О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2560Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Chord Mojo и Phonon SMB-02: мобильная аудиосистема High-End, обзор. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"
В данном случае мы имеем не просто два хороших аудиоустройства, а компоненты аудиосистемы, которые отлично подходят друг к другу, подчеркивая обоюдные достоинстваНасколько хорош может быть звук портативной аудиосистемы и может ли она, продемонстрировав качество воспроизведения, сохранить мобильность, не обременяя меломана размерами компонентов и весом? Сегодня в наш тестовый обзор попала очень интересная аудиосистема, состоящая из интегрированного ЦАП/усилителя Chord Mojo и наушников Phonon SMB-02. Маленький Mojo, легко умещающийся в ладони, разработан и изготовлен знаменитыми апологетами High-End аудио и Hi-Tech дизайна из британской компании Chord Electonics, компоненты которой нередко можно встретить в профессиональных студиях. Наушники молодой японской компании Phonon с самого начала задумывались как модели, звук которых выводился по строгим студийным меркам.
ЦАП/усилитель наушников Chord Mojo
Mojo – «талисман» в переводе с английского и одновременно акроним, сложенный из первых букв слов Mobile Joy (мобильное удовольствие). Удобно лежащий в руке черный корпус Mojo состоит из двух частей, по фирменной традиции выточенных из цельных алюминиевых заготовок. Многоцветие круглых элементов управления Mojo, знакомое по многим продуктам компании, присутствует как родовая метка фирменного дизайна. Технологические принципы, заложенные в Mojo, восходят к старшим братьям из семейства портативных ЦАП/усилителей Hugo с поправкой на дополнительную мобильность, возросшую из-за миниатюрных размеров устройства. Впрочем, в некоторых аспектах Mojo даже обыгрывает старших и более крупных товарищей, так как использует более "производительные" алгоритмы цифро-аналогового преобразования, доведя максимальное разрешение аудио-потока до 32 бит/768 кГц и DSD256. Разрабатывался Mojo с прицелом на смартфоны, как источники цифрового аудио, хотя никто не мешает подключать его к планшету, ноутбуку, PC или Mac. А вот к аналоговым источникам подключить его не удастся, нет таких входов.
Устройство не имеет дисплея, из элементов управления есть лишь три кнопки-шарика, оснащенные светодиодной подсветкой. Две близкие кнопки регулируют громкость, поодаль стоит кнопка включения. Тем не менее, с помощью цветовых кодов Mojo умеет отображать самую насущную информацию. Так, уровень громкости показывается разноцветной подсветкой соответствующих кнопок, пробегающей спектр от красного цвета (самый тихий звук) к белому. Частотная дискретизация проигрываемого аудиотрека показывается цветом кнопки питания: от красного ‒ 44 кГц PCM, до розового ‒ 768 кГц PCM. При воспроизведении потока DSD кнопка включения становится белой. Пользователь может выбрать одну из двух установок яркости подсветки.
Входные и выходные разъемы Mojo логично разнесены на противоположные торцы устройства. "Цифра" принимается через коаксиальный вход с гнездом 3.5 мм, микро-USB и оптический вход Toslink. Наличие отдельного входа USB для зарядки устройства показывает внимание инженеров Chord к деталям, большинство производителей объединяют функции приема данных и зарядки/питания в одном разъеме. Возможности входных интерфейсов Mojo объявлены так: Toslink ‒ от 44.1 до 192 кГц PCM, DSD64, коаксиальный SPDIF ‒ от 44.1 до 384 кГц PCM, DSD64 и 128, USB ‒ от 44.1 до 768 кГц PCM и до DSD256. Формат DSD воспроизводится методом DoP (DSD посредством PCM). При подключении Mojo к компьютерам и гаджетам операционные системы Mac, Android и Linux не требуют специальных драйверов. Версии Windows само собой стоят особняком, драйвер для операционок Vista, 7, 8 и 10 можно скачать на сайте Chord Electronics. Действующий вход Mojo определяет автоматически, однако главным является USB. Чтобы взять сигнал с коаксиального или оптического входа USB придется отсоединить.
Цифро-аналоговый преобразователь Mojo создан именитым конструктором цифровых схем Робом Уоттсом (Rob Watts), многие годы участвующим в разработках Chord Electronics. Компания традиционно применяет для цифровой обработки не готовые чипы, а собственные схемы, основанные на микросхемах FPGA ‒ программируемой матрице логических элементов. Так можно лучше контролировать все стадии обработки данных и использовать свои алгоритмы. Конкретно в Mojo используется микросхема FPGA нового поколения Xilinx Artix 7, выбранная из-за хорошей производительности, сочетающейся с экономичностью и сниженным тепловыделением. Изюминкой ЦАПов Chord Electronics считается фирменный цифровой фильтр Уоттса WTA (Watts Transient Aligned). Дизайн фильтра Mojo за небольшими модификациями, связанными с увеличенными частотами дискретизации, похож на схему обработки Hugo. Используемый КИХ фильтр отличается очень большой длиной (более 26 тыс. отсчетов), что дает уникальную точность преобразования.
Блок питания Mojo укомплектован емким литий-полимерным аккумулятором, обеспечивающим около 10 часов работы после 4-часовой зарядки. Зарядку можно проводить одновременно с воспроизведением, хотя производитель рекомендует заряжать устройство в выключенном состоянии. О заряде аккумулятора в процессе работы или зарядки сообщает маленький индикатор, расположенный рядом с соответствующим гнездом USB. При долгом воспроизведении или зарядке Mojo нагревается и становится теплым, но это нельзя назвать существенной проблемой.
Выходная секция усилителя Mojo оканчивается двумя гнездами для 3.5-мм разъемов мини-джек. Выходной каскад, собранный на операционных усилителях, работает в А-классе. Несмотря на портативность и мобильность, Mojo не требователен к параметрам наушников. Благодаря малому выходному сопротивлению (0.075 Ом) и сравнительно высокой выходной мощности встроенного усилителя (35 мВт/600 Ом, 720 мВт/8 Ом) Mojo может работать с широчайшим спектром наушников, импеданс которых может варьироваться от 4 до 800 Ом. Кроме того, Mojo можно использовать в качестве цифро-аналогового преобразователя с фиксированным уровнем выходного сигнала 3 В (RMS). Для этого при включении устройства нужно зажать на несколько секунд обе клавиши громкости, принимающие после загрузки ярко-голубой цвет. Этот режим Mojo не запоминает, и перезагрузка снова возвращает его в стандартный режим усилителя наушников.
Набор аксессуаров, идущих в комплекте с Mojo, небогат. В коробке находится только один короткий кабель USB (А-тип/микро). Для полноценного использования устройства с разными гаджетами пользователю наверняка придется докупать кабели и адаптеры.
Наушники Phonon SMB-02
Малоизвестная японская компания Phonon Inc. ‒ совсем молодой бренд, стартовавший в 2010-м году. Компанию создали партнеры по музыкальному проекту Tokyo Black Star звуковой инженер Исао Кумано (Isao Kumano) и музыкант DJ Alex, а также примкнувший к ним музыкальный продюсер Юзуки Учияма (Yusuke Uchiyama). Президент компании Исао Кумано рассказывает, что пришел к идее своего бренда после 20 лет профессиональной работы в музыкальной индустрии. За эти годы Кумано понял насколько сложным в процессе создания и записи музыки бывает переход от студийных мониторов-громкоговорителей к наушникам и обратно. Инженер регулярно модифицировал находящееся под рукой студийное оборудование, в том числе наушники, приближая их звучание к своему идеалу и, в конце концов, решил: чем бесконечно дорабатывать наушники сторонних производителей, лучше разработать свои собственные. Так появилась компания Phonon. Ее первенцы динамические наушники SMB-02, изначально задумывались как модели, способные нивелировать разницу звучания между студийными наушниками и популярными мониторами. Кроме того SMB-02 должны были подходить для длительных сессий прослушивания, то есть должны были быть сравнительно небольшими, легкими и удобными.
При ближайшем знакомстве наушники Phonon SMB-02 именно такие: черные аскеты с неприметным дизайном, весящие всего 300 г вместе с кабелем. Упругие утолщенные амбушюры достаточно мягкие, чтобы не вызывать дискомфорта при долгом прослушивании. Чашки наушников и дуги, крепящиеся к оголовью, выполнены из прочного пластика. Оголовье и подушки амбушюров обтянуты синтетической кожей. SMB-02 оснащены 40-мм излучателями, имеют импеданс 40 Ом и чувствительность 100 дБ/мВт. Секретов технологий японцы не раскрывают.
Гибкий 3-метровый кабель SMB-02, присоединяется к левой чашке. Внутри кабель представляет собой литцендрат с жилами из бескислородной меди. Кабель заканчивается позолоченными штекерами: на 3.5-мм коннектор типа мини-джек накручен адаптер с коннектором 6.35 мм. Для улицы кабель длинноват, зато очень удобен для дома.
Впечатления
Если не интересоваться стоимостью связки Chord Mojo/Phonon SMB-02, на вид она не производит какого-то особого впечатления: неприметный усилитель карманного формата и простенькие наушники. Но внешность часто бывает обманчива. Особенным дизайном аудиосистема действительно похвастаться не может, зато звук дает с большой буквы.
Прежде всего, аудиосистема Mojo/SMB-02 демонстрирует очень ровный баланс звучания, как тональный, так и динамический, не давая предпочтений ни одному из частотных диапазонов. Нейтральность звучания близка к идеальной ‒ системе удалось пройти между Сциллой и Харибдой, похвально удержавшись между ярким, но утомительным воспроизведением или комфортным, но слишком мягким и вялым. Сверху донизу частотного спектра система показывает очень много деталей, и ни одной лишней. Музыкальная динамика показывается раскованно, что особенно удивительно, учитывая крайнюю портативность усилителя. Тут Chord Mojo лишний раз доказал, что размеры для усилителя все-таки не главное. Прозрачность звука и отсутствие лишних шумов прекрасно проверяется в музыкальных паузах, заполненных практически мертвой тишиной. Помимо этого, аудиосистема обладает прекрасным чувством ритма, включая четкий упругий бас, замечательный тайминг на средних частотах. Темы со сложной партитурой, не просто аккуратно обрабатываются в бездушной механической манере, но гармонично раскрываются в целостное музыкальное полотно. Кстати, быстрый бас SMB-02 характером напоминает тот, что дают мониторы с корпусом закрытого типа, которые зачастую и стоят в студиях звукозаписи.
Ширину и ощущение глубины музыкальной сцены англо-японская связка передает без гигантизма и океанов воздушности некоторых аудиофильских систем, зато очень собранно и аккуратно ‒ упор снова сделан на правдивость воспроизведения, а не на эффектность. Благодаря высокому звуковому разрешению музыкальные образы прекрасно разделяются, так что высокая контрастность звуковой картинки сохраняется даже в оркестровых записях.
Еще можно отметить, что бескомпромиссная детальность в сочетании с высокой натуральностью звука просто создана для воспроизведения музыки высокого разрешения, благо Chord Mojo обладает завидными возможностями в этом направлении (все же PCM до 768 кГц и DSD до формата 256 ‒ близко к предельным параметрам для современных записей Hi-Res). В то же время очень высокая проработка звуковых деталей безжалостно подчеркивает огрехи записей и грязь. Возможно, владельцу аудиосистемы придется изрядно перебрать собственную фонотеку, избавляя ее от записей ненадлежащего качества.
В тандеме Chord Mojo и Phonon SMB-02 создают редкую по качеству звучания и жанровому потенциалу аудиосистему, одновременно сочетающую мониторную скрупулезность с приятной музыкальностью исполнения.
Итог
Ровный, чистый и детальный звук, высокая для мобильного усилителя выходная мощность, позволяющая Mojo работать с самыми разными наушниками, широкий спектр частот дискретизации PCM и возможность воспроизведения DSD. В общем, в маленьком Mojo сосредоточены все качества, сделавшие имя большим High-End продуктам Chord Electronics. А японские наушники Phonon SMB-02, обладающие истинно мониторным характером воспроизведения, позволяют без потерь донести всю эту звуковую прозрачность и музыкальную точность до слушателя. Так что, в данном случае мы имеем не просто два хороших аудиоустройства, а компоненты аудиосистемы, которые отлично подходят друг к другу, подчеркивая обоюдные достоинства.
Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", март 2016 г. www.avreport.ru