О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Репортаж с выставки CES 2016: все делают ЦАПы, винил — жив, эквализация шагает по планете (часть 1), статья. Журнал "Stereo & Video"
Каждая выставка обычно запоминается чем-то необычным, что врезается в память. В этом году Лас-Вегас врезался в память проливным дождем и потоками, текущими по улицам. И это в пустыне. В пустыне! Впервые за много лет посещения выставки я наблюдал такой феномен. Но вернемся к делам нашим «хайфайным» и «хайэндным». Посетить удалось лишь отель «The Venetian», где, собственно, и располагалась основная экспозиция аудиоаппаратуры.
Некоторые отдельно взятые компании (например, Audionet или Magico) по определенным причинам в «Венецианце» выставляться не стали, сняв сьюты в находящемся напротив «Мираже», но их были единицы — основное действо происходило на пяти этажах «Венецианца».
Особого недостатка в экспонентах не наблюдалось, а вот посетителей в этом году было откровенно мало. Особенно заметно это было в последний день, когда по коридорам верхних этажей можно было бродить вообще в полном одиночестве. Выставка, похоже, теряет привлекательность для публики. Хотя мнения представителей компаний разделились – были такие, которые сказали, что это была последняя выставка CES для их компании, а кого-то все устраивало и они планировали выставляться и дальше. С другой стороны, в Convention Center, где выставляли дроны, автомобили, продвинутую бытовую технику, народ ломился и там был полный аншлаг.
Премьеры в этом году, безусловно, были, но явных тенденций выявить не удалось. Скорее тренды предыдущих лет стали еще наглядней. Например, те, кто не вскочил в уходящий поезд беспроводного мультирума, наушников, ЦАПов — они сделали это сейчас. Винил продолжает жить и даже потихоньку прирастает новыми производителями, причем не High End-класса, а вполне доступного Hi-Fi. Единственное, что действительно показалось интересным — агрессивное шествие цифровой системы коррекции звучания Dirac родом из Швеции. Компания выступает сразу в нескольких отраслях, в домашней она уже поддерживается такими известными производителями, как Arcam, Barco, Datasat, DTS, Olympus. В мобильной — OPPO, Meizu, Xiaomi, ZUK. Есть даже автомобильная — в партнерстве с BMW, Bentley, Volvo и Rolls Royce. Это не первое пришествие продвинутых систем эквализации на рынок, но, пожалуй, самое мощное вступление — посмотрим, что будет дальше.
А теперь – первая часть фоторепортажа с выставки:Шотландская фирма RHA предложила весьма неординарный взгляд на премиальные наушники. Использование полированной стали и продвинутых динамиков — это одно, а вот «эквализация» звучания за счет заменяемых модулей — это весьма интересно. Обещают скоро выйти на российский рынок. Не знаю, насколько они будут там успешными, но в США в Apple Store’ах продаются. В правом верхнем углу чемоданчика как раз эти модули, регулирующие ВЧ и НЧ.
Новейший тангенциальный тонарм Clearaudio ТТ-5 был продемонстрирован вместе с не менее новой «вертушкой» Innovation Basic, база которой рассчитана на применение сразу двух тонармов. ТТ-5 оснащен специальным креплением, которое позволяет легко отводить его от пластинки, при смене записи.
Vena — компактный «комбайн» от Quad, объединяющий в себе интегральный усилитель (2x45 Вт) с ЦАП, который имеет как традиционные коаксиальные/оптические входы, так и USB. Для подключения к компьютеру Type B и традиционные USB-разъемы для «яблочных» устройств. А еще есть усилитель для наушников и Bluetooth-приемник — не хватает, разве что, стриминга по сети. Зато устройство очень компактно.
Многие аппараты были лишь включены в сеть, чтобы хоть что-то было на дисплее, но послушать их возможности не было. Также почти никто не удосужился отметить новинки на своем стенде — действительно, зачем? Хотя светлые головы среди экспонентов все же попадались. Но нечасто.
Компания Владимира Ламма LAMM занимала в этом году сразу две комнаты. Там впервые в мире продемонстрировали предусилитель LL1.1, состоящий из четырех компонентов (монофонический дизайн и отдельные блоки питания). Внутри — только самые лучшие компоненты (причем, бренды перечислять можно долго). По сравнению с предыдущей моделью (она вышла 5 лет назад) — увеличена мощность БП, улучшена экранировка от всех видов помех, что привело к лучшему соотношению сигнал/шум. Огромные колонки Kharm Exquisite Midi Grand раскачивали сразу четыре мощника — два ML 2.2 (они получили награду «Выбор редакции Absolute Sound» - на фото) и два ML3 Signature. Общая стоимость системы потянула на 750 000 долларов — но как играло!
Компания ELAC в этом году показала совершенно новые для себя продукты — целую беспроводную экосистему, включающую в себя стример, интегральный усилитель, а также беспроводные колонки. Причем разработано все это не в Киле, а в американском подразделении компании, сформированном в прошлом году. Яркий представитель этого отделения — известный многим по TAD разработчик акустических систем Эндрю Джонс, который теперь работает на ELAC.
Винил на выставке цвел буйным цветом, что проигрывателей, что тонармов демонстрировалось море. Например, вот эта подборка тонармов от датской компании Morch. Слева – топовый DP-8, который обязан появлению на свет… цифровой музыке и сабвуферам! В 1981 году основатель компании предложил дилерам оценить новый прототип, кардинально улучшающий передачу НЧ. Увы, в то время никто особенно не волновался о качестве передачи низких частот с винила и новинку не оценили. И лишь недавно прототип обрел новую жизнь в новую эру, став моделью DP-8.
April Music Aura Note v2 — еще один музыкальный центр «все в одном», только уже из Страны утренней свежести – Кореи. Очень компактный аппарат содержит в себе усилитель 2х125 Вт (цифровой ICEpower), CD-проигрыватель с верхней загрузкой, FM-тюнер, оптический вход, USB-для подключения iPod и флешек, а также USB-ЦАП. Предусмотрен и выход на наушники. Стоит отметить – все это в очень компактном корпусе.
Что только в кабельной индустрии не придумают! Например, вот таких «змей» от американской компании Verastarr под скромным названием Grand Illusion Signature 2.
April Music (а именно этой корейской компании принадлежит бренд Stello, если вы не знали) не стесняется выставлять напоказ внутренности своей продукции, ведь стесняться корейцам нечего. Вот и интегральник Stello подвергся легкой «расчлененке» — кстати, внутри видны крышки с логотипами April Music.
Nordost стал ближе к народу, выпустив кабель для наушников в доступной линейке Blue Heaven, который позиционируется для использования с портативными устройствами и способен заменить штатный у таких моделей, как Sennheiser HD800/700/650/600, Audeze: LCD3/2/1, OPPO, HiFiMAN и др.
А еще Nordost вступил в пул производителей, выпускающих высококачественную витую пару для подключения стримеров — в версиях Blue Heaven и Heimdall 2. Кстати, не все знают, что Nordost производит для американского рынка кабели для подключения электрогитар. Говорят, неплохо расходятся.
Уже не совсем новинка, но пройти мимо детища эстонского кудесника Альфреда Василькова весьма сложно. Model Estelon XB не только потрясающе выглядит, но и потрясающе звучит! Корпус выполнен из мраморного композита, во всех динамиках применено керамическое покрытие, а проводка внутри произведена компанией Kubala-Sosna.
У весьма популярного Chord Hugo появился старший брат, который теперь не стыдно добавить и в действительно пафосную систему, зовут его Dave. В нем применен «все самые современные решения», мощный процессор, у него есть возможность подключать не только наушники, но и усилитель мощности — напрямую. А еще он безумного красив.
Похоже, потихоньку в среде дорогих аудиопроигрывателей входит в моду большой и удобный экран на передней панели. Родоначальником был, пожалуй, Burmester 111, а компания Constellation Audio тренд подхватила — в модели медиапроигрывателя Cygnus установлен довольно крупный экран с разрешением 432х230, отображающий обложки и упрощающий навигацию. В аппарате встроен ЦАП в весьма любопытной конфигурации по два чипа на каждый канал в балансной конфигурации. Блок питания — внешний, причем выводов два. Один для аналоговой части, второй — для цифровой и цепей управления.
После более чем двух лет разработок свет увидел бескомпромиссный фонокорректор Pass Labs Xs Phono по цене «всего-лишь» 45 000 долларов США. Инженеры получили полный карт-бланш не считаться с расходами, создать лучший аппарат, который они только могут себе вообразить. Фонокорректор выполнен по полной схеме двойное моно — осталось разве что запитать его от двух розеток, так как все остальное уже разделено.
А еще на стенде активно демонстрировали не только «внутренности» многих аппаратов, но и отдельные компоненты, которые весьма и весьма впечатляли.
Эндрю Джонс (сейчас работающий в ELAC) активно участвовал в создании этих разноцветных полочников Evolution One от TAD, созданных на базе модели CE1. На выставке были показаны предсерийные образцы в разных вариантах весьма неординарной отделки.
Источником звука в этой комнате был проигрыватель AVID Diva, а вот для «подогрева» TAD-овцы приготовили виски. Правда, пока мы там были, оно использовалось лишь как украшение интерьера.
Мультирум-система BlueSound выходит на новый уровень – в Лас-Вегасе было объявлено о партнерстве с MQA (новым аудиокодеком высокого разрешения, разработанного компанией Meridian). Для совместимости всей экосистемы BlueSound с новым форматом достаточно будет лишь программного апгрейда, который и произойдет в скором будущем.
Японцы из Esoteric так спешили рассказать миру о своем грядущем сетевом проигрывателе с ЦАПом N-05, что не предоставили никакой информации о его начинке и возможностях. Более того, похоже, что и корпус не является финальным. Зато заявили о себе, будем ждать раскрытия деталей, а пока известно лишь только то, что выйдет аппарат летом 2016.
Французы из Cabasse, как и подавляющее большинство производителей, сделали ставку на стриминг, показывая свое беспроводное решение под названием AMP (впрочем, не первый раз). Что весьма необычно – этот компактный аппарат может работать с двумя парами колонок сразу.
Также Cabasse решил себя попробовать в сегментах ТВ-саундбаров и еще более противоречивом — ТВ-подставок. Саундбары сейчас делают многие и сегмент, в принципе, весьма успешен, хоть и перенасыщен. Французское решение называется Stream Bar, комплектуется сабом, имеет на борту HDMI и поддержку DLNA-стриминга с Bluetooth. Выглядит весьма элегантно. «Подставка для ТВ» называется Stream Base, в ней 7 динамиков и подходит она для ТВ с диагональю до 107 см.
Продолжение: Репортаж с выставки CES 2016: космический дизайн, гибридные схемы и возвращение легенды (часть 2)
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", февраль 2016 г. www.stereo.ru