О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Cayin
Компания Cayin входит в крупную национальную корпорацию AVIC (AVIC INTL), находящуюся под контролем авиационной промышленности Китая. В рамках инвестиций, с целью создания национальной компании-производителя элитной аудиотехники, в 1993 году была основана компания Cayin. Первый ламповый усилитель (FU29) был выпущен в 1994 году, но его до сих пор можно найти на вторичном рынке, что безусловно говорит о том, что продукция Cayin рассчитана на долгую и надёжную службу.
Подробнее о бренде CayinОбзоры товаров под маркой Cayin (27)Официальный сайт Cayinen.cayin.cn
Звук мечты. Ламповый фонокорректор Cayin CS-6PH: бескомпромиссно хорош / lowbeats.de
Компания Cayin, специализирующаяся на лампах, наконец-то создала свой собственный фонокорректор для непоколебимых поклонников аналогового звука. Cayin CS-6PH сочетает в себе изысканную схемотехнику с современной простотой использования и играет настолько мягко и естественно, что реальность почти меркнет по сравнению с таким звучанием.
CS-6PH – это, пожалуй, лучший ламповый фонокорректор стоимостью менее 3000 евро. Звучит, как мечта (Фото: Cayin)
Как один из крупнейших китайских Hi-Fi-производителей (по крайней мере, среди тех, кто придерживается аудиофильских стандартов), Cayin самостоятельно разрабатывает и выпускает все – от небольших изящных ламповых усилителей, состоящих всего из нескольких элементов, до очень сложных портативных музыкальных плееров. Фонокорректор для него не должен оказаться проблемой. Или я ошибаюсь? На деле аудиокомпоненты этого типа требуют особо тонкого подхода при проектирования аналоговых схем, тем более высококлассных. К тому же, когда речь идет о лампах: у них на анод подается напряжение, значение которого выражается трехзначными числами в вольтах, сильные токи в цепи нагрева раскаляют докрасна катод, а аудиосигналы микровольтового уровня щекочут управляющую сетку. Идеальная ситуация не только для прекрасного звука, но и для всех мыслимых и невообразимых неполадок!
Особенности Cayin CS-6PH
Таким образом, имеется веская причина, по которой компания Cayin потратила время на разработку действительно зрелой схемы. Она была опробована много раз до начала серийного производства и теперь доступна в CS-6PH. К тому же китайцы добровольно повысили уровень сложности: CS-6PH полностью совместим со звукоснимателями MM- и MC-типов, имеет широкие возможности настройки для каждого из них и является одним из немногих фонокорректоров на рынке, которые способны усиливать сигналы с MC-картриджей исключительно с помощью ламп. Cayin решила проблему малошумящего транзисторного входного каскада для них, как и американская компания McIntosh в своем великолепном предусилителе C22, который сыграл роль неподкупного референсного компонента в этом тесте. Разработчики из Чжухая в Особой экономической зоне Гуандун также не используют повышающие входные трансформаторы. Хотя штатные специалисты по этим элементам наверняка признали бы их высочайшее качество.
Вместо этого Cayin выбирает редко используемый путь радикального исключения комплектующих на основе кремния из радиоэлектронного контура и позволяет музыке обрести силу и однородность, достойные Hi-Fi-статуса, с помощью шести двойных триодов. Последнее свойство часто упускают из виду: по техническим и механическим причинам мастер-диски можно нарезать только при значительным снижении громкости басов, причем номинальный уровень 65 дБ на канал Cayin усиливает до максимума, прибавляя те 20 дБ, которые RIAA-фильтр отнял при мастеринге винила на половинной скорости. То же самое, но с обратным знаком, происходит с верхами, которые при той же процедуре были приподняты на 20 дБ. Однако на полную силу лампы работают только в MC-режиме. ММ-сигналы поступают на другой каскад, который обеспечивает требуемое усиление на 40 дБ.
Не слишком экономично: на четырех отдельных платах CS-6PH установлено множество реле и фирменных, бренда Elkos, электролитических и пленочных конденсаторов. Справа внизу – плата выбора сопротивления нагрузки для MC-картриджей, слева – выходная плата с двумя симметричными преобразователями и реле (Фото: Cayin)
Первые 25 дБ особенно сложны, поскольку входной сигнал очень тихий. Лишь немногие типы ламп обеспечивают достаточно низкий уровень шума для этой задачи, и даже среди них производитель выбирает подходящие экземпляры. В качестве первой пары ламп Cayin использует относительно современную модель, которая была разработана в 1950-х годах: вариант с натяжной сеткой – 6922 от Electro Harmonix. Если найдете и сможете оплатить, то допустимо использовать их наряду с оригинальными изделиями Valvo, Philips или Telefunken, которые затем получили немецкие обозначения ECC88/E88CC. Объединяет эти лампы особенно тонкая, тугая и плотно намотанная на крошечной зажимной рамке сетка, что позволяет делать триоды особенно компактными и, следовательно, эффективными. Это, в свою очередь, способствует снижению шума, повышению эффективности и делает лампу менее чувствительной к механическим воздействиям. Микрофонный эффект – усиление лампой шумов и вибраций из окружающей среды – у CS-6PH не более выражена, чем у многих ламповых ММ-фонокорректоров.
Для максимальной защиты – как механической, так и от электромагнитных помех – все сигнальные лампы Cayin размещены в гильзах из листового металла и удерживаются в своих гнездах с помощью спиральной пружины. Благодаря байонетному замку эти втулки можно снять, повернув их, и рассмотреть, что же скрывается под ними. За двойными триодами с натяжной сеткой для сигналов с MC-картриджей в каждом канале идет ECC83 от словацкого производителя JJ. Этот двойной триод современного производства в отличие от исторических моделей с таким же названием также разработан с использованием технологии ребристого анода. Две таких лампы обеспечивают усиление сигналов с MM-головок и RIAA-коррекцию, а затем передают сигнал на пару 12AT7, также двойных триодов, каждый из которых образует выходной каскад катодного повторителя с низким сопротивлением. «Низкое сопротивление» в данном случае – 200 Ом, очень хорошее значение для лампы, что обеспечивает взаимодействие без окрашивания звука и помех практически со всеми предусилителями и интегрированными усилителями, а также позволяет использовать более длинные кабели.
Лучшее из 70-х: RCA-выпрямители «новой-старой» модификации обеспечивают анодным высоким напряжением лампы, расположенные на заднем плане (Фото: Б. Ритшель)
Две другие лампы немного большего размера возвышаются над шестеркой двойных триодов в крайнем левом углу корпуса. Это 22DE4, изготовленные в США компанией RCA, поэтому им уже около 50 лет. Без эксплуатации эти лампы хранятся в пригодном состоянии практически бесконечно. Вот почему, когда требуется особенно безупречное анодное напряжение, Cayin любит использовать эти выпрямительные лампы – на складах их еще немало, старых, но неиспользованных.
В дополнение к RCA-разъемам на задней панели имеется балансный XLR-выход с расположенным рядом небольшим тумблером, который его активирует. При этом RCA-выход отключается, так что в рабочем состоянии оказывается либо один, либо другой. С XLR-разъемов подается по-настоящему симметричный сигнал: выходные лампы при этом переключаются на первичные обмотки двух изолированных балансировочных трансформаторов. Каждый из них имеет по два вывода, на которых присутствуют исходный и противоположный по фазе сигналы – идеальная симметричная пара, а также гальванически независимая от всей вышестоящей схемы включения трансформатора. XLR-выход, как минимум, равноценен несимметричному, однако выбор предпочтительного зависит от подключенного компонента. В процессе тестирования таковым стал мой усилитель для наушников Sennheiser HDVD 800, который просто потрясающе играл с моделью HD 800S того же производителя. Получилось тонально и тембрально насыщенное, весьма точное звучание, гарантирующее удовольствие при индивидуальном прослушивании даже в том случае, когда звукосниматель требует сложной настройки. Как правило, аудиосигнал подавался на RCA-вход предусилителя McIntosh C22, который совместно с усилителем мощности MC275 в настоящее время управляет моими АС Tannoy. XLR-вход у этого компонента также имеется, но никаких преимуществ в плане звучания он не дает.
Очень практично для повседневной жизни: раздельные входы для MM- и MC-звукоснимателей позволяют легко переключаться между двумя проигрывателями. Звучание с XLR-разъемов превосходно; в процессе тестирования сигнал с них подавался на балансный усилитель для наушников (Фото: Б. Ритшель)
Талантливые производители трансформаторов Cayin достойны всяческих похвал за XLR-выход, ведь это их оригинальная разработка. Это также относится и к сетевому трансформатору с Ш-образным сердечником, от которого, конечно, требуется особая малошумность для использования в MC-фонокорректоре.
Качество изготовления этого Cayin на высоте: корпус из листовой стали очень тщательно окрашен в темно-серый металлик, все лампы сидят в цельных керамических гнездах, которые прикручены непосредственно к корпусу, а внутри него радует глаз аккуратная проводка и четыре отличные печатные платы. Все переключения выполняются с помощью реле – 14 штук распределены по всему устройству. Не имеет значения, щелкнет ли владелец тумблером, повернет прочную алюминиевую ручку или нажмет на одну из пяти сенсорных кнопок на передней панели: эта команда всегда работает стабильно, бережно применяя свои позолоченные контакты.
Есть что настроить и из чего выбрать. Все начинается с двух пар RCA-разъемов, которые можно использовать параллельно. Если у вас есть два проигрывателя, один из которых оснащен MM-, а другой MC-звукоснимателем, между ними можно переключаться одним нажатием кнопки. Cayin обеспечивает ММ-головки стандартным входным сопротивлением 47 кОм и одним из двух выбираемых значений емкостной нагрузки. Выбор настолько же управляем, насколько и практичен: на самом деле вам никогда не понадобится меньше 47 пФ и лишь изредка что-то более 100 пФ. Если это действительно необходимо, вы всегда сможете установить более высокие параметры, подключив параллельно дополнительные конденсаторы. Входное сопротивление для MC-картриджей также легко отрегулировать с передней панели посредством поворотной ручки с пятью насечками, которые активируют резисторы с номиналом от 47 Ом до 1000 Ом. В зависимости от выходного напряжения используемой MC-головки усиление также можно переключать между «низким», «средним» и «высоким», что соответствует общим значениям в 57, 61 и 65 дБ. В качестве опции для картриджей обоих типов также доступен инфразвуковой фильтр, который эффективно защищает СЧ/НЧ-динамики с мягкими подвесами современных компактных колонок от бессмысленного трепыхания.
И не могло быть удобнее: Входное сопротивление для MC-картриджей выбирается с помощью поворотной ручки, а коэффициент усиления устанавливается посредством расположенного рядом с ней переключателя (Фото: Б. Ритшель)
Сенсорная кнопка Mute (отключение звука) оказалась очень полезной в ходе тестирования, ее легко найти, поскольку это самая левая из пяти имеющихся. Эта функция важна, особенно если вы расположили проигрыватель и фонокорректор подальше от остальной части системы. Почему так стоит сделать? Просто потому, что зачастую это обеспечивает большую стабильность, а значит, и лучшее звучание. Проигрыватели обычно устанавливают на верхней полке стойки для аппаратуры, их традиционного места, поскольку в 70-х годах были распространены Hi-Fi-тумбы с дверцами из затемненного стекла. Но именно в этом положении не только вибрации оказывают максимальное воздействие, но и блоки питания расположенных ниже устройств становятся источниками распространения электромагнитных полей. Часто всего в нескольких метрах, около несущей стены, находятся райские тихие места, где вертушке было бы хорошо на настенном кронштейне. И где она была бы не только идеально доступна на нужной высоте, но и оказалась бы лучше защищена от детских рук, лап домашних животных и других потенциальных невзгод. Поскольку межблочные кабели, как правило, короткие и должны оставаться такими, до этих мест с технической точки зрения можно добраться только с помощью компонентного фонокорректора, потому что, в отличие от микроскопических токов со звукоснимателя, предварительно усиленному музыкальному сигналу становится совершенно все равно, придется ему пройти один или пять метров до Hi-Fi-системы.
Прослушивание
Звучание любого проигрывателя можно улучшить благодаря фонокорректору, поскольку он позволяет упростить настройку системы. Дешевый эффект, не имеющий ничего общего с качеством предусилителя Cayin. Но не только в этом дело: это означает не обычное улучшение, а почти трансформацию аналогового звука. CS-6PH заметно дороже, чем, например, Gold Note PH-5, который только что прибыл и достоин последующего теста. Он делает все настолько правильно, что без прямого сравнения немыслимо представить, что может быть что-то лучшее: практически бесшумный, удивительно тонкий и подвижный на верхах, что типично для Gold Note, и всегда сбалансированный и полнотелый в целом. Кроме того, он легко настраивается с помощью сенсорного дисплея. Cayin же создает совершенно другой звуковой мир, в котором тембры и линии перетекают друг в друга плавно и без какой-либо искусственности, как если бы их нежно вдыхал в комнату прослушивания большой музыкальный мифический дракон, а не рупорные твитеры и 25-дюймовые вуферы с бумажными диффузорами и жесткими подвесами моих АС Tannoy.
Даже при использовании системы Sennheiser, обеспечивающей высочайшую детальность, в звучании Cayin нет и намека на резкость или напряженность – в любой момент и с любой записью. В то же время средина совершенно прозрачна, это открытое окно во всю высоту и ширину воображаемого тембрального пространства, где большинство других предусилителей пристроят небольшие акустические кружевные занавески, по крайней мере, по краям. Конечно, любому ламповому фонокорректору такое доступно: этот непринужденный, но очень динамичный поток музыки часто характерен для хороших ламповых интегрированных усилителей, особенно для однотактных, таких как Cayin CS-805A, у которого теперь наконец-то появился адекватный напарник – 6PH.
Конечно, есть аналоги со схожими свойствами – и со своей особой привлекательностью. Можно также, конечно, найти отдельные недостатки и описать их, но у действительно хороших конкурентов нет никаких реальных недочетов, а только собственный характер. Например, ламповый фонокорректор Canor PH-1.10 после нескольких недель использования видится как некто мускулистый, крупный и энергичный. Другая модель, Luxman E-250, сопоставимая по цене с Cayin, отличается элегантной шелковистостью и тщательно продуманными полутонами звучания. Lehmannaudio Decade удивляет поразительной прозрачностью, которая скрывается за откровенностью первого впечатления. Мой старый фонокорректор Roksan Reference Phono, который все еще доступен под брендом Caspian RPP, впечатляет еще больше своим мощным грувом и громоподобным глубоким басом. Cayin добавляет еще одну черту к этому спектру стилей: он создает самое плавное, естественное течение всего вышеперечисленного и рисует звуковые образы с непревзойденной тонкостью. Передача пространства и точность тембров, в частности, от этого получают огромную выгоду: Cayin оживляет студии, концертные залы, а также искусственно созданную акустику с огромной впечатляющей силой и оставляет в инструментах и голосах больше характерных отпечатков обертонов.
Формально (даже если это не актуально при прослушивании) я также могу перечислить области, в которых Cayin не совсем идеален. Они во многом типичны для такой конструкции, а именно, создают немного больше шума, чем фонокорректоры с трансформаторными входами, такие как Canor. Наблюдается также очень слабый след остаточного гула, намного уступающий по громкости звуку с канавки пластинки, от которого не может избавиться ни один ламповый фонокорректор. Я тестировал CS-6PH с несколькими MC-картриджами, в том числе и с Denon DL-103R, одним из самых тихих с выходным напряжением 0,25 мВ. Соотношение сигнал/шум у Cayin вполне достаточно для них, впрочем, увеличивая громкость, вы не получаете серьезную тишину гибридного McIntosh со входа для MC-звукоснимателя – вам приходится иметь дело с мягким, неприметным шорохом.
Фонокорректор 6PH смог продемонстрировать не столько тональные, сколько пространственные аспекты своих талантов с недавно вышедшим двойным винилом техасской группы ...And You Will Know Us By The Trail Of Dead. Ее XI: Bleed Here Now – это фантастически сумасшедший концептуальный альбом, сочетающий искусство и хард-рок, в котором музыканты, оркестр и хор занимают не только всю стерепанораму, но и всю площадь комнаты прослушивания, иногда атакуя вас и сзади. По крайней мере, если проигрывать альбом по назначению через матричный декодер (ProLogic 2 Music работает отлично) и хотя бы на четыре канала.
Шедевр в 3D: Мастеринг альбома XI: Bleed Here Now в формате квадро был выполнен с использованием нового приложения QuArK. Если у вас есть система окружающего звучания, вам следует его срочно прослушать с помощью декодера ProLogic 2 в музыкальном режиме – тогда действительно заиграет вся комната (Фото: Б. Ритшель)
Ах, да, простите: конечно, вы также можете использовать для этого прилагаемый компакт-диск, поскольку многоканальная музыка, в любом случае, должна быть доступна в цифровом формате. Удивляет не только тот факт, что группа, известная своими взрывными живыми выступлениями, выпускает виниловый альбом в формате квадро в 2022 году, но и то, что он в значительной степени сохраняет свою трехмерность даже при воспроизведении в его аналоговой ипостаси. Например, во вступлении Our Epic Attempts мужские и женские голоса произносят название группы на десятках разных языков, причем доносятся они не только со всех концов света, но и со всех сторон комнаты, пока этот междусобойчик постепенно не превращается в некий эффект карусели. Cayin совместно с умелыми коаксиальными динамиками Tannoy дает больше, чем просто представление об этом, даже без цифровой обработки. Всегда потрясающе конкретные, точно расположенные источники звука рядом с местом прослушивания и позади него. Немного похоже на Amused To Death Роджера Уотерса или The Soul Cages Стинга, которые были созданы в 90-х с использованием недолговечного алгоритма QSound, но более всеобъемлюще, четко и ясно. Ух!
Теплый, мягкий, немного грубый и плавно-джазовый. Группа Karate и их второй виниловый альбом In Place Of Real Insight (Southern Records – 18543-1) – пост-рок для одиноких ночных поездок на машине (Фото: Б. Ритшель)
По «обычным» пластинкам заметно, что ни одна из них не звучит по-настоящему нормально, зато каждая по-своему особенная. Тем не менее, некоторые насыщенные басами композиции 80-х остаются плоскими, и лучший проигрыватель и самый чувствительный фонокорректор, вероятно, не помогут. А вот альбом In Place Of Real Insight американской группы Karate с фонокорректором Cayin особенно выпукло демонстрирует ту теплую, темную энергию, которая наполняет почти все релизы этого коллектива. Здесь на самом деле работает электроника, которая намеренно и специально оставляет следы в звуке. Но не на объекте, а в студии. Вы не только слышите барабаны, гитарные усилители и вокальные микрофоны, но и буквально чувствуете электричество, которое, должно быть, течет через обширные аналоговые микшерные консоли и винтажное студийное оборудование, заполняющее полки. Группа Karate использовала в 1996 или 1997 году студию Fort Apache в Бостоне, которая была основана музыкантами, выросшими в духе «сделай сам» и уже десятью годами ранее ответственными за звучание бесчисленных молодых инди- и гранж-групп. Американский альтернативный рок-коллектив Pixies записал там свой альбом Come On Pilgrim. Британцы из Radiohead создали свои первые сборники, а при поддержке звукоинженеров Шона Слэйда и Пола К. Колдери американская рокгруппа Dinosaur Jr – свой третий альбом Bug, который, как молния, поразил слушателей в студии новых релизов Карштадта осенью 1988 года. Я до сих пор помню, что играло, когда я надел наушники: Yeah We Know, последний трек на первой стороне.
Улыбка, с которой я через несколько минут подошел к велосипеду, и пластинка в моем рюкзаке были шириной примерно с Кайзерштрассе в Карлсруэ. В начале 2023 года, шокирующие 34 года спустя, замечательный фонокорректор Cayin CS-6PH с проигрывателем винила Vertere DG-1S и звукоснимателем Skyanalog P-2 в главной роли и комплект Sennheiser из усилителя и наушников на балансном выходе снова вызывают у меня такой же восторг. Не добавляя ничего. Скорее, оставляя даже меньше. Я чувствовал то же самое в отношении многих пластинок впоследствии: купил десять, двадцать, тридцать лет назад или просто распаковал. И каждый раз ощущение: ох, как хорошо, что они у меня тоже есть...
Вывод по Cayin CS-6PH:
Создание чистого лампового фонокорректора без трансформатора, при этом пригодного для MC-картриджей – задача, которая привлекает разработчиков из спортивного интереса. Cayin показывает, что этот редко используемый принцип конструкции дает очень своеобразное, ароматное, естественное звучание. Учитывая невероятные прозрачность и нейтральность этого фонокорректора, можно без колебаний признать, что соотношение сигнал/шум очень хорошее, но не непревзойденное – тем не менее, продуманные характеристики обеспечивают CS-6PH выдающуюся практическую пригодность.
- Детальный звук без зернистости и с очень низким уровнем искажений
- Сигнальный тракт без транзисторов и трансформаторов, но при этом очень хорошее соотношение сигнал/шум для MC-картриджей.
- Очень удобен в эксплуатации, два переключаемых входа и два выхода.
- В силу конструкции довольно высокое энергопотребление (около 60 Вт).
Автор: Бернард Ричель
Подготовлено по материалам сайта "LowBeats", январь 2023 г. www.lowbeats.de