О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
«Смотрим дома»: Обсуждаем технологии и форматы
В 33-м выпуске подкаста «Звук» мы возвращаемся к теме домашнего кино вместе с Керимом Татевяном, экспертом в области проектирования систем домашнего кинотеатра.
Алина: Мы подумали, что сначала лучше поговорить про новые технологии. Потом перейти к апгрейду систем: что нужно делать, на что обратить внимание. И в статье про кинотеатры, которую мы опубликовали на Geektimes, было много вопросов. По ним тоже было бы интересно пройтись.
Давайте начнем с новых технологий звучания домашних кинотеатров: Dolby Atmos, DTS, Auro-3D. Чем отличаются эти технологии? Какая из них, на ваш взгляд, наиболее интересна?
Керим: Стоит обратить внимание, прежде всего, на самую популярную сейчас технологию Dolby Atmos. Это однозначно лидер. Компания DTS выпустила свой формат DTS:X с некоторым опозданием. Хотя нельзя сказать, что с опозданием – просто позже, чем Dolby Atmos.
Честно говоря, пока по данным, которые поступают в прессу, и по тому, что публикует DTS, каких-то радикальных отличий от Dolby Atmos там нет. Скорее всего, они будут конкурировать в сфере портативного звука – создавать виртуальный окружающий звук в наушниках или в игровых приставках.
Что касается кино и домашнего кино, Dolby Atmos сейчас является лидером гонки. Хотя началось все довольно плавно: появились две технологии Auro-3D и Dolby. Auro-3D сильно отличается от Dolby Atmos, совершенно другой принцип создания фонограмм.
Если Dolby Atmos – виртуальная звуковая среда, где звукорежиссер сам создает виртуальные объекты, перемещает их в пространстве, то Auro-3D нуждается в том, чтобы фонограмма уже создавалась с записью вертикального измерения. Там и расположение колонок другое.
Но Auro-3D не пошла в массы. Она жива за счет одного огромного рынка – индийского – самого крупного кинорынка в мире. Там Auro-3D прижилась. Оборудовано много кинозалов, и Болливуд снимает фильмы с фонограммами Auro-3D. В нашем, западном мире в Auro-3D в основном выпускаются музыкальные программы. И это понятно, потому что легко записать даже вертикальное измерение в живом концерте.
Если мы говорим о форматах погружающего звучания, как их сейчас стало принято называть, то, естественно, это будущее. И, если мы плавно перейдем к теме апгрейда системы, то вам уже нужно брать это в расчет. Не стоит покупать продукты, которые не готовы к воспроизведению Dolby Amos.
Dolby Atmos – самый популярный формат, [в нем выходит] больше всего фильмов, на западе уже [теле-]трансляции готовятся. Может быть, уже скоро это все перейдет к нам через спутник. Поэтому покупайте сразу современное оборудование.
Полный комплект для создания домашнего кинотеатра Onkyo HT-S5805 позволяет воспроизводить звук в Dolby Atmos, в конфигурации 5.1.2. Ресивер, входящий в комплект, оснащен выходом с поддержкой 4K Ultra HD.
Алина: Если говорить про разные сферы, то, скорее, Auro-3D – это про индийский рынок и Болливуд, и про музыку, а DTS – это про игры…
Керим: Да, но и Dolby тоже с играми связана, там будет конкуренция. Не понятно, что в кино с DTS происходит.
Алина: Для обеспечения погружающего эффекта в домашнем кино надо обратить внимание, в первую очередь, на Dolby Atmos.
Керим: Да, это и проще сделать, потому что на любой коробке аппарата, который имеет отношение к кино, стоит лейбл Dolby Atmos. Так что не пропустите.
Алина: А погружающие форматы будут дальше как-то развиваться? Есть в индустрии предположения, прогнозы на этот счет?
Керим: Подождите еще. Они пока не укоренились, чтобы им развиваться. Сейчас, если мы говорим о Dolby, этот формат более или менее сформирован, осталось набрать контент. Все больше студий и кинозалов обеспечиваются специальной техникой. Поэтому надо получить массу контента, тогда будет понятно, куда двигаться дальше.
Многоканальная история окружающего звука, к которой мы привыкли, просуществовала не один десяток лет, прежде чем появилось что-то новое. Здесь, видимо, тоже будут какие-то изменения более принципиального свойства. Потому что, куда еще добавить колонки? В пол вмонтировать?
Алина: Да, если зайти на сайт Dolby, видно, что у них достаточно большой список фильмов, которые выходят в этой технологии. Каждый год их количество растет.
Керим: Сейчас уже снято 350 «больших» фильмов. До конца года будет выпущено на Blu-Ray 100 релизов с Dolby Atmos. Именно оригинальных фильмов с дорожкой в этом формате. Сейчас еще некоторые фильмы перезаписываются в Dolby Atmos. Можно сделать ремастеринг любого фильма.
Dolby говорит, что если есть оригинальный сохраненный саундтрек, оригинальные дорожки, а не микс-версия, которая идет на запись, то их можно переделать в Dolby Atmos. Поэтому нас здесь ждут хорошие, интересные открытия.
Алина: Это как черно-белое кино становится цветным?
Керим: Не совсем так. Оцветнение черно-белого кино совсем искусственное. А здесь, так как сама среда срежиссирована в Dolby Atmos, не происходит записи никаких отдельных элементов.
Звукорежиссер выделяет какой-то звук и обрабатывает его в программе таким образом, что он движется в нужном направлении, поэтому он может взять старый микс фильма, если он сохранен в многоканальной записи, взять любой звук и точно так же его обработать современным процессором.
Алина: Интересно. А есть какие-то новые форматы видео в среде домашних кинотеатров?
Керим: Сейчас видео развивается в двух направлениях. С одной стороны, это повышение разрешения в пикселях. Сейчас все чаще на продукции заметен UHD-логотип. Это Ultra High Definition, то есть 4K.
С другой стороны, происходит и увеличение динамических характеристик изображения, появляется так называемая HDR-функция в видеоустройствах. Мы знаем по iPhone, другим носимым гаджетам, видеокамерам, что такая функция существует. Теперь она будет в телевизорах. Если вы хотите купить современный телевизор, обратите внимание, совместим ли он с HDR.
Сейчас еще непонятно, как это будет выглядеть. Пока существуют только тестовые фильмы, ролики, потому что в концерне, который это продвигает, есть разные взгляды на то, как все должно быть стандартизовано. Когда об этом договорятся, вы сможете апгрейдить свое устройство на уровне софта.
Обычно все современные телевизоры, которые поддерживают 4K, HDR-совместимы. Здесь [с вашей стороны] не должно быть дополнительных инвестиций [в оборудование]. Если вы купили современный телевизор, то он подойдет и под HDR. Это серьезный прорыв. Все, кто видел технологию на выставках, в восторге от качества изображения. Оно несопоставимо с тем, что мы привыкли видеть на экранах, – динамический диапазон картинки очень высокий.
Наш глаз – чувствительный прибор. Когда мы видим природные явления, мы очень четко можем определить их цветность и яркость. Когда мы смотрим телевизор, там все усреднено. Теперь динамический диапазон будет расширен, и мы сможем увидеть яркость солнца. Конечно, оно не будет слепить так сильно, как настоящее, но тем не менее. Мы сможем увидеть разные полутона, оттенки. Все это будет сиять и сверкать.
Динамический диапазон – один из параметров, который влияет на восприятие всей картинки. Если разрешение влияет на то, как близко вы можете смотреть телевизор, то качество картинки не будет зависеть от расстояния. Если у вас телевизор средней диагонали и высокого разрешения, то с расстояния 3-4 метра вам все равно, будь он 4K, или 2K, или Full HD.
Алина: Не так важно.
Керим: Важно иметь возможность близко к нему подойти. В этом преимущество высоких разрешений. Вы можете большую диагональ смотреть с более близкого расстояния, и, тем самым, больше погрузиться в происходящее на экране, потому что здесь задействовано периферическое зрение.
Алина: То есть, сейчас [при выборе техники] важно больше обращать внимание на такие аббревиатуры и логотипы, как UHD, HDR, Dolby Atmos. По поводу периферийного зрения: несколько лет назад были популярны телевизоры с подсветкой – их часто можно было видеть в рекламе. Говорили, что подсветка тоже влияет на периферийное зрение, на большее погружение. Сейчас эта тема популярна? Есть интерес в индустрии к таким вещам?
Керим: Про нее что-то больше не говорят. По-моему, один производитель всего их делал. Это Philips. Он, наверное, продолжает что-то делать. Это имеет право на жизнь. Но то, что я видел, крайне искусственно выглядит.
Хотя, вы знаете для чего это? Если смотреть телевизор в полностью затемненном помещении, нужна подсветка сзади, чтобы для глаз не было резкого перехода от темного к яркому. Это пошло от старых больших проекционных телевизоров, в которых проектор был внутри. Они были очень неяркие. Еще были неяркие старые лучевые телевизоры, которые люди смотрели в затемнении.
Чтобы не было контраста, надо было подсветить сзади. Philips делали телевизоры с подсветкой, а сейчас телевизоры и так яркие, их можно смотреть в не совсем затемненном помещении, а подсветка осталась для красоты.
Алина: Напротив, часто говорят, что глазам тяжело воспринимать яркий экран в сильно затемненном помещении, если речь идет о телевизоре.
Керим: Раньше по-другому было нельзя. Яркости у телевизоров не было. Сейчас яркость у них сильно увеличилась.
Алина: Насколько сейчас популярная тема домашних кинотеатров с возможностью просмотра видео в 3D?
Керим: Эта тема на любителя. Все современные телевизоры поддерживают 3D. Есть проекторы, которые могут воспроизводить контент в 3D. Ажиотажа, который был раньше, уже нет. Но на любителя 3D всегда будет востребовано. Многие любят смотреть в 3D, а особенно играть в 3D-игры. Это перемещение в событие, близкое к реальному.
Алина: Уже близко к дополненной реальности. Если телевизор с подсветкой – немного устаревшая вещь, то 3D всегда найдет своего энтузиаста и поклонника.
Керим: Конечно. В кино же люди ходят и смотрят. Многие фильмы выходят и снимаются в формате 3D. Из большого кино он никуда не уходит. А если его снимают 3D-камерой, то его и выпустят на 3D-носителе, на Blu-Ray. Соответственно через телевизор, который показывает 3D, человек его сможет посмотреть.
Алина: Получается, что за последние лет 10 технологии в домашних кинотеатрах, вообще в кинотеатральной сфере достаточно серьезно изменились. И при этом нельзя сказать, что мы накануне какого-то нового прорыва, который резко отменит все, что уже есть, и все будет по-другому.
Керим: Нет, такого резкого прорыва не будет. Все плавно заметят, что что-то изменилось, как это всегда бывает.
Алина: Можно плавно апгрейдить свою систему и не бояться, что что-то случится?
Керим: Да. Главное, если вы заинтересованы в том, чтобы у вас было что-то современное, лучше покупать сразу современные вещи. Есть люди, которым это безразлично. Они могут покупать что-то устаревшее или на вторичном рынке. У всех разные подходы по формированию своих систем, поэтому единый совет дать тяжело.
Алина: А есть еще люди, которые купили когда-то новый кинотеатр, который сейчас морально устарел. Что делать таким покупателям? На что им обращать внимание? Можно ли что-то из старого оборудования оставить, но при этом обновить систему?
Керим: Конечно, можно. Прежде всего, надо оставить 5 или 7 колонок окружающего звука. Если процессор и усилитель раздельные, можно оставить 5-ти или 7-ми канальный усилитель мощности. Можно оставить экран, с ним ничего не случится, он никогда не устареет.
Менять надо будет звуковой процессор, который будет оснащен рекордером Dolby Atmos, и проектор. Современные проекторы сильно отличаются от тех, которые были 10-15 лет назад. Еще надо докупить недостающие колонки. Чтобы услышать полноценные вертикальные высотные эффекты, надо будет купить специальные колонки, которые играют на отражение от потолка.
Они устанавливаются на уже существующие системы, и звук в них направлен вверх. Звук отражается от потолка и поступает слушателю как бы сверху. Эффект прекрасный, я сам слышал. Его легко можно спутать с тем, когда колонки находятся наверху.
Алина: Получается, что в этом случае не надо тянуть по потолку провода?
Керим: Можно этого избежать. Если есть возможность, и уровень системы достаточно высокий, можно купить встраиваемые наверх колонки производителя, колонки которого у вас уже есть, и сделать дискретную систему Dolby Atmos.
Алина: Что касается изображения: современный проектор достаточно серьезно изменился по сравнению с тем, что было. И когда говорят, что новый проектор стоит дорого, но при этом есть какой-то старый, нужно понимать, что разница между ними драматическая.
Керим: Разница драматическая. Они и раньше стоили дорого. Только сейчас они стоят в разы дешевле, а показывают в разы лучше. Сейчас есть дорогие проекторы, но они существуют для решения определенных задач.
Есть персональные кинозалы площадью 80-90 кв. м., в них с проектором маленького, даже среднего размера делать нечего, нужен большой мощный и яркий проектор, который будет засвечивать большой экран. Конечно, такой проектор не может стоить дешево, он будет стоить десятки тысяч долларов.
Алина: Я спросила про проектор, потому что среди читателей блога Аудиомании много людей интересуется этой темой. Можно ли в системе домашнего кинотеатра использовать обычный офисный проектор? Это один из задаваемых вопросов.
Керим: Безусловно, можно. Можно использовать все, что показывает. Но если вы хотите получить качественную картинку, из модельного ряда производителей вам надо выбирать проекторы, у которых в названии есть слова «для домашнего кинотеатра». Они специально сделаны, чтобы показывать динамичную движущуюся картинку, а не презентации и графики.
Главное предназначение офисного проектора – видеть график в светлом помещении, не затемняя его. Киношный проектор не такой яркий, зато он показывает более натуральные цвета и движения без подергиваний.
Алина: Получается, есть совершенно принципиальная разница между…
Керим: Совершенно принципиальная разница, но, конечно, и офисный проектор вам покажет кино. Можно повесить белую простыню вместо экрана или просто проецировать на дверь, как раньше делали.
Алина: Это уже крайний случай. Достаточно часто встречается вопрос про разного рода китайские проекторы стоимостью примерно 500-600 долларов. У них, скорее всего, есть какое-то обозначение, что кино на них можно смотреть. Люди интересуются, чем дорогие проекторы могут отличаться от китайских.
Керим: Могу предположить, что отличаются они очень сильно. Наверное, в китайском проекторе кроме надписи, что он пригоден для домашнего кино, нет ничего того, что нужно.
Алина: То есть лучшее решение в данном случае – прийти куда-то, где есть шоурум, и посмотреть, как ведет себя специальный проектор?
Керим: Совершенно верно. Дело в том, что в этих проекторах много дорогостоящих в производстве деталей. Поэтому он не может стоить меньше какой-то суммы. Если вы хотите сэкономить, нужно искать дешевый среди больших проекторных марок.
Алина: Это какие марки?
Керим: JVC, Sony – это передовые компании. Есть еще универсальные компании, которые делают офисные и неплохие кинотеатральные проекторы. Это Epson, BenQ, VITEK. Еще можно проконсультироваться у крупных компаний, которые продают, у экспертов, специалистов в салонах продаж. 500 долларов за проектор все равно жалко, если он не будет показывать.
Алина: Не такие уж и маленькие это деньги, кстати.
Керим: Если вы хотите сэкономить, лучше уж на вторичном рынке купить, но что-то такое, проверенное.
Алина: В первую очередь, надо все-таки обратить внимание на марку, а во вторую – на цену, потому что и в рамках хорошей марки могут быть проекторы чуть дешевле, чем абсолютно новые и передовые модели.
Керим: Да.
Алина: Еще один достаточно интересный вопрос, который вызвал много споров и обсуждений. Человек после просмотра картинки с проектора заявляет, что минут через 15-20 у него начинают болеть глаза.
Причем, по словам людей, все зависит от конкретной модели. От одной модели все хорошо, от другой – глаза болят. Насколько это частый случай в практике просмотре картинки с проекторов?
Керим: Я с таким не сталкивался. Может быть, картинка чуть размытая или изображение не сфокусировано, люди на это внимания не обращают, потому что нет опыта просмотра, им кажется, что все хорошо: большая, цветная, двигается.
С 3D такое часто бывает, его многие просто не воспринимают, прямо не могут смотреть и из кино уходят. Это запросто. Но про обычную картинку я первый раз подобное слышу.
Алина: Если человек столкнулся с такой проблемой, он купил и не может обменять этот проектор, может, стоит проверить, все ли хорошо настроено. Это необязательно какая-то физиологическая несовместимость.
Керим: Да, не должно быть.
Алина: Еще один интересный момент, просто крик души. Человек писал, что очень важно везде подчеркивать, что проектор надо правильно выключать. У него случились чуть ли не две поломки, два серьезных инцидента с проекторами. О чем это?
Керим: О том, что лампы внутри проектора горячие. Если его выдернуть из розетки, то лампа может расплавить то, что находится внутри проектора. Поэтому надо два раза нажать на кнопку выключения, его просто так не выключить.
Один раз нажимаете на кнопку, а он пишет: «Вы уверены, что надо выключить?» Второй раз жмете, и тогда он плавно выключается. То есть вентиляционная система продолжает работать и охлаждать лампу до нужной температуры. Потом он сам выключается. Если его дернуть, ногой задев за провод, и выключить, может расплавиться корпус. Это я видел.
Алина: Серьезная вещь. На это надо обращать внимание.
Керим: Да. Но это не гарантийный случай, это неправильная эксплуатация.
Алина: Поэтому надо еще знать, как его правильно эксплуатировать. Про экраны мы уже немного поговорили. Говорили о том, что экраны морально, практически, не устаревают с течением времени. Можно поговорить про разные типы экранов. Экраны с матовым и глянцевым покрытием. В чем разница между этими типами?
Керим: Как такового глянцевого покрытия нет. Есть отражающее покрытие. Это экраны, которые улучшают яркость изображения. Они используются довольно часто. Их преимущество в том, что на недостаточно ярком проекторе можно получить более яркую картинку. В не совсем затемненном помещении лучше видно на отражающем экране.
Для контрастности есть небелые экраны. Они серого цвета. Есть разные экраны. Надо довериться инсталляторам, которые, в зависимости от конкретного случая, вам посоветуют какой-то экран. Если есть деньги только на не очень яркий проектор, тогда, может быть, есть смысл купить отражающий экран.
Алина: Конечно, экран все-таки дешевле проектора.
Керим: Да, все это варьируется. Вообще светоотражающие экраны – экраны специального назначения. Они должны решать какую-то задачу. Большинство залов с дорогими системами, которые я видел, были с обычными белыми экранами. Сейчас яркость проектора и цветопередача увеличиваются, можно просто белый экран покупать и все.
Алина: На всякий случай можно проконсультироваться и описать свою ситуацию: где вы смотрите, как вы хотите смотреть, какие условия в комнате.
Керим: Да, это обязательно.
Алина: Eще один вариант, который часто обсуждается, – это специальная краска для стен, чтобы на такую стену можно было проецировать картинку.
Керим: Да, это хороший вариант, особенно для кинозалов под открытым небом. Например, если человек хочет на даче смотреть на большом экране кино, есть смысл покрасить стену специальной краской, которая обладает нужными световозвращающими свойствами.
Краска очень ровно и гладко наносится. Можно смотреть картинку на стене с очень высоким качеством. Но для дома это, конечно, сомнительное решение, потому что надо иметь какую-то большую белую пустую стену, ничего на нее не вешать, перед ней ничего не ставить. Но краска специальная есть. Есть несколько производителей, которые поставляют такую краску в Россию. Один, я точно помню, называется Goo.
Алина: Качество картинки, которая проецируется на такую стену, будет принципиально отличаться от экрана?
Керим: Надо сравнивать. То, что я видел, было давно, и проекторы были другие. Но краска – хорошая альтернатива для решения определенной задачи. На улицу хороший экран не повесишь: мухи его засидят, птицы. А моющаяся краска для улицы намного выгоднее.
Алина: И, наконец, еще один очень интересный вопрос, связанный с экранами, достаточно сложный кейс. Человек описывал ситуацию: у его знакомых или родственников экран для домашнего кинотеатра всегда находится в разобранном виде, то есть он всегда опущен, просто потому что, по словам этой семьи, при разворачивании экрана ему надо 20-30 минут, чтобы полностью разгладиться. Это какой-то исключительный случай? Или такое бывает с экранами, если они неправильно эксплуатируются?
Керим: Это, скорее всего, относится к экранам, которые не предназначены для домашних кинотеатров. Есть разные моторизованные экраны, они по-разному стоят, разные ткани в них используются. Я видел и сталкивался с экранами, которые не надо разглаживать.
Он разворачивается, на него сразу проецируешь картинку. И никаких нет ни бугров, ни складок. Более того, при многократном сворачивании-разворачивании они так и не появляются. Если выбирать экран подешевле и попроще, может и такое произойти.
Алина: Возможно, это вообще офисный экран, который изначально не предназначен для кинотеатра.
Керим: Скорее всего, так и есть.
Алина: Поэтому самый главный совет, если делать домашний кинотеатр…
Керим: … то делать его из специализированного оборудования! Не надо использовать компьютерные колонки для озвучивания домашнего кино, не надо использовать офисный проектор или учебный экран, который предназначен для школы. Хотите домашний кинотеатр – используйте технику для домашнего кинотеатра.
Алина: Она не всегда может стоить каких-то космических денег.
Керим: Да. А такая вещь как экран, который еще и не устаревает, – вообще инвестиция надолго. Смысла экономить на экране нет.