Винил умер, да здравствует винил

На заре XXI века на полках магазинов вновь начинают появляться виниловые пластинки. В конце 90-х их популярность значительно снизилась – технологии начали брать верх, и к ним на смену пришли цифровые диски. Несмотря на появление нового носителя информации, со временем у людей стал возвращаться интерес к винилу, мотивированный «лучшим» звучанием и связью с прошлым.

В этой статье Керим Татевян – эксперт в области звука и проектирования домашних кинотеатров, меломан и поклонник винила – расскажет о том, как подойти к выбору пластинки, и на какие особенности этого носителя обратить внимание меломанам, которые только задумываются о том, чтобы начать слушать винил.

На данный момент, основными покупателями виниловых пластинок являются диджеи и меломаны. Если первые приобретают их для использования в своих музыкальных сетах, то вторые – получения удовольствия (кроме того, далеко не всегда запись, подходящая для диджея, может использоваться для обычного прослушивания). В основном они покупают винил на первичном рынке, где качество пластинки идеально.

Однако бывают и исключения – в поисках раритетных изданий стоит отправиться на вторичный рынок. В специальных магазинчиках можно отобрать интересующие пластинки и тут же их прослушать. Но в таких магазинах порой не бывает нужного, и приходится отправляться на интернет-аукционы. Чтобы не продешевить при продаже, или наоборот, не обанкротиться при покупке пластинки, существует система оценивания состояния винила:

* (M) Mint = Выглядит новым, предположительно не играным. Это описание приемлемо и для состояний конвертов. Конверт и дополнительные отдельные предметы, такие как лист с текстами песен, буклет или постер находятся также в превосходном состоянии. Пластинки, объявленные как запечатанные или не играные, должны быть Mint.

* (NM) Nr. Mint = Практически новый, имеет одно или два незначительных повреждения. Это описание приемлемо и для состояний конвертов.

* (EX) Excellent = Пластинка/Отдельный предмет имеет некоторые незначительные потертости и изнашивания, но внешне все равно выглядит привлекательно и в целом пластинка пригодна для использования. Конверт и упаковка может иметь небольшой износ и/или загибы.

* (VG) Very Good = имеет довольно серьезный износ и изнашивание, но в целом презентабельно и пластинка пригодна для использования, без каких-либо больших дефектов. Считается приемлемым наличие износа и изнашивания на конверте или на дополнительных отдельных предметах, без каких-либо больших дефектов.

* Good = Пластинку очень любили и проигрывали довольно часто. Настолько часто, что качество звучания заметно ухудшилось, возможно некоторое искажение мелодии и наличие поверхностных царапин. Конверт и содержимое выцвели, пострадали от сгибов, углы истерты, корешок потрескан и тому подобное.

* Fair = Пластинка все еще играет, но за ней не ухаживали. Издает весьма ощутимый поверхностный треск при воспроизведении; может даже соскакивать и перепрыгивать во время проигрывания трека. Конверт и содержимое будут порваны, запачканы и/или испорчены.

* Poor = Из-за царапин и жуткого поверхностного треска пластинка не будет играть должным образом. Конверт и содержимое будут внушительно повреждены или частично утеряны.

* Bad = Пластинка не способна более играть или даже сломана, и может послужить разве что в коллекционных целях.

Также для оценки ретропластинок существуют специальные сайты (взять тот же Discogs), каталоги и монографии (такие выпускаются в основном за рубежом), в которых описывается как записывалась та, или иная пластинка, как она печаталась – это важно при оценке стоимости винила. Если запись окажется раритетной, то и стоимость пластинки, соответственно, возрастет. С другой стороны, редкие и интересные записи – это как раз то, что выгодно отличает винил от цифровых носителей.

Пластинки могут звучать по-разному, и в большей мере, оно [звучание] зависит от качества записи. Если пластинка изначально записана некачественно, это будет заметно при прослушивании на хорошо настроенном оборудовании (про настройку поговорим чуть ниже). В таких случаях стоит искать цифровые издания, ведь у них процесс записи диска куда проще.

Где удовольствие, там и ответственность

Сохранность пластинки полностью зависит от ее обладателя. Если за ней следят, ухаживают и хранят должным образом, то она прослужит очень долго – фактически, у винила нет срока годности. Точнее, он напрямую зависит от того, как используют пластинку и как за ней ухаживают.

Хранить пластинки нужно вертикально. И ни в коем случае не складывать их друг на друга. Под давлением они деформируются, что сказывается на качестве звучания.

Не зря в музыкальных магазинах, торгующих винилом, пластинки хранятся вертикально. Дома можно (и нужно) создать для винила похожие условия для хранения. Это необязательно должны быть специальные «магазинные» варианты – достаточно и недорогого стеллажа из Ikea

Не стоит экспериментировать и с местами для хранения. Как и на любой другой вещи, на конвертах и пластинках сказываются внешние факторы – температура, влажность и так далее. Поэтому в местах хранения должно быть сухо, не жарко, и, желательно, чтобы туда не попадал прямой солнечный свет.

Рекомендуется приобрести и заменить стандартные конверты на антистатические – так будет собираться меньше пыли, и дорожки пластинки не будут забиваться. Пыль может заметно осложнить и ухудшить воспроизведение винила, кроме того, далеко не всегда можно определить, есть ли на пластинке пыль, с первого взгляда – поэтому антистатическими конвертами желательно не пренебрегать. Периодически нужно чистить пластинки специальными щетками и средствами.

Антистатическая щетка Tonar Dust Jockey Brush

Однако хранение и уход – это еще не все. Помимо забот о сохранности пластинки, не стоит забывать о ее главном назначении – проигрывать музыку. Ведь все затевается ради этого. Но чтобы пластинка смогла пережить десятки, а то и сотни/тысячи воспроизведений, необходимо правильно настроить проигрыватель.

В противном случае хорошую пластинку можно попросту испортить – и для этого необязательно проигрывать ее множество раз, не говоря уже о том, что и удовольствие от такого прослушивания будет сомнительным. В интернете есть большое количество руководств по настройке, и вот одно из них. Также не помешает приобрести специальные приспособления для настройки проигрывателя: протрактор и весы.

Важно: если покупаете проигрыватель с предустановленной головкой, первое, что надо сделать – проверить его настройки, несмотря на заверения производителя: осторожность никому не повредит. Второй очень важный шаг – замените штатную головку на что-то более продвинутое, так как производители обычно комплектуют проигрыватели самыми бюджетными вариантами.

Линейка для настройки картриджа Tonar Protractor позволяет избежать смещения при установке головки звукоснимателя

Правильно настроенный проигрыватель не испортит пластинку, даже если он не новый и достался вам «по наследству» или куплен у кого-то с рук (подробнее об этом мы поговорим в одном из ближайших выпусков подкаста «Звук»).

И в заключение несколько советов тем, кто хочет наслаждаться прекрасными звучанием винила, но не знает, с чего начать.

Во-первых – не стоит спешить. Важно определить для себя приоритеты. Зачем ввязываться в достаточно хлопотную по современным меркам историю? Действительно ли это нужно вам? Мы привыкли к технике «plug'n'play», где все легко и просто. А винил требует внимания. Смысл такой рефлексии не в том, чтобы отказаться от решения купить виниловый проигрыватель и слушать пластинки.

Скорее это – повод лишний раз задуматься, зачем, для чего именно вам нужен винил: это ностальгия по прошлому, искренняя любовь к особенному звучанию винила, страсть коллекционера или же просто дань моде и желание иметь у себя что-то необычное? В последнем случае стоит лишний раз подумать прежде, чем тратить деньги на новую систему: винил требует затрат не только денежных, но и временных.

Во-вторых, нужно понять уровень своей аудиосистемы. Это значит, что если у вас серьезная цифровая система, то нет смысла начинать с бюджетного винилового проигрывателя – наслаждение от него вряд ли удастся получить.

Если до сих пор остается желание попробовать, то имейте в виду, что это увлечение не из дешевых – помимо качественной аппаратуры нужно будет покупать еще и пластинки. Это, казалось бы, очевидно, но цена на редкие и интересные издания (особенно в качественной упаковке) может заметно превосходить стоимость цифрового контента – и это необходимо принимать во внимание.

Итак, если вы твердо для себя решили, что винил – это «ваше», и дополнительные траты вам не страшны, то здесь начинается самое приятное: выбор из насыщенного или даже перенасыщенного предложением ассортимента магазинов. Не говоря уже про ситуации, когда меломану «переходит по наследству» внушительная фонотека из тех времен, когда винил был практически единственным носителем.


Эту статью прочитали 20 158 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий