О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2577Музыкальные и кинообзоры623Глоссарий
Arslab
На сегодняшний день акустика Arslab уже хорошо известна в России не только своим звучанием, но и демократичными ценами, добиться которых позволило собственное производство и продажи без посредников. Все модели Arslab объединяет не только высочайшее качество изготовления, но и, конечно же, фирменное звучание, отмеченное покупателями и экспертами специализированных изданий, проводившими тестирование акустических систем.
Подробнее о бренде ArslabОбзоры товаров под маркой Arslab (88)Официальный сайт Arslabwww.arslab.ru
Интервью с создателями акустики Arslab. Журнал "Салон AudioVideo".
Покупая колонки, мы редко задумываемся о том, сколько труда – инженерного, дизайнерского и ручного – в них вложено. Сегодня мы постараемся восполнить этот пробел, побеседовав со специалистами в области акустики.ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
Системы Arslab мы регулярно тестируем и успели побывать на фабрике, где они производятся. Но даже после столь продолжительного знакомства остались кое-какие вопросы — и у наших экспертов, и у читателей. Вот мы сейчас их и зададим – генеральному директору «Аудиомании» Артёму Фаермарку и главному конструктору Юрию Фомину.
На фото Юрий Фомин и Артём Фаермарк
— Артём, с чего начинается работа над очередным проектом? Как приходит понимание, что пора сделать что-то новое?
Артём Фаермарк: Мы розничная компания, поэтому всегда в курсе, какие запросы приходят от клиентов, и что пользуется спросом на рынке. Внимательно следим за тем, что происходит в Европе, какие там тренды, поскольку они будут актуальны у нас через один-два года. Например, акустика в лаковой отделке теряет популярность, в моде снова шпон, в частности, White Ash (белый ясень), пришедший из Финляндии.
— За конкурентами следите?
Артём Фаермарк: И да, и нет. Ведь мы акустику сами разрабатываем, сами производим, сами продаём, и в этой сфере конкурентов у нас нет. Хотя на рынке, конечно, Arslab с другими марками конкурирует. Но тут уже решает покупатель, которому мы стараемся предлагать качественные системы за реальную цену. Не скажу, что они абсолютно нейтральны – какой-то звуковой почерк у них есть, т.к. у Юрия Фомина есть свои предпочтения, и у меня тоже. Звучание оцениваем с недорогой техникой, т.е. той, с которой акустика будет работать у реального покупателя. Что касается конструктива и дизайна, то в бюджетном сегменте востребованы стандартные решения и привычные формы.
— Тем не менее, в модели Classic SE вы ставите ленточные твитеры, которые многие считают слишком яркими.
Артём Фаермарк: Это вопрос новизны восприятия, ведь такие твитеры используются очень редко, и все привыкли к звучанию традиционных купольных.
Юрий Фомин: Трудно ждать от двух принципиально разных конструкций одинакового звучания. Удельная подвижная масса ленты меньше, чем у купола, поэтому (по аналогии нарастания сигнала в усилителях мощности) у ленточных излучателей более быстрая реакция на изменение сигнала, что положительно влияет на достоверность звучания. Купольные твитеры, особенно текстильные, раньше начинают «ломаться» и имеют спад после 10 – 12 кГц, поэтому субъективно звучат мягче.
Артём Фаермарк: Точно также с корпусами – любые эксперименты с формой вызывают вопросы, т.к. все привыкли к параллелепипедам. Например, ломаная лицевая панель лучше с точки зрения временного согласования излучателей, но как объяснить это клиенту? В массовом сегменте купят всё равно обычную АС, поэтому в линейке Emotion мы схитрили — слегка наклонили корпус назад.
— Юрий, а вы с чего начинаете работать над новым проектом? Кто ставит задачу, определяет ценовые рамки?
Юрий Фомин: Заказчик. Поскольку бренд Arslab принадлежит «Аудиомании», её директор и ставит задачу. Артём Сергеевич у нас как бы в двух лицах – он совладелец лаборатории и руководитель торговой компании, поэтому может оценить звучание и знает ситуацию на рынке. Но для нас, разработчиков, он заказчик, который задаёт стоимость будущего изделия и его качество.
— В каких терминах в данном случае задаётся качество?
Юрий Фомин: Максимальное звуковое давление (динамика) и линейность АЧХ (тональный баланс). Всё остальное определяется качеством комплектующих, особенно головок. Спектр гармоник – та самая причина, по которой колонки с одинаковой АЧХ могут звучать по-разному, ведь каждый динамик добавляет что-то своё, чего нет в записи.
Но сама задача обычно формулируется проще: возможно ли сделать аналог такого-то бренда, но с лучшим отношением цена/качество? Так и начинается рождение любой линейки. Конечно, мы понимаем, что во многих случаях достичь аналогичного качественного уровня с более дешёвыми динамиками невозможно.
Затем начинаются экономические исследования: прогнозируем, сколько пар АС мы сможем продать, определяем объём партии комплектующих и запрашиваем у поставщиков цены. Но при этом заранее неизвестно, какой ценник будет у колонок, ведь рынок порой непредсказуем. В правильном расчете, аналитике и заключается искусство возможного.
— Психологию покупателя как-то учитываете?
Юрий Фомин: Конечно, очень важно оценить будущее изделие с точки зрения потенциального покупателя. Технические характеристики важны, но выбор будет делаться всё же на основе субъективных впечатлений. И мы не только должны предугадать их заранее, но и представлять условия, в которых акустика будет работать. Вряд ли напольники за 50 тыс. рублей установят в особняке, скорее всего – в небольшой комнате. Соответственно, оптимизируем звучание (условно) для 16 квадратных метров.
Затем на основе виртуальной модели (её создание – около 90% всей работы) изготавливается опытный образец и доводится до нужной кондиции у нас в лаборатории. В основном, за счёт точного подбора элементов разделительного фильтра.
— Безэховой камерой не пользуетесь?
Юрий Фомин: Современное программное обеспечение позволяет достаточно точно рассчитать конструкцию акустической системы. Мы проводили эксперимент – создавали АС с помощью софта, а потом образец прогоняли в камере Акустического центра МТУСИ. Результаты совпали с вполне приемлемой точностью.
— Говоря о конкретном покупателе, вы не упомянули главное, на мой взгляд, обстоятельство: люди слушают очень разную музыку, и что важно для одного жанра, может быть совершенно не принципиальным для другого. Или колонки априори должны быть всеядными?
Юрий Фомин: На записи жанры в первую очередь отличаются динамическим диапазоном. У рок-музыки он в реальности не более 10 – 12 дБ из-за компрессоров, которые используются для эффекта «стены звука». И если система воспроизводит 20 дБ, то этого вполне достаточно для любых жанров, ведь это диапазон от 1 до 100 Вт. На мой взгляд, важнее говорить об эмоциональности звучания, которая определяется быстродействием громкоговорителей, т.е. отношением массы подвижной системы к мощности мотора.
— И акустическим оформлением тоже – фазоинвертор басит «медленнее», чем закрытый корпус.
Юрий Фомин: Тем не менее, мы используем фазоинверторное оформление, т.к. закрытое требует большого объёма и дорогих головок с низким резонансом. Бас в наших системах более мягкий, обволакивающий, многим нравится. Хотя не исключено, что в скором времени выпустим линейку закрытых систем.
— Что вы скажете о диаграмме направленности? Она обязательно должна быть по возможности более широкой?
Юрий Фомин: В массовой акустике – да. Мы же, слушая дома, постоянно перемещаемся по комнате. Это в хай-энде, когда под музыку выделено отдельное помещение, и её слушают с комфортом, сидя на одном месте, акустика может иметь узкую направленность. В нашем же случае очень важны угловые характеристики.
— Объясните мне такую вещь: почему так ценятся динамики с кобальтовыми магнитами AlNiCo? Ведь магнит создаёт поле, у которого лишь один параметр — напряжённость в заданной точке. Как же состав может влиять на звучание?
Юрий Фомин: При работе динамика происходит движение проводника (звуковой катушки) в магнитном поле, и тут же в противофазе возникает ЭДС самоиндукции, которая вступает в конфликт с полезным сигналом. Но при наличии замкнутой магнитной цепи динамик может нейтрализовать этот эффект. И чем ниже сопротивление этой цепи, тем успешнее он с ним справляется. Так вот, у AINiCo самая высокая магнитная проницаемость из тех материалов, которые обычно используются, и искажения, связанные с ЭДС самоиндукции, в таких цепях незначительны.
— Всё-таки динамики на подмагничивании получаются ещё дороже. Как вы к ним, кстати, относитесь?
Юрий Фомин: У них два преимущества – возможность в широких пределах менять параметры за счёт регулировки тока в обмотке и получение более высокого, чем с постоянным магнитом, силового фактора. Но все эти ухищрения не от хорошей жизни, ведь в области электроакустики ничего нового придумать уже невозможно. Да, появляются разные материалы для диффузоров с лучшим соотношением массы и жёсткости, но улучшения достигаются в пределах нескольких процентов. Поэтому сейчас борьба за покупателя ведётся, в основном, методом маркетинга.
— Чем обусловлен выбор динамиков Wavecor, Fountek и Morel?
Артём Фаермарк: Fountek – самый стабильный производитель ленточных твитеров в реальном ценовом сегменте. В пятидесяти, а может и в семидесяти процентах акустики разных марок используются эти излучатели в разной интерпретации. Все хотят получить качественный и предсказуемый результат. То же и Wavecor – благодаря датскому управлению и китайской цене. Расхождение параметров не более 1%, а брака, как такового, вообще нет. Morel, известнейший производитель, сейчас делает для нас новый твитер. Плотно работаем с SEAS – эта компания всегда идёт навстречу нашим пожеланиям и готова сделать что-то нестандартное.
— В одном из тестов я написал, что при заливке лаком корпус получается более монолитным, чем в отделке шпоном или плёнкой. Кое-кто из читателей не согласился. Кто прав?
Артём Фаермарк: При отделке лаком и шпоном получаются разные корпуса. Колонки в варианте High Gloss всегда тяжелее, но лак наносится непосредственно на MDF. Шпон же всегда наклеивается с двух сторон, снаружи и изнутри, в результате получается сэндвич с хорошими демпфирующими свойствами. Хотя на слух отличие в звучании вы вряд ли заметите.
— От дистрибьюторов часто можно услышать жалобы, что производитель прекращает выпуск очень удачной, получившей общее признание модели, и взамен предлагает другую, которую нужно раскручивать с нуля. Как вы определяете, что пора обновлять линейку?
Артём Фаермарк: Здесь могут быть скрытые факторы, о которых мы не догадываемся. Сняты с производства нужные динамики, разорился поставщик каких-то других комплектующих, поднялась цена на неодимовые магниты, и модель перестала вписываться в свою ценовую категорию. Кроме того, производитель может видеть, что продажи хита падают, и пора его заменить.
Если говорить о нас, то появляются интересные наработки, идеи, и даже если будущая модель «убъёт» на рынке предыдущую, мы её всё равно выпустим. Приходят новые покупатели, которым не интересно, что было у Arslab до этого.
— Нет ли у вас планов выпустить новый сабвуфер?
Артём Фаермарк: Они сейчас мало кому интересны. Как продавцы можем сказать, что домашний театр уходит в специализированную область, и всё чаще технику выбирают не конечные потребители, а инсталляторы. Небольшие домашние модели почти не продаются, и сейчас 75% от всех продаж акустики приходятся на стереопары.
Юрий Фомин: Кроме того, рынок занят, и конкурировать с REL, например, совершенно нет смысла. Мы можем сделать такой же сабвуфер, но он будет и стоить столько же.
Артём Фаермарк: Мы заметно улучшили свою модель – начали ставить французский усилитель Atohm на базе IcePower, мощный, со встроенной коррекцией, с мягким ограничением смещения диффузора и недорогой.
— Чего ждать от Arslab в ближайшем будущем?
Артём Фаермарк: Новинок, естественно, которые будут совсем скоро. Разумеется, ради этого мы «убьём» любимые всеми модели (смех). А если серьёзно, будем идти вперёд и постараемся удержать доступные цены, чтобы как можно больше любителей музыки могли слушать её на хорошей акустике.
Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", июнь 2016 г.www.salonav.com