О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Винил умер, да здравствует винил
На заре XXI века на полках магазинов вновь начинают появляться виниловые пластинки. В конце 90-х их популярность значительно снизилась – технологии начали брать верх, и к ним на смену пришли цифровые диски. Несмотря на появление нового носителя информации, со временем у людей стал возвращаться интерес к винилу, мотивированный «лучшим» звучанием и связью с прошлым.
В этой статье Керим Татевян – эксперт в области звука и проектирования домашних кинотеатров, меломан и поклонник винила – расскажет о том, как подойти к выбору пластинки, и на какие особенности этого носителя обратить внимание меломанам, которые только задумываются о том, чтобы начать слушать винил.
На данный момент, основными покупателями виниловых пластинок являются диджеи и меломаны. Если первые приобретают их для использования в своих музыкальных сетах, то вторые – получения удовольствия (кроме того, далеко не всегда запись, подходящая для диджея, может использоваться для обычного прослушивания). В основном они покупают винил на первичном рынке, где качество пластинки идеально.
Однако бывают и исключения – в поисках раритетных изданий стоит отправиться на вторичный рынок. В специальных магазинчиках можно отобрать интересующие пластинки и тут же их прослушать. Но в таких магазинах порой не бывает нужного, и приходится отправляться на интернет-аукционы. Чтобы не продешевить при продаже, или наоборот, не обанкротиться при покупке пластинки, существует система оценивания состояния винила:
* (M) Mint = Выглядит новым, предположительно не играным. Это описание приемлемо и для состояний конвертов. Конверт и дополнительные отдельные предметы, такие как лист с текстами песен, буклет или постер находятся также в превосходном состоянии. Пластинки, объявленные как запечатанные или не играные, должны быть Mint.
* (NM) Nr. Mint = Практически новый, имеет одно или два незначительных повреждения. Это описание приемлемо и для состояний конвертов.
* (EX) Excellent = Пластинка/Отдельный предмет имеет некоторые незначительные потертости и изнашивания, но внешне все равно выглядит привлекательно и в целом пластинка пригодна для использования. Конверт и упаковка может иметь небольшой износ и/или загибы.
* (VG) Very Good = имеет довольно серьезный износ и изнашивание, но в целом презентабельно и пластинка пригодна для использования, без каких-либо больших дефектов. Считается приемлемым наличие износа и изнашивания на конверте или на дополнительных отдельных предметах, без каких-либо больших дефектов.
* Good = Пластинку очень любили и проигрывали довольно часто. Настолько часто, что качество звучания заметно ухудшилось, возможно некоторое искажение мелодии и наличие поверхностных царапин. Конверт и содержимое выцвели, пострадали от сгибов, углы истерты, корешок потрескан и тому подобное.
* Fair = Пластинка все еще играет, но за ней не ухаживали. Издает весьма ощутимый поверхностный треск при воспроизведении; может даже соскакивать и перепрыгивать во время проигрывания трека. Конверт и содержимое будут порваны, запачканы и/или испорчены.
* Poor = Из-за царапин и жуткого поверхностного треска пластинка не будет играть должным образом. Конверт и содержимое будут внушительно повреждены или частично утеряны.
* Bad = Пластинка не способна более играть или даже сломана, и может послужить разве что в коллекционных целях.
Также для оценки ретропластинок существуют специальные сайты (взять тот же Discogs), каталоги и монографии (такие выпускаются в основном за рубежом), в которых описывается как записывалась та, или иная пластинка, как она печаталась – это важно при оценке стоимости винила. Если запись окажется раритетной, то и стоимость пластинки, соответственно, возрастет. С другой стороны, редкие и интересные записи – это как раз то, что выгодно отличает винил от цифровых носителей.
Пластинки могут звучать по-разному, и в большей мере, оно [звучание] зависит от качества записи. Если пластинка изначально записана некачественно, это будет заметно при прослушивании на хорошо настроенном оборудовании (про настройку поговорим чуть ниже). В таких случаях стоит искать цифровые издания, ведь у них процесс записи диска куда проще.
Где удовольствие, там и ответственность
Сохранность пластинки полностью зависит от ее обладателя. Если за ней следят, ухаживают и хранят должным образом, то она прослужит очень долго – фактически, у винила нет срока годности. Точнее, он напрямую зависит от того, как используют пластинку и как за ней ухаживают.
Хранить пластинки нужно вертикально. И ни в коем случае не складывать их друг на друга. Под давлением они деформируются, что сказывается на качестве звучания.
Не зря в музыкальных магазинах, торгующих винилом, пластинки хранятся вертикально. Дома можно (и нужно) создать для винила похожие условия для хранения. Это необязательно должны быть специальные «магазинные» варианты – достаточно и недорогого стеллажа из Ikea
Не стоит экспериментировать и с местами для хранения. Как и на любой другой вещи, на конвертах и пластинках сказываются внешние факторы – температура, влажность и так далее. Поэтому в местах хранения должно быть сухо, не жарко, и, желательно, чтобы туда не попадал прямой солнечный свет.
Рекомендуется приобрести и заменить стандартные конверты на антистатические – так будет собираться меньше пыли, и дорожки пластинки не будут забиваться. Пыль может заметно осложнить и ухудшить воспроизведение винила, кроме того, далеко не всегда можно определить, есть ли на пластинке пыль, с первого взгляда – поэтому антистатическими конвертами желательно не пренебрегать. Периодически нужно чистить пластинки специальными щетками и средствами.
Однако хранение и уход – это еще не все. Помимо забот о сохранности пластинки, не стоит забывать о ее главном назначении – проигрывать музыку. Ведь все затевается ради этого. Но чтобы пластинка смогла пережить десятки, а то и сотни/тысячи воспроизведений, необходимо правильно настроить проигрыватель.
В противном случае хорошую пластинку можно попросту испортить – и для этого необязательно проигрывать ее множество раз, не говоря уже о том, что и удовольствие от такого прослушивания будет сомнительным. В интернете есть большое количество руководств по настройке, и вот одно из них. Также не помешает приобрести специальные приспособления для настройки проигрывателя: протрактор и весы.
Важно: если покупаете проигрыватель с предустановленной головкой, первое, что надо сделать – проверить его настройки, несмотря на заверения производителя: осторожность никому не повредит. Второй очень важный шаг – замените штатную головку на что-то более продвинутое, так как производители обычно комплектуют проигрыватели самыми бюджетными вариантами.
Правильно настроенный проигрыватель не испортит пластинку, даже если он не новый и достался вам «по наследству» или куплен у кого-то с рук (подробнее об этом мы поговорим в одном из ближайших выпусков подкаста «Звук»).
И в заключение несколько советов тем, кто хочет наслаждаться прекрасными звучанием винила, но не знает, с чего начать.
Во-первых – не стоит спешить. Важно определить для себя приоритеты. Зачем ввязываться в достаточно хлопотную по современным меркам историю? Действительно ли это нужно вам? Мы привыкли к технике «plug'n'play», где все легко и просто. А винил требует внимания. Смысл такой рефлексии не в том, чтобы отказаться от решения купить виниловый проигрыватель и слушать пластинки.
Скорее это – повод лишний раз задуматься, зачем, для чего именно вам нужен винил: это ностальгия по прошлому, искренняя любовь к особенному звучанию винила, страсть коллекционера или же просто дань моде и желание иметь у себя что-то необычное? В последнем случае стоит лишний раз подумать прежде, чем тратить деньги на новую систему: винил требует затрат не только денежных, но и временных.
Во-вторых, нужно понять уровень своей аудиосистемы. Это значит, что если у вас серьезная цифровая система, то нет смысла начинать с бюджетного винилового проигрывателя – наслаждение от него вряд ли удастся получить.
Если до сих пор остается желание попробовать, то имейте в виду, что это увлечение не из дешевых – помимо качественной аппаратуры нужно будет покупать еще и пластинки. Это, казалось бы, очевидно, но цена на редкие и интересные издания (особенно в качественной упаковке) может заметно превосходить стоимость цифрового контента – и это необходимо принимать во внимание.
Итак, если вы твердо для себя решили, что винил – это «ваше», и дополнительные траты вам не страшны, то здесь начинается самое приятное: выбор из насыщенного или даже перенасыщенного предложением ассортимента магазинов. Не говоря уже про ситуации, когда меломану «переходит по наследству» внушительная фонотека из тех времен, когда винил был практически единственным носителем.