О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2560Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией
Ранее мы рассказали о том, что нужно знать перед тем, как начать карьеру в музыкальной индустрии. Сегодня проведем краткий обзор профессий, встречающихся в процессе работы со звуком. У каждой их этих профессий есть свои нюансы, связанные со специализацией.
Фото Vancouver Film School / CC BY
Музыкальная индустрия
Каждая песня или композиция — результат творчества. Как правило, в процессе создания своего произведения автор теряет важные внешние ориентиры. Поэтому итоговый материал можно сравнить с черновиком романа. Первое, что нужно сделать, чтобы превратить черновик в книгу — это найти редактора, который взглянет на материал со стороны и даст ему оценку.
Эту роль выполняет продюсер. В зависимости от профессиональных целей и действующих договоренностей с музыкантом, роль продюсера трансформируется. На его плечах может лежать все от выбора студии для записи и контроля над творческими решениями, принятыми в процессе работы, до подбора дополнительного персонала и продвижения итогового продукта.
Большая часть продюсеров лично занимается аранжировкой и сведением, хотя могут и делегировать часть этих обязанностей своим коллегам. Если говорить о записи в студии, то это — команда инженеров. Они помогают с расстановкой микрофонов, работают с оборудованием и руководят техническими аспектах записи. Когда все инструменты удовлетворительно записаны, в дело идет младший звукорежиссер. При необходимости его роль может выполнять инженер, проводивший запись, или сам продюсер. Младшие звукорежиссер выравнивают партию ударных, синхронизуют вокальные дорожки, вырезают ненужные звуки и корректируют вокал.
После того, как сессия приведена в порядок, она готова к сведению. Это — работа либо самого продюсера, либо нанятого им инженера по сведению. Основная задача такого специалиста — разрешить звуковые конфликты между разными инструментами, и привести звуковую картинку к виду, отражающему творческое видение продюсера.
Чтобы конечный результат звучал достойно, инженеры по сведению часто работают с акустикой, акцентирующей проблематичные части спектра. Похожая задача стоит и у концертных звукорежиссеров, но практические навыки, требуемые для такой работы — совершенно другие. Хороший студийный инженер может быть посредственным концертным инженером, и наоборот.
Когда необходимое звучание композиции достигнуто, стерео-микс посылают инженеру по мастерингу. Его задача — адаптировать песню так, чтобы она хорошо звучала и на автомобильной аудиосистеме, и на ноутбучных колонках, и на домашней акустике. Однако достичь компромиссного звучания удается не всегда.
Киноиндустрия
В кино специалисты работают как в студиях, так и на съемочной площадке. В съемке принимают участие звукооператор и микрофонщик: первый следит за уровнями записи и управляет микшером, второй отвечает за оборудование, держит микрофоны, закрепляет петлички на актерах. В студиях за звук отвечают звукоинженеры, композиторы, шумовики, актеры озвучки.
Фото Vancouver Film School / CC BY
Звук в коммерческом кино состоит из сотен дорожек, которые можно поделить на три главные категории — музыка, спецэффекты и речь. Часто друг на друга накладываются, казалось бы, несовместимые звуки — например, звук скрипки и звук взрыва. Поэтому отследить все конфликтующие частоты крайне сложно. Звукоинженеру нужно скомбинировать их таким образом, чтобы всё звучало органично. Также нельзя забывать, что кинозвук существует в тесной связке с видеорядом, и должен дополнять его, раскрывая историю кинокартины.
При этом недостаточно просто использовать аудио с площадки. У меча, доставаемого из ножен, на самом деле нет звонкого лязга, а божья коровка садится на листик абсолютно бесшумно. Для того, чтобы эти вещи звучали так, как мы их представляем, необходимо записывать или находить такие звуки, и интегрировать их в картину. Этим занимаются шумовики.
Фото Vancouver Film School / CC BY
Озвучка фильмов — также непростой процесс. Условия съемки не всегда позволяют записать голоса актеров прямо на съемочной площадке. В таких случаях речевая составляющая записывается в студии. Случается, что режиссера не устраивает голос или акцент актеров. Тогда приглашают актера озвучивания, чтобы он стал новым голосом персонажа.
Основная деятельность актеров озвучивания — синхронный перевод или дубляж. В синхронных переводах новая звуковая дорожка накладывается поверх оригинального аудио с целью передачи смысла сказанного и сохранения возможности услышать оригинальную, более эмоциональную подачу. В дубляже речь актеров, изначально озвучивавших фильм, полностью заменяется на перевод, и актеру озвучки необходимо полноценно вжиться в роль.
Для озвучки фильма на другом языке недостаточно просто перевести текст: нужно его отредактировать и подогнать под длительность оригинальных реплик и мимику актеров. Этим занимаются редакторы переводов и укладчики (подробнее о них, а также о феномене «гнусавых» переводов в 80-е и 90-е мы рассказывали ранее).
Индустрия видеоигр
В играх за звук отвечают две категории людей — аудиодизайнеры, непосредственно создающие звуки и аудиопрограммисты, «заселяющие» этими звуками игровой мир. Некоторые журналисты в шутку называют AAA-игры «интерактивным кино», но они не далеки от истины. Игры с большим бюджетом озвучивают в профессиональных студиях. Шумовики из мира кино создают эффекты, а саундтреки к таким играм зачастую пишут кинокомпозиторы.
Если говорить об организационной составляющей процесса создания звукового оформления для игр, то работу, связанную с «точечным» аудиодизайном, часто отдают на фриланс. Бывает и такое, что заказы ограничиваются созданием конкретного эффекта, например, взрыва. Также фрилансерам дают редактировать диалоги, тестировать звуки, внедрять их в игру.
С этим помогают аудиопрограммисты. Они фокусируются на позиционировании звука и разработке инструментов для других программистов. В то время, как в музыке и кино за звуками закрепляется пространственная позиция, в играх можно изменять свое положение относительно их источников. В зависимости от среды, в которой проходит действие игры, препятствий на пути и особенностей самого персонажа один и тот же звук может звучать совершенно по-разному.
Радио
Эфир музыкального радио состоит из музыки, ремарок диджеев, рекламы, новостных блоков и связующих эти элементы джинглов. Чаще всего на радио работают звукорежиссер, музыкальный редактор, программный директор, продюсер эфира, корреспонденты и диджеи.
Звукорежиссер контролирует громкость, обрабатывает музыку перед её выходом в эфир и поддерживает аудиооборудование в рабочем состоянии. Он же часто пишет джинглы и музыкальные подложки (хотя иногда эта работа отдается на фриланс).
Задача музыкального редактора радиостанции — составить сетку вещания так, чтобы в ней не было пустых мест, выполнялись планы по рекламе, по новостям и по проигрываемым трекам, а все программы выходили по расписанию. Ему в этом помогают специальные программы, создающие плейлисты, собирающие треки по сочетаемости и задающие частоту их попадания в эфир. Каждый трек должен быть утвержден программным директором и продюсером эфира.
Фото Alan Levine / CC BY
Главная задача диджея — не допускать тишины в промежутках между песнями, джинглами и прочими составляющими радиоэфира. Тишина может появиться из-за того, что в сетке вещания есть нерегламентированные по длине куски — например, выпуск новостей может оказаться короче, чем планировалось, и важно чем-то заполнить образовавшееся «окно».
Создание акустики
Проектирование акустики — особенный процесс, который требует как хорошего слуха, так и серьезных познаний в области физики. Задача таких инженеров — создать продукт с указанными в ТЗ звуковыми характеристиками, уложившись в определенный бюджет.
Создание акустики — всегда компромисс, потому что сами компоненты колонок привносят искажения. Важно подобрать такой «комплект» этих искажений, чтобы все вместе они звучали красиво и подходили определенной категории слушателей.
Однако акустика и ее почерк со временем устаревают: тот звук, который был популярен, например, в начале 90-х, сейчас не актуален. Инженерам необходимо понимать, что происходит в индустрии, какие предпочтения у нынешнего поколения покупателей, и модернизировать старые схемы в соответствии с новыми веяниями и желаниями.