О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Зимняя сказка. Пётр Чайковский — Сюита из балета «Щелкунчик». Увертюра фа мажор. Обзор
Есть мнение, что музыка балетов неотрывна от танца и не представляет особой ценности без хореографии. Возможно, зачастую так и есть. Тем не менее, балет Чайковского «Щелкунчик» убедительно оспаривает это утверждение.
Премьера двухактного балета-феерии прошла в санкт-петербургском Мариинском театре 6 декабря (по старому стилю) 1892 года, ровно за 11 месяцев до ухода из жизни автора музыки. Премьере предшествовало исполнение под его управлением балетной сюиты в марте того же года. Ему сопутствовал оглушительный успех: публика потребовала повторить пять из шести прозвучавших в концерте номеров.
Это произведение было частью заказа, полученного Чайковским от дирекции Императорских театров. Основой сюжета оперы «Иоланта» (второй его части) стала драма Х. Херца «Дочь короля Рене», а балета – сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик или мышиный король» из сборника «Серапионовы братья», причем не в оригинале, а в пересказе, выполненном А. Дюма-отцом. Композитор обратился здесь к теме, воплощенной также в двух других его балетах, «Спящей красавице» и «Лебедином озере»: преодоление злых чар силой любви.
Исполнить заказ в оговоренный срок Чайковскому помешала поездка в США, где он выступил на торжественном открытии в Нью-Йорке «Карнеги-холла». Петр Ильич работал рука об руку с хореографом М. Петипа, который давал ему многочисленные советы по части характера музыки, составил детальный план и хореографическую экспозицию балета. К тому времени прославленный мастер танца трудился в России уже более сорока лет и поставил здесь немало роскошных спектаклей. Из-за тяжелой болезни Петипа премьера прошла с хореографией Л. Иванова.
Уже 130 лет музыка балета служит яркой иллюстрацией гения Чайковского. Решение фирмы «Мелодия» выпустить пластинки с «Щелкунчиком» представляется беспроигрышным.
На двух дисках зафиксировано исполнение сюиты из музыки балета, а также увертюры фа мажор Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Светланова (запись 1987 года). На титуле альбома воспроизведен эскиз декорации к «Щелкунчику» В. Доррера (1953) из коллекции московского музея им. Бахрушина.
Место Светланова в отечественном дирижерском искусстве равнозначно месту в российской культуре самого Чайковского. Выдающийся маэстро с мировой славой, он абсолютно органичен в этом великом композиторе, как, впрочем, и вообще в русской музыке. Высокое качество оркестрового ансамбля, естественная пластика и легкое вдохновение характеризуют это прочтение.
Отличное звучание с просторной и хорошо организованной музыкальной сценой дает представление о передовом уровне и общепризнанных преимуществах нашей звукорежиссерской школы (фонограмму выполнила М. Кожухова).
Данный альбом можно рекомендовать широкому кругу меломанов, в том числе, как отличный подарок в любое время года.