О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
«Смотрим дома»: Dolby Atmos и его друзья
В 31-м выпуске подкаста «Звук» мы возвращаемся к теме домашнего кино вместе с Керимом Татевяном, экспертом в области проектирования систем домашнего кинотеатра.
Алина: Начнем с новых интересных технологий. В статье, которая недавно вышла в блоге Аудиомании, была яркая фраза о том, что Dolby Atmos – это глоток воздуха в индустрии, где давно не было ничего нового. Действительно ли кинотеатральная индустрия или, может быть, индустрия звука для домашних кинотеатров находилась в стагнации какое-то время, пока не появился Atmos?
Керим: Верно. Именно так и можно сказать – это глоток свежего воздуха, потому что прошло уже около 30 лет с тех пор, как появились окружающие форматы. Мы все их знаем, эти форматы уже давно есть в кинотеатрах и много у кого дома в системах.
Суть их такова, что колонки расположены вокруг [слушателя]. В быту это и называется «звук вокруг». А теперь появилось новое измерение. Звук появился еще и сверху. То есть сейчас он действительно полностью окружает человека.
Мы живем в мире, в котором звук приходит отовсюду. А раньше в кинотеатрах он распространялся только в горизонтальной плоскости. Теперь в кинозале создается атмосфера, очень приближенная к живому звуку. Поэтому, конечно, это прорыв.
В течение почти 30 лет [а сфере звука для кинотеатров] наращивалось только количество каналов. В конце концов, эта тенденция пришла к логическому завершению: все поняли, что больше наращивать количество каналов нет смысла, потому что уже нет таких комнат, куда все это можно устанавливать.
Для домашних ресиверов максимальное количество каналов – 9. Несколько фильмов вышло в формате 9.1 или 9.2. Последняя из нашумевших премьер в таком формате – «Гладиатор». Можете представить, сколько лет назад это было.
Алина: Порядка 15 лет.
Керим: За это время звук становился более качественным в смысле его воспроизведения, росла разрядность. А в атмосферных проявлениях была стагнация. И вот Dolby… на самом деле, сразу несколько компаний выпустили новые [погружающие] форматы, которые добавили вертикальное измерение. Но Dolby сейчас лидируют на рынке, конечно. Они всех обогнали.
Принцип создания звуковой атмосферы отличается от того, что было раньше. Раньше это была дискретная система: звукорежиссер назначал, какой звук из какой колонки будет идти. Если фонограмма была записана в формате 5.1, ее оптимально было слушать на системе 5.1.
Dolby Atmos для кинозалов пишется из расчета, что там 64 колонки, для домашних кинотеатров их количество уменьшается, но само число колонок не принципиально. Там есть звуковые объекты. И не важно, сколько колонок сверху, звук, если самолет на экране взлетает слева снизу и пролетает направо над головой, все равно «пролетит» через то количество колонок, которое у вас есть. Процессор, встроенный в ресивер, пересчитает все нужным образом.
Алина: То есть, условно, звукорежиссер сейчас не говорит, откуда какой звук должен исходить, он оперирует каким-то более живым понятием?
Керим: Да, он просто назначает объектам, что звук появляется слева внизу и проходит через верх направо. Процессор сам все пересчитывает. Поэтому эти процессоры довольно мощные. Это стало возможно благодаря общему развитию всей микропроцессорной индустрии.
Алина: Какие еще интересные прорывные технологии наряду с Dolby Atmos сейчас появляются? На что еще стоит обратить внимание?
Керим: В звуке [кроме погружающих форматов] сейчас нет практически ничего… Эти форматы еще настолько новые – люди и о них толком не знают. Профессионалы рынка только начинают обращать на это внимание.
Честно говоря, я долго работаю в этой индустрии. Мы говорим об погружающих форматах уже пару лет, а вот таких проектов, как персональные кинозалы на Dolby Atmos, я с трудом вспомню, чтобы кто-то делал. Многие до сих пор предпочитают обычные конфигурации.
Тем не менее, как было написано в блоге Аудиомании, апгрейд существующих технологий до Dolby Atmos в принципе возможен, его надо предусматривать. Это будущее, от которого никуда не уйти.
Если у вас серьезная система, и вы не хотите, чтобы она со временем устарела, а денег, может быть, не хватает, или вы не понимаете, зачем вам в потолке колонки, то лучше все равно провода туда закинуть. Когда вы поймете, вам придется делать гораздо меньше, просто дырки просверлить, колонки вставить и поменять ресивер на современный.
Алина: Интерес к кинотеатральной теме в целом как-то изменился за последние лет 10-15? Исходя из количества публикаций в популярной литературе, эта тема была на пике в 2000-е: было модно писать о домашних кинотеатрах, о них много рассказывали в каких-то дизайнерских передачах про обустройство дома, предусматривали эти вещи [при ремонте].
Потом количество информации стало уменьшаться. С точки зрения пользователей, насколько изменился и изменился ли вообще интерес к домашним кинотеатрам?
Керим: Я могу сказать, что сначала это был интерес, связанный с необходимостью насытить рынок. Рынок насыщался, он был дефицитный. У нас никогда не было систем домашних кинотеатров. И вот у людей стали появляться средства, помещения, которые можно было оборудовать под кинозалы. Конечно, это все массово стало освещаться в СМИ. Специальные журналы это широко освещали. И не специальные, как вы сказали.
Сейчас домашний кинотеатр стал явлением более или менее обыденным, люди уже привыкли. Это не делает никакого информационного повода. Кстати история с Dolby Atmos сильно подогрела интерес к кинотеатральной теме. Появилось, о чем писать. Про два дополнительных канала окружающего звучания писать неинтересно, естественно, а про целое новое звуковое изменение – намного интереснее.
Раньше была мода на кинотеатры, считалось, что если у человека есть дом, там должен быть кинозал. Галочку ставили, а потом люди туда не ходили и не смотрели кино, им это было не нужно. Но кинозал был. Сейчас стало меньше заказчиков кинозалов, но те, кто заказывают, подходят к этому осознанно. Они энтузиасты.
Требования у них растут. Кинотеатров стало делаться меньше, но стоят они дороже, и не просто за счет более дорогого оборудования, а за счет конструктива, акустической обработки, проектирования. Они становятся более приближенными к «большим» кинозалам.
Алина: Аудитория, может быть, немного изменилась количественно, но и качественно она тоже изменилась, и в лучшую сторону.
Керим: Да, конечно. Еще сейчас многие хотят у себя дома иметь окружающий звук, но не у всех есть место, чтобы расставить колонки. Поэтому топовые производители выпускают различные удобные для жизни устройства, например, саундбары.
Это устройство, которое объединяет в себе три колонки, и вам достаточно только добавить пару тыловых, или без них обойтись, и сабвуфер, и уже получить дополнительное качество звучания фильма.
Алина: Мы заговорили про звук в доме, квартире. Один из самых болезненных вопросов – звукоизоляция помещения, в котором располагается домашний кинотеатр. Есть ли какой-то минимум, например, для квартиры, который нужно предусмотреть?
Керим: Я сейчас не помню цифру в децибелах – насколько шум должен распространяться за пределы квартиры, но надо очень серьезно подойти к вопросу звукоизоляции в квартире. Потому что если вы устанавливаете у себя какую-то серьезную систему, то слушать вы ее все равно будете громко. Тихо кино никто не смотрит. Тихо кино смотрят только на телефоне в наушниках в метро. А так врубают всегда громко.
Соседи будут недовольны. Поэтому надо предусматривать объем работ по звукоизоляции. И лучше это делать на этапе ремонта. Придется, правда, пожертвовать какой-то частью площади, потому что это объемная конструкция – на несколько сантиметров по периметру комната уменьшится. С другой стороны, если это специальное помещение, это следует сделать.
Алина: Первым делом неплохо было бы посмотреть нормативы по звукоизоляции.
Керим: Да. Если вы сами делаете, то вы сами должны озаботиться. А инсталляторы, профессионалы, которые работают на рынке, знакомы со всеми этими нормативами.
Алина: Еще инсталлятор знает заранее, где какие должны быть провода и все эти вопросы предусмотрит.
Керим: Конечно, на этапе проектирования. Работа по инсталляции киносистемы, где бы она ни была, в гостиной или в отдельном помещении, требует, естественно, какого-то проекта. Без проекта все деградирует, можно получить не то, что хотел.
Алина: Первая задача человека, которому стала интересна эта тема, – озаботиться проектом.
Керим: Да. Когда мы говорим о каких-то серьезных системах, когда человек хочет получить какой-то определенный результат, конечно, необходимо проектирование.
Если мы говорим о том, что люди часто называют «домашним кинотеатром», – набор аппаратуры из одной коробки, – то, конечно, никакого проектирования не надо. В этом случае надо учесть простейшие вещи: чтобы «звук был вокруг», как мы говорим, чтобы телевизор не стоял напротив окна и не бликовал. А если мы говорим о персональном кинозале, конечно, должен быть архитектурный, инженерный проект.
Алина: По поводу наборов из коробки: если человек только заинтересовался темой домашнего кинотеатра и хорошего звука, насколько набор из коробки хороший вариант, чтобы начать?
Керим: Конечно, с чего-то надо начать. Естественно, это лучше, чем просто телевизор смотреть. Эффекты окружающего звучания будут передаваться на этом комплекте колонок. Вы окажетесь внутри какого-то действа, внутри сцены виртуальной. Другое дело – качество и требования. Но если вы хотите просто приобщиться к кино, именно с этого, скорее всего, надо начинать.
Алина: Может быть, лучше купить сразу минимальный комплект дорогой техники, и потом постепенно его наращивать? Или лучше сначала попробовать какой-то коробочный вариант, а потом обновлять его полностью?
Керим: Тут вопрос в том, насколько люди заинтересованы в этом. Если человек уже знает, что ему нужно, если ему нравится окружающее звучание в кино, тогда можно идти первым путем. Сначала приобрести качественные компоненты, потом их наращивать, если средств нет сразу на все.
Если же человек хочет просто приобщиться и понять, надо ему это или нет, тогда лучше сразу купить комплексную систему, чтобы сразу ощутить «окружение». А потом отвезти ее на дачу и, если вы поняли, что вам это нужно, купить что-то более дорогое, более качественное.
Алина: Есть ли в шоуруме Аудиомании место, куда можно прийти и послушать, как это звучит?
Керим: В Аудиомании подготовлены шоурумы, где можно совершенно разные системы прослушать. Есть экран и проектор. Можно собрать любые колонки любой конфигурации.
Алина: То есть человек, теоретически заинтересованный, может не просто в голове у себя представлять, как это будет, а прийти и послушать результат.
Керим: Естественно, да. Можно прийти и все послушать в салоне Аудиомании. Если вы живете в другом городе – у дилера, который продает домашние кинотеатры и электронику. Главное – понять самому, нужно это или нет.
Часто бывает так, что человек приходит в магазин. Долго он все равно там не сидит, послушает пару фрагментов – вроде нравится, купил. А дома уже думает: «А зачем мне это нужно?» И наступает разочарование. Чтобы этого не было, можно попробовать поэкспериментировать на какой-нибудь простой системе – «пожить» с ней. Не знаю, правильно ли это с маркетинговой точки зрения, но с бытовой, житейской, это правильнее.
Алина: То есть с кинотеатром надо сжиться сначала?
Керим: Конечно. Может быть, вам это и не нужно. Знаете, есть много людей, которые вообще никакого кинотеатра не имеют, смотрят себе на ноутбуке кино и счастливы.
Алина: Есть другой вариант, когда человек думает, что ему нужен кинотеатр, он видит его как атрибут своей более качественной жизни, а потом выясняется, что ему некогда кино смотреть.
Керим: Верно. Есть годами не включаемые системы. Мне знакомые инсталляторы рассказывали, что их вызывают на объекты и говорят: «Включили, и не работает». Инсталлятор заходит в аппаратную, а там слой пыли толщиной с палец. Он спрашивает, когда последний раз включали, а ему отвечают: «Вот ты и включал, когда устанавливал».
То есть люди ни разу там не были за 3 года, может быть. Это то, что встречалось раньше, когда кинозалы делали «ради галочки». А так, конечно, прежде чем инвестировать значительные средства, надо попробовать на себе. Потому что если стремиться к кинозалу, надо говорить и об экране, проекторе, большой диагонали телевизора. Это значительные инвестиции. Поэтому лучше начать с бюджетного варианта.
Алина: И вообще важно понять, насколько в стиль жизни конкретного человека вписывается кинотеатр и этот вид досуга в целом.
Керим: Да. Хорошо, что техника сейчас позволяет практически в любой комнате устроить домашний кинотеатр, многоканальный звук. Я смотрел на американский проект: человек сделал кинозал у себя в спальне. У него там скрытый проектор установлен, экран выдвигающийся. Он лежит и смотрит кино. Вся акустика встроена, ничего не отвлекает ото сна. По виду это обычная спальня. Тем не менее, в ней многоканальный звук.
Алина: Когда мы подготавливали один из материалов про звук в целом, нам попалась достаточно интересная дискуссия о философии прослушивания музыки или просмотра кинофильма именно в спальне. Это совершенно другой опыт по сравнению, например, с гостиной.
Теперь вопрос по поводу такой «незвуковой» составляющей кинотеатра, как экран. Понятно, что нужно, чтобы экран не отсвечивал, чтобы он находился где-то, где будет достаточно темно, чтобы картинка была яркой. Учитывая, что у нас в России летом солнце светит довольно долго, как лучше сделать так, чтобы летом при дневном свете можно было качественно просматривать кинофильмы?
Керим: Отсвечивают экраны у телевизоров. Телевизор лучше не ставить напротив окна, чтобы не отражалось в нем то, что происходит в окне, потому что поверхности телевизионных дисплеев глянцевые. Если нет такой возможности, а кино хочется посмотреть именно на телевизоре, тогда надо придумать какое-то затемнение, не такое значительное, как с проектором, но все равно.
Естественно, нужно опускать и задергивать шторы при просмотре кино, чтобы не было бликов. Блики раздражают. Они мешают наслаждаться яркостью, контрастностью телевизора. В случае с экраном и проектором, речь идет о серьезном затемнении, потому что внешний свет сильно воздействует на луч проектора. Этого надо избегать.
Алина: То есть изменяется сама проецируемая картинка?
Керим: Да. Она становится менее яркой, и вы не получаете в полной мере того, что хотели бы получить. При использовании проектора это самое важное. Надо затемнять.
Алина: Нужно озаботиться каким-то затемнением. Это не обязательно должны быть какие-то специальные системы?
Керим: Есть шторы, есть рулонные шторы, есть специальные шторы для блэкаутов, которые по направляющим опускаются так, что вообще никаких щелей не остается. Если средства позволяют, удобно делать это моторизованным образом, чтобы шторы опускались с пульта. Есть задергивающиеся шторы со специальной подложкой, которая свет не пропускает.
Алина: Со шторами разобрались. Интересно теперь перейти от оборудования и технической части вопроса к контенту. Насколько часто люди, которые покупают кинотеатры, приобретают их не для кино, а для просмотра массовых спортивных мероприятий? Отличаются ли пожелания таких людей?
Керим: Пожелания отличаются. Тут вопрос в форматах экрана. Формат, к которому мы привыкли – 16:9, на нем ведутся телетрансляции. Если люди чаще будут смотреть телевизионные программы, чем кино, есть смысл использовать такой экран в качестве основного. Если человек хочет смотреть кино, ему нужно покупать другой экран, кинотеатрального формата, соотношение 2,35:1.
Алина: То есть разные размеры экранов отвечают за их назначение.
Керим: Да. Фильмы снимаются в широком формате. Телевизионные программы – в формате, более нам привычном, более «вытянутом» вверх.
Алина: Тогда еще один пунктик для тех, кто хочет задуматься о просмотре видео с эффектом домашнего кинотеатра, – понять, какой контент вы предпочитаете: телевизионные передачи или кино.
Керим: В принципе, люди хотят получить, конечно, универсальную систему и используют в качестве источника либо сервер, который воспроизводит контент в высоком разрешении с файла, либо Blu-Ray-плеер, который воспроизводит Blu-Ray-диски.
При этом обычно присутствует и телевизионная приставка, которая позволяет воспроизводить телевидение высокой четкости. Редко бывает, когда пользователи говорят, что им не нужно смотреть телевидение.
Алина: Есть ли сейчас распространенные альтернативы Blu-Ray-дискам? Или пока это единственный наиболее качественный вариант формата для домашнего кино?
Керим: Существуют еще трансляции в высоком разрешении. Но в России их нет. Есть телевидение высокой четкости, оно в стандартном высоком разрешении, а супервысокой четкости – нет.
Алина: Поэтому пока смотрим на Blu-Ray-диски и на то, что на них выходит.
Керим: Blu-Ray-дисков тоже немного, а с русскоязычным контентом и вовсе их нет. Я имею в виду формат 4K.
Алина: Как тогда поступают киноманы?
Керим: Киноманы ждут, пока такие диски начнут выпускаться. Дело в том, что на Западе формат 4K уже активно используется. В Японии Олимпийские игры 2020 года будут транслироваться в 8K-разрешении.
Алина: Я, честно говоря, даже не представляю, насколько это будет отличаться.
Керим: Это для того, чтобы можно было увеличить размер экрана. Формат 8K будут транслировать какие-то мегаэкраны.
Алина: В обычных условиях человек сидит достаточно близко от экрана, он не может настолько далеко отодвинуться, чтобы понять всю прелесть такого разрешения.
Керим: Российские киноманы точно так же, как и везде, используют Blu-Ray-диски. Часто для того, чтобы продемонстрировать возможности системы, используются недублированные фонограммы. Вы можете прийти в шоурум, а там только иностранные диски. На них лучше звук, а часто лучше и изображение. Для того, чтобы понять потенциал аппаратуры, которую вы покупаете, это правильный подход.
С другой стороны, даже качество на Blu-Ray-дисках отечественного производства значительно выше, чем было на DVD-дисках. Это видно.
Алина: Тем не менее, оно может отличаться в худшую сторону от оригинального недублированного Blu-Ray-диска. Получается, чтобы полностью раскрыть потенциал системы, человеку, в общем-то, придется привыкать к англоязычной речи, к оригинальному кино.
Керим: Многое в России сейчас выходит в высоком качестве. И отечественные фильмы выходят и записываются в том же Dolby Atmos –«Экипаж», фильм Федора Бондарчука «Призрак». Есть качественный контент, лицензионный. Смотреть его намного приятнее, чем старые DVD-диски. Так что все затраты на современные технологии оправданы.
Алина: Главное – обращать внимание и на оригинальные фильмы, которые производятся в той стране, в которой вы живете.
Керим: Да. В основном люди покупают и смотрят кино на русском языке. Это раньше, когда смотрели VHS-кассеты, были мини-диски с дублированной дорожкой, которую надо было синхронизировать. Все это было частью системы. Был минидиск-плеер, на нем была русскоязычная дорожка, каким-то образом синхронизированная с VHS.
Сейчас все по-другому. Качество [даже дублированного контента] все равно очень высокое. Если люди скептически к этому относятся, надо просто идти к ближайшему дилеру, который торгует домашними кинотеатрами, и попросить поставить какой-нибудь фильм, чтобы увидеть, насколько качественна эта картинка. Многие не представляют себе, насколько она хороша.
Эти технологии продолжат развиваться. Еще развивается направление по улучшению контрастности и цветопередачи, HDR (High Dynamic Range) – это тот самый формат фото на iPhone. Сейчас существует и видео в таком формате. А он [формат] не на аппаратном уровне «апгрейдится», а за счет обновления прошивок. Это хорошо.
Алина: Как это получить? Тоже нужно что-то докупать?
Керим: Это новинка. До нас она пока не дошла.
Алина: Непонятно, как это апгрейдить прямо сейчас.
Керим: Производители анонсируют, что появилась прошивка. Телевизоры сейчас к интернету подключены, может, они сами вам «письмо пришлют», что надо ее скачать.
Алина: Примерно, как операционная система в телефоне. Получается, это обновление можно просто скачать и установить, не меняя телевизор.
Керим: Совершенно верно.