О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Почему все современные аудиозаписи звучат одинаково? [Перевод]
Том Уитвел, специалист компании Fluxx, поделился со своими читателями на Medium анализом состояния современной музыкальной индустрии с точки зрения одинаковости музыки, которую выпускают наши современники. Мы решили разобраться в этом вопросе и поделиться наиболее интересными находками.
Конечно, автор начинает с критики занудного подхода, которым руководствуются студии звукозаписи, «выдавливая» всю индивидуальность из творений своих подопечных. Об этом явлении, например, открыто говорили Maroon 5 – ребятам просто надоело «проектировать» свои песни.
Логика простая: вам кажется, что вся современная музыка звучит одинаково; студии хотят регулярно попадать на радио; радиостанции предъявляют свои требования и правки; вы оказываетесь правы – музыка на радио действительно звучит одинаково.
Как радиостанции находят «свой формат»: компании вроде Music Research Consultants Inc проводят что-то вроде юзабилити-тестирования – набирают от 50 до 100 человек, которые голосуют в процессе прослушивания нарезки из 700 песен, длительностью 7 секунд каждая. Иногда подобные опросы проводят прямо на улице, предлагая им прослушать нарезку из 30 песен на смартфоне.
Таким образом, ребята вроде Maroon 5 используют все возможности для доработки, переработки или полной перезаписи песни, которая потенциально может «не взлететь» на радио и в Сети. Для этого есть множество инструментов.
Конечно, мы пришли к этому не за один день. В начале 70-х годов индустрия звукозаписи начала меняться: 4 дорожки превратились в 8, затем в 16, а затем в 24 и 48. Инженеры искали способы получить больший контроль над звуком.
К чистой звукозаписи на пленке можно было добавить искусственные звуки окружения, используя реверберирующие камеры. Это дало толчок аудиокреативности, и экспериментам не было конца. Такие записи, как Tubular Bells или альбомы Queen, нельзя было получить в 60-х. Инженеров в белых халатах заменили продюсеры-экспериментаторы, такие как Тревор Хорн (Trevor Horn).
Сравните акустическую запись Нила Янга Harvest (1972) с записью Джонни Кэша American IV (2002). Работа Рика Рубина (Rick Rubin) с Джонни Кэшем над его альбомом очень душевная, и её звучание трогает за душу. Но эти записи не звучат так, словно сам Джонни сидит в вашей комнате и поет свои песни, они звучат так, словно вы сидите у Джонни на коленях с одним ухом у его рта и стетоскопом у его гитары.
От огромных многоканальных микшерных пультов на 24- или 48-канальной пленке из 70х к цифровой записи в 90-х и Pro Tools в 2000-х – мы ушли от творческого подхода, требовавшего таланта в поиске компромиссов между громоздкими аппаратами, к полноценной студии, состоящей исключительно из одного инженера, одного компьютера и пары мониторов.
Сегодня группа может потратить пару часов на запись, а затем провести часы или дни, выбирая лучшие моменты, собирая песню воедино. Инженеры и продюсеры просто приводят все в норму, доводя композицию до уровня идеальной семисекундной нарезки для тестирования на радио.
Том рассказал о Джозефе Пуиге, который сводил записи для Black Eyed Peas, U2, Snow Patrol, Green Day и Мэри Джей Блайдж. Компании звукозаписи платят ему, чтобы он полностью переделал трек, но без продюсера и артистов, дышащих в затылок. Его ассистент приводит дорожки в порядок, затем Джей Джей настраивает, полирует и обрезает каждый звук. Для всего этого используются программные плагины.
Далее его микс передается мастеринг-инженеру, подготавливающему запись к релизу. За одну неделю, 30% песен из американского Top 40 подвергаются мастерингу в Sterling Sound в Нью-Йорке, которые обладают семью студиями, работающими круглосуточно. Мастеринг-бизнес бесконечно сложен и некоторые пишут целые книги по 400 страниц, рассказывая про основные техники.
Основной инструмент мастеринг-инженера – это сжатие (Сжатие аудио никак не относится к сжатию данных, которое преобразует CD в MP3). Это простая, но одновременно сложная методика. Самые громкие участки записи приглушаются, поэтому, поднимая уровень громкости, вы не замечаете искажений.
Почему реклама на ТВ громче самих передач? Потому что их аудио очень сильно сжато. Почему коммерческие радиостанции настолько громкие? Потому что аудио сильно сжато.
Громкость – один из самых важных факторов для радиотестирования. Далее за дело берутся радиостанции – они применяют компрессоры, чтобы эфирные песни звучали чище, и их было хорошо слышно сквозь шум окружения. Зачастую они правят записи самостоятельно, обрезая вступления, вырезая скучные биты. Они даже ускоряют песни, если считают их слишком медленными или скучными для аудитории.
Почему в наше время музыка звучит одинаково? Потому что звукозаписывающие компании напуганы, не хотят рисковать и делают все что в их силах, чтобы создавать популярные радиохиты. Это их работа, в конце концов. И хотя над бедным и отсталым музыкальным бизнесом продолжают сгущаться тучи, звукозаписывающие студии продолжают яростно цепляться за то, что они знают и умеют.
P.S. Мы в Аудиомании постоянно совершенствуем свой ассортимент музыкальных инструментов и аппаратуры. Вместе с этим мы работаем и с профессиональным аудио для самых разных задач.