мире, я очень рад, что мы работаем именно с ним. И через 6-8 недель я получаю тестовые оттиски».
О сглаживании острых углов
«Всю подготовительную работу нужно сделать заранее. Я заново прохожу все и трачу по многу часов на проверку каждой детали; перед нарезкой на половинной скорости нужно еще пройтись деэссером, поскольку лимитеры не работают. Они имеют дело с двумя аспектами: ищут сигналы в определенной полосе частот, которой здесь уже нет, и проверяют, нет ли слишком резких и неожиданных быстрых всплесков.
Из-за пониженной скорости никаких острых углов в сигнале не остается. Любую вокальную партию, которая может вызывать искажения из-за резких и ярких звуков «с», я предварительно обрабатываю. Это не так уж сложно, потому что у меня есть специальный цифровой инструмент, который позволяет быстро найти все «с».
Все остальное – любые яркие звуки гитары, малого барабана или тамбурина – остается нетронутым, я редактирую только фрагменты вокала, которые могут привести к неприятностям».
О работе на половинной скорости
«После этого остается чисто механическая работа по нарезке на половинной скорости, во время которой находиться в помещении невозможно, потому что звучит это все просто ужасно. У меня были двенадцатичасовые рабочие сессии, после которых я выходил из студии совершенно не в себе; но когда получаешь диски с завода и они звучат так свежо, так открыто, ты понимаешь, что это стоило всех мучений.
Вся основная работа делается до нарезки. После этого мне остается только убедиться, что нарезной станок работает должным образом и что стружка, срезаемая с диска, отправляется в вакуумную трубу – и что в целом все выглядит как положено. По окончании работы я при помощи микроскопа проверяю, хорошо ли получились канавки».
О границах частот для винила
«Во многих случаях проблема с более ранними дисками, изданными в семидесятых, была вызвана тем, что их делали непосредственно с ленты; у них приятный звук, но из-за особенностей оборудования неизбежен небольшой спад на НЧ – от 30 Гц и ниже.
На половинной скорости эта граница смещается на отметку 60 Гц, так что в итоге получаются чистые и яркие записи с невысоким уровнем басов. Преимущество моего метода заключается в том, что и басы, и верха остаются в полном объеме, и при этом все звучит лучше, потому что никакие элементы не доводятся до предела, и звук оказывается намного более естественным».
О скептицизме коллег
Мы прослушали недавно выполненный Шоуэллом на половинной скорости мастеринг четырех ранних сольных альбомов Брайана Ино.
«Несколько отличных инженеров звукозаписи, с которыми я сотрудничаю, скептически отнеслись к моей затее и спрашивали меня, смогут ли они услышать разницу? Тогда я давал им ацетатный диск, они слушали и говорили – «он звучит совсем как мастер-лента, а не как диск». В нем появляется необычная эфирная воздушность, которой невозможно добиться при мастеринге в реальном времени.
Именно благодаря отсутствию напряжений в системе мастеринг на половинной скорости звучит лучше. Дело не в скорости вращения нарезного станка, дело в уменьшении скорости подачи самой музыки.
600-ваттным усилителям в нашей механической системе не приходится выжимать из себя максимум, в результате резец станка не воспроизводит тот неприятный резкий высокочастотный призвук, который все портит. Вот почему звук получается так хорош».
Об оптимальной скорости нарезки
«Нарезка на скорости 45 оборотов в минуту предпочтительнее, потому что можно сделать звук более громким, и чем выше скорость воспроизведения, тем выше качество. За секунду воспроизведения игла пройдет большее расстояние, чем на скорости 33⅓, из-за чего звук будет чище.
Единственный недостаток этого подхода заключается в том, что вам придется вдвое чаще покидать кресло, чтобы перевернуть или сменить пластинку. Однако половинная скорость – самый точный на сегодня способ создания виниловых дисков. Если сделать альбом двойным и нарезать его на скорости 45 об/мин, вы получите максимально возможное качество. Большего вам из системы уже не выжать».
О заботе о своих слушателях
«Я обычно использую для тестирования Technics SL-1200, который стоит в моей комнате. Он чуть выше классом, чем средний домашний проигрыватель, но и это не экзотика за 50 тысяч – у него обычный MM-картридж Audio Technica ценой 150 фунтов. Мы намеренно не стали обзаводиться референсной системой съема сигнала, потому что хотели, чтобы слушатели с Hi-Fi-системами среднего и приличного уровня могли оценить качество звука в полной мере.
Если бы я слушал свой мастер на лучшем проигрывателе с топовыми тонармом и картриджем, я бы мог сделать звук более громким и не слышать искажений, но многие другие большей частью слышали бы их. Лучше ориентироваться на более широкий круг слушателей».
О качестве проигрывателя
«На любом приличном проигрывателе вы услышите разницу между мастерингом на половинной и полной скорости, и чем лучше ваша система, тем больше информации вам удастся извлечь из канавок. Когда я был еще ребенком, а я начал слушать пластинки 35 лет назад, мне попались ранние записи Mobile Fidelity Sound Lab, над которыми работал Стэн Рикер.
В те дни у меня еще не было хорошего проигрывателя, но эти диски звучали намного лучше остальных; а когда система стала более качественной, еще более качественным стал и звук этих пластинок. Чтобы почувствовать разницу, вам не потребуется лучший проигрыватель в мире; но совершенно очевидно, что чем лучше система, тем больше информации можно получить».
О потенциале мастеринга на половинной скорости
«Я был бы рад, если бы мастеринг всех пластинок проводился на половинной скорости, но в мире нет такого количества инженеров, чтобы справиться с этой задачей. Мы все завалены работой, так что для мастеринга на половинной скорости потребовалось бы в два раза больше звукоинженеров и нарезных станков.
Это было бы классно, но это потребует много дополнительной работы и будет стоить намного больше денег. Клиенту такой альбом обходится более чем вдвое дороже из-за того, что приходится тратить время на ацетатный диск и тому подобное, так что никто не станет делать этого ради записей, которые не обещают продаваться в огромных количествах.
В конце концов, это бизнес, и людям, выпускающим виниловые диски, необходимо заботиться о получении прибыли на свои инвестиции. Некоторые другие инженеры тоже занимаются мастерингом на половинной скорости – но, видимо, не так активно, как я».
Виниловые пластинки в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", ноябрь 2017 г. www.whathifi.com