О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании51Видео505Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2605Музыкальные и кинообзоры630Глоссарий
Революцию по телевидению не покажут: как Джордж Лукас изменил звук в фильмах
Фильму «Звездные войны: Новая надежда» исполнилось 40 лет. Начальные титры задумывались так, чтобы взбудоражить зрителя. Этот эффект поддерживается тишиной, после хорошо знакомого всем «Давным-давно, в далекой галактике...» опустившейся на иссиня-черный кинозал.
А потом бум! И без предупреждения зрителя ослепляет известный логотип, светящийся на весь экран, и внезапные, очень громкие фанфары заставляют подпрыгнуть. После фанфар на кинозал обрушается стена звука — это оркестр играет одну из самых известных заглавных тем кинофильмов всех времен.
Однако более взрослое поколение — те, кто стоял в очередях на первые показы в местечковых кинотеатрах в 1977 году, — возможно, помнят эти события совсем иначе.
«Давным-давно...» не затихает полностью, а сменяется мерным гулом системы вентиляции кинотеатра, грохотом проезжающего мимо автобуса и смехом опоздавших зрителей, которые расплачиваются за попкорн на входе.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars.jpg)
Логотип «Звездных войн» представляет собой практически нечитаемое яркое пятно — киномеханик еще только настраивает фокусировку проектора. Ему аккомпанируют приглушенные скрипы и писки, и эпичные фанфары больше напоминают визг пяти вувузел, орущих в свинцовом гробу.
Конечно, глухие и неряшливые кинотеатры семидесятых в сравнении с современными провинциальными мультиплексами действительно кажутся чем-то, что существовало давным-давно, в далекой галактике. И именно «Звездные войны» спровоцировали эту эволюцию.
Как опытный режиссер, Лукас прекрасно понимал, что для истории, рассказанной в фильме, важна не только визуальная составляющая, но и звук. Причем не только очевидные его элементы — диалоги, настроенческая музыка, степень сжатия фонового шума — но и точно срежиссированный звуковой ландшафт: именно он позволял получить от просмотра максимальное погружение, предоставляя мозгу возможность видеть то, что на самом деле осталось за кадром.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars1.jpg)
Лукас очень серьезно поработал над тем, чтобы звуковая дорожка «Звездных войн» была столь же впечатляющей, как и более известные обывателям спецэффекты фильма. Для этого он применил недавно вышедшую систему Dolby Stereo, которая, несмотря на название, на самом деле использовала технологию четырехканального оптического звука с шумоподавлением.
Устанавливая стандарты
Огромный успех «Звездных войн» у публики вновь подогрел угасший было интерес к такому дорогому излишеству, как пространственное звучание, и побудил индустрию обновить оборудование в кинотеатрах. Это было значительным прорывом для залов, которые до этого использовали аудиотехнологии, практически не менявшиеся со времен первых фильмов со звуком.
В 1938-м году Академия кинематографических искусств и наук стандартизировала метод переноса звуковой дорожки фильма на узенькую оптическую дорожку сбоку от кадра на пленке. Также этот метод определил кривую АЧХ, которая должна компенсировать не самое хорошее качество аудиосистем в большинстве залов и минимизировать шипение (в основном за счет урезания верхов и сильного уменьшения баса).
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars2.jpg)
Несмотря на ноу-хау вроде вышедшей в 1940-м «Фантазии» Диснея, которая использовала свой собственный метод переноса и воспроизведения многодорожечного объемного аудио, с тех пор за 40 лет в кинозвуке практически ничего не изменилось.
Бум на телевизоры в 50-х привел к тому, что несколько компаний попытались продвинуть кинотеатры, обещая более крупный формат и более серьезный звук. К примеру, 70-мм пленка позволяла записать четыре аудиодорожки на ленту (как в библейском эпосе «Плащаница» 1953-го года), а в «Оклахоме» 1955-го — целых шесть.
Однако магнитные дорожки, как оказалось, быстро старели, а 70-мм пленка была дорогой, плюс ко всему далеко не все кинотеатры могли с ней работать.
Затем в конце 60-х Dolby попыталась внедрить в кинотеатральный звук системы шумоподавления: Dolby A-Type впервые поучаствовала в саундтреке «Заводного апельсина», вышедшего в 1971-м. Также именно в Dolby впервые задумались о том, что кинотеатры могут самостоятельно калибровать звук под нужды конкретного зала. Понемногу принятая Академией дорожка сменилась кривой широкого диапазона — X-Curve, которая компенсировала реверберацию, используя спектральную чувствительность комнат разных размеров.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars3.jpg)
Для «Звездных войн» Dolby использовала два оптических канала под левый и правый стереоканалы вместо монотрека Академии на стандартной 35-мм пленке. Плюс ко всему этому Dolby закодировала сюда каналы центра и сурраунда. Все это декодировались в кинотеатре в процессе просмотра в три канала и один канал объемного звучания. Стоило такое решение значительно меньше, чем 70-мм пленка.
Таким образом, у маленьких кинотеатров появился доступ к стерео и объемному звуку. «Звездные войны» дали попробовать киноманам хороший пространственный саунд, и те захотели еще.
Джордж Лукас понимал, что нащупал нечто важное, но к моменту окончания съемок первого сиквела сильно сомневался в том, что зрители почувствовали все прелести работы его звукоинженеров. Он пытался понять, действительно ли серьезным препятствием на пути зрителей к наслаждению объемным звуком является неумение кинотеатров правильно его воспроизводить.
Пора звать экспертов
В мае 1980-го, когда дебютировала «Империя наносит ответный удар», Лукас нанял аудиоэксперта Томлинсона Холмана (Tomlinson Holman) и попросил его проанализровать весь процесс звукового инжиниринга — от записи на площадке до воспроизведения в кинотеатре. Лукас подозревал, а Холман, к своему ужасу, доказал, что все кинотеатры страдают от аудиосистем низкого качества и отвратительной акустической обработки помещений, а также от плохо освещенных экранов и жутких углов обзора.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars4.jpg)
Первым решением Холмана было создание собственных студий аудиомонтажа, которые после стали известны как Skywalker Studios. Вместе с Лукасом он начал убеждать кинотеатры в необходимости обновления оборудования и соблюдения норм для качественного отображения фильмов.
В результате появился проект, включающий в себя нормы и стандарты, известный как THX. Впервые его работу зрители смогли оценить во время просмотра «Возвращения джедая» в 1983-м году.
Хоть существует мнение, что название THX — это инициалы Томлинсона Холмана (и буковка X, потому что она выглядит круто), любители сай-фая знают, что на самом деле это дань первому фильму Лукаса «THX 1138» — убаюкивающей, низкобюджетной, антиутопичной и очень неторопливой ленте, прямиком из 1971-го года. THX 1138 — имя протагониста, которого играет Роберт Дюваль (Robert Duval), в фильме его зовут Текс. Еще часто считают, что THX — это аудиотехнология. На самом деле это набор параметров для сертификации.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars5.jpg)
Например, сеть кинотеатров может заплатить некоторую сумму экспертам THX, которые проанализируют нынешний кинотеатральный сетап и предоставят свои рекомендации по всем параметрам — от проекции и аудиоустройств, до звукоизоляции, формы зала и расположения кресел. Если сеть согласится с изменениями, то сможет поставить себе шильдик «THX Certified», а зрители сразу же поймут, что пойдут на качественный сеанс.
Пасиб THX!
Влияние стандартов THX на киноиндустрию нельзя недооценивать. Технологические компании, такие, как Dolby, продолжали развиваться в 70-х и 80-х: появились Dolby Stereo Spectral Recording (SR) в «Робокопе» 1987-го года и Dolby Digital в «Бэтмен возвращается» 1992-го, а THX сыграла большую роль в выживании и даже возрождении кинотеатров, которые боролись со все возрастающим интересом публики к домашнему видео.
Как фильм на VHS с рябью и скрипучим звуком вообще можно сравнивать с высококачественной картинкой и обволакивающим звучанием сертифицированных THX кинотеатров?
THX решила заняться и этой проблемой, и вышла на рынок потребительской электроники в 1988-м году, представив новый алгоритм репродукции аудио Re-EQ — фильтр, который решал проблему слишком ярко звучащих на VHS фильмов с адаптированной дорожкой X-Curve.
Компанию в 2002-м году приобрела Creative Technology, и THX пробралась на рынок домашней техники. Первой звуковой картой с сертификацией THX стала Sound Blaster Audigy 2. После этого логотип THX начал появляться на самых разных домашних AV-продуктах, включая DVD и Blu-ray плееры — как подтверждение того, что бренд работал и с картинкой, и со звуком.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/StarWars6.jpg)
Одновременно вдохновленная успехом Dolby, компания Digital Movie Theater Systems представила свою собственную 5.1-канальную систему под названием DTS, с которой зрители впервые познакомились в 1993-м году на «Парке Юрского периода». В том же году свет увидела Sony Dynamic Digital Sound (SDDS) — 7.1-канальная система с несколькими фронтами, которая обещала самое лучшее «воспроизведение диалогов» и в кино дебютировала в «Последнем киногерое» 1993-го.
Dolby вернулась в 1999-м с Digital Surround EX, добавив тыловой канал объемного звука в системе 6.1 — ее Лукас впервые применил в «Скрытой угрозе». В настоящее время дело это так и продолжается — системы объемного цифрового звучания улучшаются, и именно их постоянные посетители кинотеатров ожидают встретить практически во всех кинозалах.
Небольшой побочный проект Джорджа Лукаса, поднявший планку ожиданий для кинотеатральной и домашней электроники, спровоцировал движение, которое привело к серьезному улучшению качества звучания. За последние 15 лет инновации в акустике комнат и стандартных театров (а также усилительных способностях в концертных залах и на живых выступлениях) обязаны своим появлением, вероятно, той сурраунд-истерии, которую породили «Звездные войны».
В наши дни, конечно, действие перенеслось на малый экран. Нынешний владелец THX — компания Razer, производитель геймерского оборудования. Но до сих пор влияние THX все так же ощутимо, а наследие «Звездных войн» — живет.
![](http://img.audiomania.ru/pics/goods/onkyo_ht-s7805-1.jpg)
Весь ассортимент продукции поддерживающей Dolby Atmos в нашем каталоге
![](http://img.audiomania.ru/pics/goods/klipsch_rp-140sa1.jpg)
Весь ассортимент продукции поддерживающей DTS:X в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", июль 2017 г. www.stereo.ru