О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2584Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Alpine
Корпорация ALPINE ELECTRONICS за тридцать лет своего существования уверенно заняла лидирующие позиции в области разработки, а также производства высококачественных компонентов car audio.
Подробнее о бренде AlpineОбзоры товаров под маркой Alpine (35)Официальный сайт Alpinewww.alpine.com
Alpine DVA-9965R. Status Light. Журнал "Автозвук"
Первое, что отмечаешь в мужском вокале на CD — это совсем не цифровую, мягкую подачу сибилянтов. Женский вокал подробен и напевен. Бас по атаке и рельефу выдержан в лучших фирменных традициях. Объём рояля чётко очерчен в пространстве. Верх подробен и интеллигентен, бубен, наверное, слишком деликатен, тарелки искрящиеся, но не резкие.DVD автомагнитола Alpine DVA-9965R
Status Light
Кто-то из нас услышал это выражение по радио, рассказал остальным, им тоже понравилось. «Олигарх лайт». Это значит — ещё не яхты и острова, но всё в порядке, дай бог каждому. Да впрочем, что объяснять, и так понятно, верно?
Постоянство достойно похвалы. Благодаря присутствию этого славного качества в структуре фирменных обозначений «голов» Alpine многое о них можно сказать сразу.
Вторая цифра в индексе модели не «8», как обычно, а «9» — значит, аппарат без выходных усилителей. А по первым буквам делаем безошибочный вывод: перед нами DVD-тюнер с шиной Ai-NET, то есть вещь серьёзная по определению. Модель, вообще-то, не суперновинка, формально относится к линейке 2006 года. Что привлекло к ней наше внимание сейчас?
Послужной список. 9965 его заработал на автозвуковых соревнованиях самого высокого ранга и в руках участников самого высокого рейтинга, причём как в мультимедийных дисциплинах, так и в звуковых. А такие способности в рамках одного источника встречаются нечасто.
Без долгих приготовлений открываем упаковку и видим внешний преобразователь питания — непременный атрибут особо серьёзных «голов», использующих микросхемы с двуполярным питанием. На передней панели не шесть, а четыре светящихся кнопки и многофункциональный управляющий орган, который трогают и гладят (называется GlideTouch, кому надо — пусть переведёт по-другому). Оба признака характерны для 2006 модельного года, но мы предупреждали. Надо сказать, что GlideTouch требует наработки определённых навыков, возможно, оттого и удалился в музей технологических инноваций Alpine, в остальном управление вполне удобное, даже кнопки перехода по папкам удалены от энкодера ровно на такое расстояние, какое требуется, чтобы палец приземлялся на них с глиссады, без кругов над лётным полем. А вот пульт ДУ эргономикой не потрясает. Кнопки достаточно удалены одна от другой, но они по большей части мелкие, а усилие нажатия на них несолидное. Пульт управляет преимущественно функциями DVD-проигрывателя, из остального — только самыми основными операциями (выбор источника, переключение треков/станций, управление громкостью). Все более тонкие операции выполняются с помощью эротичного GlideTouch и ещё двух-трёх кнопок.
Линейных выходов три пары обычного формата — Фронт/Тыл/Сабвуфер. Плюс ещё AV-выход со стереозвуком (обозначен как Aux Out) — естественно, для подключения монитора. Особенность модели — присутствие выхода в формате S-Video. Мы уже не раз писали, что этот формат используется в нашей отрасли до обидного редко, и то в основном в источниках двойного назначения, которые не то чтобы автомобильные, а просто малогабаритные. Перечень чисто автомобильных источников с таким выходом как будто сводится к двум позициям: это Alpine F#1 Status DVI-9990R и наш сегодняшний «клиент». Так что титул «Статус Лайт» мы этой модели дали неспроста.
Принимать сигнал в формате S-Video способны некоторые портативные ТВ-устройства (опять же изделия двойного назначения) и... мониторы Alpine (конкретно — «потолочник» PKG-2000P и восьмидюймовый TME-M860). Оптический (Toslink) выход можно подключить к процессору многоканального звука, если это будет Alpine, то вы сможете извлечь дополнительные удобства, управляя его функциями по шине Ai-NET. (Изготовитель рекомендует модели PXA-H700 и H701, но подойдут также H510 или H900.) Две пары проводов предназначены для передачи управления от мониторов с сенсорной панелью — их может быть два (Front и Rear). Ну а если у вас монитор не Alpine (бывает, что тут поделаешь?) — сможет ли Back Seat Driver управлять DVD-тюнером? Сможет, с помощью комплектного пульта и, если потребуется по условиям компоновки, внешнего ИК-датчика (датчик в комплект не входит, но существует, а это — главное). Есть, конечно, и гнездо, куда подключается адаптер к кнопкам на руле — штатное управление авто как раз рассчитано на не-DVD-функции головного устройства. Что-то забыл упомянуть? Ну да, есть ещё шина и гнездо для подключения к стандартному интерфейсу дисплея автомобиля.
Параметрами звука управляют три практически независимых устройства (фактически — три независимые программы), составляющие вместе мощный цифровой звуковой процессор (DSP): эквалайзер, кроссовер и блок временных задержек. Эквалайзер с шестью предустановками может работать в режиме графического (G.EQ.) или параметрического (P.EQ.) эквалайзера. Девятиполосный G.EQ. имеет центральные частоты 31,5/63/160/400 Гц и 1/2,5/5/10/20 кГц. У параметрика тоже девять (!) полос, и они перекрывают полный набор третьоктавных частот от 20 Гц до 20 кГц, причём между собой диапазоны перекрываются минимум на 2/3, максимум (на средних частотах) на 4/3 октавы. Реально нельзя выбрать, к примеру, центральную частоту из четвёртого диапазона ниже, чем из третьего, но зато существует пограничная область, из которой можно выбрать для соседних диапазонов соседние частоты. Для каждой полосы выбирается одно из трёх значений добротности. Диапазон регулировки ±9,1 дБ, то есть по семь шагов по 1,3 дБ в каждую сторону (это пока данные из описания, которые подлежат проверке в лаборатории, говорим об этом не просто так). Кроссовер, как водится, может работать в двух- (Low/Front/Rear) либо в трёхполосном режиме с расчётом на поканалку (Low/Mid/Hi). Все фильтры имеют крутизну от 6 до 24 дБ/окт. плюс «отключить к чёртовой матери». Диапазон частот среза фильтра НЧ канала Low и фильтров ВЧ каналов Front, Rear и Mid 20 — 200 Гц, у фильтра канала Mid и фильтра ВЧ канала Hi диапазон 1 — 20 кГц. Временная задержка вводится по каждому из шести каналов — от 0 до 9,9 мс с шагом 0,1 мс (максимальная задержка соответствует расстоянию почти 3,3 м). Для каждого из трёх устройств можно сохранить в память по шесть вариантов настройки. Наконец, есть ещё устройство MX (MediaXpander), которое позволяет «оживить» компрессированные записи, а на практике очень помогает при работе с тюнером, где по нынешним временам компрессии тоже хватает.
Для передней панели предусмотрено три угловых положения, причём в последнем из них панель наклонена вверх градусов на 55. Можно, конечно, выбрать из нескольких вариантов фоновых изображений дисплея. Диммер автоматический (по включению габаритов) или ручной, глубина «пригасания» выбирается из трёх уровней. Для «титульных» кнопок предусмотрено четыре заводских цвета подсветки и 512 пользовательских, то есть, если по-простому, цвет — любой. Меню общих настроек аппарата трёхуровневое, но в целом понятное. Отдельно — меню звуковых настроек, которое состоит из трёх страниц (по числу компонентов DSP) и двух уровней. После того как освоитесь с GlideTouch, пользоваться им совсем не сложно.
Два банка АМ-тюнера отведены под средние и длинные волны — очевидно, аппарат предназначался в первую очередь для Европы, антенное гнездо здесь тоже выполнено в стандарте ISO (а не JASO, как обычно). Около 20 с уходит на заполнение банка ЧМ-тюнера шестью станциями по убыванию мощности. Целевую частоту можно ввести с пульта и напрямую. В RDS тюнер позволяет вести поиск и организовать режим ожидания по любому типу программ. Режима CT нет, как и часов вообще, но в современной машине (ещё и с навигацией) часов и так хватает.
При воспроизведении CD, разумеется, читается CD-текст, при работе с форматами mp3/WMA воспроизводятся тэги и отображаются значения битрейта и частоты дискретизации (в моделях 2007 года последние два пункта упразднены, а зря, интересно ведь...). А вот название DVD на дисплей (или на экран монитора) не выводится. Можно искать треки по списку имен (на дисках с CD-текстом) или просто по номерам. Точно так же в mp3/WMA можно прокручивать список папок, а потом файлов. Можно и напрямую ввести желаемый номер трека/файла. Ускоренный поиск на всех дисках организован по принципу CD-ресиверов: он длится, пока вы удерживаете соответствующую кнопку. Скорость прокрутки на CD и на «компрессии» очень высокая, примерно 25-кратная, к тому же движение идёт шагами по 12 с, так что в нужную позицию точнее 20 с попасть трудно. На DVD скорость поиска 2-кратная, потом аппарат разгоняется до 8-кратной, и это, на мой взгляд, удобно.
Теперь пришла пора послушать, а потом и посмотреть. Первое, что отмечаешь в мужском вокале на CD — это совсем не цифровую, мягкую подачу сибилянтов, «выбор чемпионов» сразу становится понятнее. Нижние голосовые ноты практически неотделимы от остальных составляющих. Женский вокал подробен и напевен, хотя, пожалуй, мы привыкли к более красочным верхним обертонам. Бас по атаке и рельефу выдержан в лучших фирменных традициях. Скрипки вполне музыкальны, но несколько приглажены, резковатых высоких «всхлипов» не слышно даже там, где они (вроде бы) должны быть. Объём рояля чётко очерчен в пространстве. Верх подробен и интеллигентен, бубен, наверное, слишком деликатен, тарелки искрящиеся, но не резкие.
Бас в mp3 в сравнении с CD имеет затянутый рельеф, но иного мы и не ждали, зато атака в полном порядке. Задний план отодвинулся вдаль и там потерялся. Второй вокальный план зафиксирован на своём месте и не блуждает. Динамика сверху заметно сжата. Верх детальнее обычного, хотя и по-обычному жёсткий. Рояль на удивление подробен и свободен от послеударных излишеств. Ударная атака барабанов несколько форсирована. С переходом на удвоенный битрейт (256 Кбит/с) задник немного приблизился, хотя и остался слишком глубоким. Динамика сверху всё такая же сдержанная. Звучание на верхах приблизилось к оригиналу. Голоса звучат почти как живые. Рояль рассыпчатый и даже музыкальный.
DD (Dolby Digital — это уже DVD). Несколько избыточная динамика ударных проявилась и здесь, но теперь она кажется к месту. На редкость подробная раскладка инструментов и вокала. Несколько недостаёт киношной обволакивающей объёмности — так музыка звучит не в кинотеатре, а в концертном зале, поэтому запись в DD приобретает самостоятельную музыкальную ценность.
DTS. По сравнению с DD макродинамика как будто и не изменилась, лишь прибавилось «воздуха» в средних планах. Впрочем, прорисовка тылов также стала точнее. Сохранилось то же бережное отношение к басам. Общий звуковой почерк, пожалуй, такой же, как и в DD — аппарат словно не отдаёт предпочтения одному формату перед другим, а старается из каждого взять лучшее.
Как вы уже поняли, Alpine воспроизводит записи DTS — по теперешним временам да для таких «взрослых» фирм это, впрочем, уже норма. Воспроизведение дисков DivX стало входить в норму уже после рождения «Статуса Лайт», и DVA-9965R этот формат не поддерживает. Аппарат мультизонный, что большой плюс. Выход в меню настроек (Setup) возможен при незагруженном диске. Простое и понятное двухуровневое меню выгодно отличается от многих нами виденных. Возможен прямой ввод номера главки, режима поиска как такового нет. Углы (Angle) переключаются с одного нажима кнопки и довольно быстро.
Смотрим таблицу цветных полос. Ширина переходов 0,7/0,4/0,3% (NTSC) и 0,5/0,4/0,4% (PAL). Переключаемся на выход S-Video, получаем 0,5/0,3/0,2% и 0,4/0,4/0,4% — разница, как видим, невелика, зато мгновенно и самым волшебным образом исчезают перекрёстные помехи в виде хорошо известных «цепочек». Растр безукоризненно отцентрован по горизонтали и сдвинут на 1% вверх, что тоже, в общем, соответствует нашим представлениям об идеале. Уровень шумов средний, присутствует регулярная составляющая в виде горизонтальных полос, при подключении по «суперу» она исчезает. На диагональной сетке заметные цветовые шумы, по «суперу» их нет и в помине. Контрастные цветовые переходы воспроизводятся с незначительной, но двусторонней окантовкой. Цвета в NTSC насыщенные, лица имеют красноватый оттенок. В PAL цветопередача мягче, и «тональность» довольно естественная.
У тюнера замечательная чувствительность, да и с шумами всё в порядке, правда полоса не самая широкая, но тоже ничего. Неравномерность АЧХ секции дискового проигрывателя выходит за стандартный допуск (задействован фильтр БИХ-типа), всего на 0,1 дБ. На уровень шумов придётся посмотреть более суровым взором: этот показатель по крайней мере на 4 дБ хуже, чем хотелось бы. Ограничения на линейном выходе нет, но плеер играет существенно громче, чем тюнер. Громкость регулируется шагами по 1 дБ. Здесь всё обычно, даже скучно, но сейчас будет и интрига.
Во-первых, центральные частоты эквалайзера не совсем такие, как полагали составители наставления. Разработчики выбрали обычный октавный шаг (что вполне разумно): 63,1/126,3/243/497/997 Гц и 1,98/4,03/8,05/16,08 кГц, но «писателям» об этом сообщить забыли. Во-вторых, шаг вовсе не 1,3, а 2,0 дБ и выдерживается со всей возможной точностью. Вот у параметрика шаг как раз такой, как нам обещали. Практический вывод: если для исправления какой-то «нерегулярности» в акустике салона возможностей параметрика не хватает, переключитесь на кажущийся на первый взгляд лишним G.EQ. — он, глядишь, справится, тем более что высокодобротные регуляторы в данном применении только на руку. Центральные частоты параметрика (естественно, мы проверили только некоторые): 20,1/26,4/31,8 Гц ... 12,64/16,07/19,88 кГц. Частоты среза фильтров кроссовера (по -3 дБ) совершенно (в пределах точности измерений) не зависит от выбранной крутизны спада. По сути, так оно и должно быть, но такую точность реализации встречаешь нечасто. Однако вновь интрига: крутизна спада фильтра ВЧ не поднимается выше 18 дБ/окт., даже когда дисплей рисует вам крутую, как олигарх полного профиля, характеристику 24 дБ/окт. Фильтры низкодобротные, поэтому по нашим измерениям крутизна чуть ниже, чем положено по канонам: 5/11/16 дБ/окт. Крутизна фильтров НЧ перестраивается в полном объёме, у нас получилось 5/11/16/21 дБ/окт.
Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", февраль 2008 г. www.avtozvuk.com