О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2584Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Аккуратнее за рулем: как и почему автомобильные новшества провоцируют ДТП — исследование
Сложная эпидемиологическая ситуация вынуждает людей отказываться от использования общественного транспорта. Машин, а главное — моторайдеров, на дорогах становится больше.
Поэтому важно быть внимательными и избегать аварийных ситуаций. Причиной их может стать даже штатная аудиосистема. Специалисты британской НКО IAM Roadsmart предупреждают: невнимательная работа с ними создает риск аварий, сравнимый с употреблением запрещенных наркотических веществ. Эксперты призывают производителей улучшить эргономику, а водителей — заранее выставлять все настройки, чтобы не отвлекаться в поездке. Расскажем, какие риски приходят с новыми технологиями и почему люди оказываются к ним не готовы.
Следи за дорогой
Организаторы вышеупомянутого исследования провели три раунда испытаний. Водители ездили по одному и тому же треку, но в первый раз они ни на что не отвлекались, во второй — ставили себе музыку в Apple CarPlay и Android Auto через голосовые команды, в третий — использовали тачскрин.
Худшие результаты участники показали в последнем случае. Они отвлекались от дороги в среднем на 16 секунд — за это время на скорости 60 км/ч машина проезжает почти 300 метров. Кроме того, водители начинали отклоняться от курса, хуже держали дистанцию и замедлялись, создавая помехи для других участников движения.
При работе с тачскрином время реакции выросло у них более чем в полтора раза (53-57%), при использовании голосового управления — на 30-36%. По данным исследователей, курение марихуаны увеличивает этот показатель на 21%. Организаторы подчеркнули, что в реальной жизни водители предпочитают именно тачскрин, а не голосовые команды. Сами участники эксперимента сильно недооценили отвлекающий фактор таких манипуляций — когда их спрашивали, как долго они не следили за дорогой, они называли в среднем 11 секунд вместо 16, то есть ошибались в полтора раза.
Проблема — в головах
Причина, по которой мультимедийные системы оказались такими опасными, в том, что они совмещают в себе все три типа отвлекающих факторов:
- Зрительный — водитель переводит взгляд с дороги.
- Контролирующий — убирает руку с руля.
- Когнитивный — начинает думать о выборе музыки, а не о дорожной ситуации.
Еще в 2017 году аналитики американского Университета Юты (University of Utah) признали рискованным использование за рулем любых посторонних приспособлений, без исключения. Исследователи изучили 30 мультимедийных программ, которые встроены в люксовые и массовые модели машин. Ни одно решение не получило низкую оценку угрозы: 12 вошли в группу максимального риска, 11 — в «высокую», семь — в «среднюю».
Эксперты AAA Foundation for Traffic Safety (AAA), которые организовали это исследование, заключили, что водителям мешает чрезмерный набор функций. Например, настройка маршрута через встроенный навигатор занимает в среднем 40 секунд. Если пользователь пытается сделать это в движении, его внимание к дорожным событиям сильно ухудшается. Специалисты полагают, что производителям следует отключать определенные возможности, когда машина трогается с места.
Возраст водителей тоже играет заметную роль. Риски ДТП из-за отвлекающих факторов значительно возрастают у людей старше 55 лет — по сравнению с миллениалами, они тратят на операции с мультимедиа на восемь секунд больше. Этого более чем достаточно для аварийной ситуации, ведь эксперты AAA считают рискованным отвлекаться больше чем на две секунды. Дополнительная опасность возникает, если у пользователей не получается что-то сделать с первого раза. Они впадают в раздражение, что может привести к необдуманным действиям на дороге.
Что еще угрожает дорожной безопасности
В принципе, любой сознательный водитель должен и сам понимать, что ему не стоит отвлекаться на музыку или телефонные звонки. Но что если даже средства безопасности на практике повышают дорожные риски? Производители все чаще рассказывают, как их машины умеют сами следить за дистанцией, поддерживать скорость и прямой курс в дорожной полосе. Разработчики призывают водителей не ослаблять контроль, но многие игнорируют такие предупреждения. Как вновь утверждают специалисты AAA, ложное чувство безопасности из-за таких систем вдвое повышает вероятность, что человек отвлечется от дороги.
Иранские ученые выяснили, что такие объекты заставляют автовладельцев игнорировать знаки на перекрестках. Они посчитали по записям с камер видеонаблюдения, что в дневное время около мультимедийных билбордов нарушения допускают 55% водителей, а в ночное — 84%. В обоих случаях время на переключение внимания превысило «безопасные» две секунды.
Как исправить ситуацию
Как известно, современные проблемы требуют современных решений. Специалисты по технологиям искусственного интеллекта уже работают над ассистентами, помогающими сохранить концентрацию за рулем. Например, устройство от компании Nauto, которое с 2017 года проходит тестирование в Долине, крепится к ветровому стеклу и фиксирует все случаи, когда водитель отвлекся. Инженеры смогут использовать эти данные, чтобы повышать надежность автоматики в машинах.
Контролирующие модули наверняка получат применение и в беспилотных автомобилях. Владельцы таких машин не должны отвлекаться от дороги, даже если не принимают активного участия в управлении. Сейчас в некоторых моделях за ними следят вмонтированные в руль камеры — так электроника понимает, что человек смотрит в сторону. Эти устройства также могут распознавать жесты, чтобы у автовладельцев не было проблем с управлением, с которых мы начали эту статью.
Похожие решения скоро смогут испытать и в России. Например, в 2022 году в автомобилях может появиться система контроля и предупреждения о риске ДТП. Камеры будут фиксировать общение по телефону, а дополнительные датчики — превышение скорости и опасные маневры. Все собранные данные будут примеряться к шаблонам аварийных инцидентов, позволяя распознавать риски. Разработчики говорят, что такие системы снизят вероятность несчастного случая в полтора раза.
Другое решение, Drive Safely, разработали в Университете ИТМО (есть на Хабре). Смысл аналогичный — система собирает данные, анализирует их в облаке и дает рекомендации по безопасному вождению. Приложение уже доступно, но пока разработчики улучшают его алгоритмы.
В будущем подобные решения помогут аккуратным водителям сэкономить на страховке, а сотрудникам ДПС обеспечат объективные данные о дорожных происшествиях. Но пока автовладельцам следует полагаться лишь на собственные умения.