О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Penaudio
Penaudio – финский дух и природная музыкальность. История.
Подробнее о бренде PenaudioОбзоры товаров под маркой Penaudio (90)Официальный сайт Penaudiohttps://penaudio.fi
Так вот ты какой, финский звук! Часть 1, обзор. Портал "ЗВУКИ.RU"
То, что Финляндия — страна музыкальная, ни для кого не секрет. Одни любят нашедший в северных широтах благодатную почву металл, другие чтут шумовиков Pan Sonic и фолк-экспериментаторов с лейбла Fonal. Да и фестиваль Flow занимает важное место в гастрольном графике европейских меломанов. Оказывается, есть чем похвастаться финнам и в плане звуковоспроизводящей аппаратуры — здесь, например, обнаруживается отменная акустика.
Компания Penaudio, как и полагается истинным хайфайщикам, предприятие небольшое. «Стартовой точкой для Penaudio был 1998 год,» — рассказывает босс компании Сами Пенттила (Sami Penttilä), — «когда я устроился на летнюю работу и скопил себе 3000 евро, на которые собирался купить себе приличную акустику. Но ничего подходящего я так и не нашел, сколько бы не слушал всевозможных победителей тестов. В каждой паре колонок было что-то раздражающее — слишком бумкающий бас, безжизненная „середина“, плоская звуковая картинка или чересчур агрессивные, металлические высокие частоты. Тогда я решил потратить деньги на компоненты и собрал колонки сам. Это была модель Penaudio 7.6cx, на разработку которой у меня ушел год. Эта модель сразу стала хитом. Я продал демонстрационные экземпляры в 5–6 финских магазинов, которые занимались high-end оборудованием. Им понравился звук моих колонок, ну и с этого, если вкратце, всё и началось».
Сами, естественно, помешан на музыке, причем не только слушает её, но и играет. «Я слушал музыку всю свою жизнь. Это всё из-за моего отца, который всегда крутил пластинки нон-стопом и продолжает это делать поныне. В пять я начал учиться играть на фортепиано, в восемь — на гитаре, в двадцать пять — на бас-гитаре. Я записал некоторое количество собственной музыки и всегда уделял внимание акустике помещения и тому, как бы получше настроить колонки. В 1997-м я поступил в политехнический институт в Ювяскюля, где изучал акустику, электронику, науки о материалах и прочие полезные вещи».
Теперь в Ювяспюля находится завод Penaudio, а также R&D-отдел компании, а вот корпуса для колонок делают в Хейоле, разумеется — из местной древесины, которая по несколько лет сушится под солнцем. Культ естественности и опора на местные продукты — тоже, надо сказать, черта очень характерная для финнов. А вот как описывает Сами фирменное финское звучание:
«Мне кажется, представления о звуке в каждой стране определяются средой, в которой живут люди. В Финляндии мы живем в небольших квартирках в бетонных домах, поэтому финский звук — максимально нейтральный, в чем-то даже робкий, без агрессивного баса, ведь маленьком помещении каждый пик в музыке усиливается. Моя главная идея — создать звук, максимально комфортный для слушателя. В первую очередь, его обеспечивают симпатичные маленькие колонки, которые разработаны без компромиссов и собраны из лучших компонент, которые только есть. Так можно получить удовольствие непосредственно от музыки. И нет сомнений в том, что хорошо записанная музыка „достучится“ до вас вне зависимости от того, хотите ли вы расслабиться или наоборот получить сильный разряд эмоций. Никакой другой миссии в своей работе я никогда не видел, и не вижу никаких глобальных целей и сейчас. Мне просто нравится заниматься этим, я люблю работать, люблю качество, люблю хороший звук. По-моему, этого достаточно!».
Чем же звук Penaudio отличается от других, в чем его специфика? На визитной карточке Сами значится слово "дизайнер", и в своей работе он стремится достичь гармоничного оформления помещения при помощи звука: «Основное внимание уделяется общей звуковой картине, динамике, прозрачности звука и его нейтральности. Отличный тест для проверки точности - это акустические инструменты, звучащие без усиления. Если вы способны правильно передать эти ноты, победа за вами».
В поисках загадочной финской души, а заодно и настоящего финского звука, мы не ограничимся акустикой, но еще и будем слушать на ней исключительно финскую музыку. Благо, выбор у нас широчайший — от металлических страшилок Children of Bodom до вкрадчивого фолк-джаза от клиентов лейбла ECM Маркку Оунаскари (Markku Ounaskari), Самули Микконена (Samuli Mikkonen) и Пера Йоргенсена (Per Jørgensen).
Сами Пенттила на вопрос о том, какую музыку лучше слушать на Penaudio, отвечает довольно уклончиво: «Наша акустика создана для того, чтобы воспроизводить любую хорошо записанную музыку, так что никаких жанровых предпочтений у нас нет,- другое дело, что по-настоящему хорошо записанной классики всё же больше. Но каков бы ни был жанр, всю красоту, которую музыкант заложил в свои записи, вы можете услышать на Penaudio».
Надо заметить, что сами музыканты и к понятию «финский звук», и к тому, на какой аппаратуре лучше слушать их записи, относятся без особого пиетета. Вот что говорит об этом Ян Андерсен (Jan Anderzen) из группы Kemialliset Ystävät, также обитающей на лейбле Fonal: «Финского звука не существует. Ни у музыки, ни у звучания просто нет границ. На то, как и на какой аппаратуре люди будут слушать нашу музыку, мы повлиять не можем — ну, не вкладывать же инструкцию в диск! Музыка, звучание — всё это часть одного переживания, которое вы получаете в момент прослушивания. Но конечно, мне не нравится, как наши записи звучат на колонках от ноутбука — это как смотреть на картину через экранчик цифрового фотоаппарата. Когда у нас вышел альбом, мы устроили серию публичных прослушиваний, и для одного из них, в моём родном городе, нам предоставили какую-то безумную Hi-Fi саунд-систему. Но дома у меня стоит самая обычная аппаратура — старый проигрыватель Pioneer и усилитель Harman Kardon семидесятых годов выпуска, ну и колонки Infinity. Еще была кассетная дека Teac, но она сломалась, а починить руки не доходят. Диски я слушаю через CD-дисковод своего компьютера».
«Не думаю, что существуют такие вещи как русский звук, немецкий, американский, и так далее», — вторит ему Сасу Рипатти (Sasu Ripatti), более известный как Vladislav Delay, — «конечно, иногда люди отмечают для себя популярный звук и стараются получать от него удовольствие, пока он в моде, но это только игра воображения, и ничего больше». Тем не менее Рипатти отмечает некоторые особенности работы со звуком, характерные для финских музыкантов, в том числе, пристрастие к винтажному инструменту: «Микширование я делаю вручную, на двух каналах, от начала и до конца. Звук влияет на то, какие песни я пишу, и наоборот. В основном я использую „железки“, чаще всего аналоговые. Я не коллекционер винтажа, и беру инструмент только если он по-прежнему хорошо работает и на нем можно играть музыку. А поскольку мне повезло заниматься этим довольно долгое время, у меня скопилось приличное железо, в котором я души не чаю. Но храню я только то, что еще может пригодиться, и переоценку состояния инструментов провожу постоянно. В конечном счете, звук - важнее всего. Поэтому с цифровым софтом я не работаю.»
«Конечно, грустно, что многие люди слушают музыку на дерьмовых системах с жуткой компрессией звука. И это во времена, когда весь мир сходит с ума по телевидению с высоким разрешением и Blu-Ray. Те же самые люди слушают говенный mp3 и Spotify в айподовских наушниках. Это касается всей музыки, не только моей. Но я думаю, что если музыка хороша, то вы поймете это, даже слушая ее на дерьмовой системе. Дома я использую Genelec с сабвуфером, но это только для фонового прослушивания. Как правило, музыку я слушаю все-таки в студии. Через PMC-колонки, мне они нравятся».
Той же точки зрении придерживается будущий участник фестиваля «News From Helsinki» Джими Тенор (Jimi Tenor), в миру Ласси Лехто (Lassi Lehto): «Многие финские музыканты копируют зарубежных артистов. Но в будущем финский звук может появиться. Уверен, что перспективы у него есть, он может быть актуальным. Я уделяю пристальное внимание каждой детали. Сам-то я занимаюсь скорее композицией, чем микшированием. Я стараюсь сделать так, чтобы мои записи звучали интимно, это часть моей эстетики. Я хочу, чтобы слушатель почувствовал, что он находится рядом, а для этого процесс микширования обычно не нужно усложнять. Композиции я пишу на компьютерах, потому что так проще и быстрее. Из софта использую Logic, у меня с ним никогда не было никаких проблем. С группой чаще всего записываюсь на аналоговую пленку, но недавно нам подвезли ADAT-пленку и микшерный пульт Kajaani, и результат они показывают очень приличный. А инструменты у меня самые разные — от самоделок до FM-синтезаторов. На чем все это будут слушать люди, не так важно. Моя задача сделать так, чтобы оно хорошо звучало на любом оборудовании. А у меня несколько систем, даже студийные мониторы в спальню выведены».
Подготовлено по материалам портала "ЗВУКИ.RU", сентябрь 2011 г. www.zvuki.ru