Живой голос и искусственный интеллект: скандал в рок-мире

«Искусственный интеллект», ИскИн, AI — эти аббревиатуры и словосочетания, кажется, все увереннее пробиваются сквозь новостную повестку последнего года — вы не могли этого не заметить. Наверняка многие из нас преуменьшают значение всего, что связано с искусственным интеллектом, напротив — многие ему активно рады в форме Chat GPT, расшифровщиков аудиофайлов и генераторов изображений. Но тревожные звоночки раздаются, и они всё громче. Почему я пишу об этом здесь? Потому что на этой неделе в англоязычном мире разгорелся серьёзный скандал, связанный и с ИИ, и с рок-музыкой.




Живой голос и искусственный интеллект: скандал в рок-мире

Кто не помнит группу Small Faces и их безудержного лидера, восхитительного Стива Марриотта? Невысокий парнишка (около 165 сантиметров ростом), обладатель мощного голоса, таланта гитариста и, что едва ли не самое важное, фантастического внутреннего драйва, он был, как удачно пошутил кто-то из рок-критиков 1960-х, «одновременно Питом Таунсендом и Роджером Долтри». А еще он был человеком увлекающимся, в том числе и разнообразными искусами. Пережив несколько серьезных творческих обломов, пройдя через победы и разочарования, Марриотт, задевший крылом своей харизмы ещё и прекрасную группу Humble Pie, в конце жизни вернулся играть в маленькие клубы и пабы, и, так и не вернув себе уверенности, погиб в 44 года во время пожара, причиной которого стал сам, уснув с зажжённой сигаретой в руках.

Но дело не в невесёлой истории его жизни — одной из многих в рок-н-ролле. Дело в том, что сегодня наследники Стива попытались «воскресить» его с помощью как раз таки искусственного интеллекта. И это вызвало серьезное бурление — сперва в марриоттовском семейном кругу, а затем и в кругах музыкантских.

Все началось с того, что авторитетное издание о шоу-бизнесе Variety сообщило: лейбл Cleopatra Records ведет переговоры с наследниками Стива Марриотта о завершении некоторых из его незаконченных демо с помощью технологий ИИ. Если быть точнее, то эта идея, неведомо у кого возникшая, была «авторизована» третьей женой покойного музыканта Тони Марриотт, на которой он женился за два года до своей смерти. Узнав об этом, возмутились четверо детей Стива: Молли, Лесли, Тоби и Тоня. С точки зрения юридической они, увы, сделать ничего не могут, поскольку не имеют отношения к управляющей наследием музыканта организацией The Marriott Estate: Стив скончался, не оставив завещания, и всем заправляет его последняя супруга. Но дети, возглавляемые Молли, решили привлечь к ситуации внимание общественности — и им это удалось: список знаменитых музыкантов, протестующих против вторжения ИИ в творчество Стива Марриотта, растет с каждым днем.

«Мы вместе с его товарищами по группам Humble Pie и Small Faces стремимся помешать выпуску альбома, поскольку он станет пятном на имени моего отца», — заявила Молли Марриотт. «У него, одного из величайших вокалистов своего поколения, обладателя такого живого голоса, было бы просто разбито сердце, если бы он был жив и узнал об этом. Всё это происходит только ради денег, а не искусства. И моё заявление — лишь начало кампании, которую я хочу провести против историй такого рода, когда умершие артисты не имеют никаких прав, когда всё естественное в этом мире действительно умирает — включая творчество и искусство».

Среди артистов, поддержавших Молли Марриотт, — Кенни Джонс из Small Faces, Питер Фрэмптон и Джерри Ширли из Humble Pie, Роберт Плант, Дэвид Гилмор, Пол Уэллер, Брайан Адамс, Гленн Хьюз, Гэри Кемп и Пол Роджерс. Роберт Плант сказал по этому поводу: «То, что происходит, далеко от того, о чём мечтал любой из нас, отправляясь в этот чудесный мир музыки. Мы просто не можем стоять в стороне и смотреть, как вся эта история разворачивается».

Пока активность детей Марриотта и музыкантов возымела действие. Как сообщил представитель Cleopatra Records, возможность завершения некоторых из незаконченных демо-записей с помощью технологии искусственного интеллекта действительно обсуждалась с The Marriott Estate. «Однако в конечном итоге мы решили выпустить эти записи в их первоначальном виде, в виде трёх альбомов: Steve Marriott — Get Down to It 1973-1977; Steve Marriott — Poor Man’s Rich Man 1978-1987; Steve Marriott — Out of the Blue 1987-1991». Вот только следом за этой цитатой Variety приводит слова Криса Франса, управляющего директора The Marriott Estate Marriott с 1997 года: «Это не означает, что сделка не будет заключена с Cleopatra или одним из нескольких претендентов, которые уже сделали предложения. И, боюсь, мнение (Молли Марриотт — АЛ.) не имеет никакого значения ни для меня, ни для The Marriott Estate».

Есть три способа взглянуть на историю с искусственным интеллектом и демками Стива Марриотта. Первый, самый простой и самый гнусный: просто четверо детей певца и гитариста хотят свою долю от доходов; если бы у них была возможность их получить, они бы и рта не открыли. Второй — утилитарный: ныне живущие музыканты всерьёз опасаются того, во что превратится музыка, если она будет подвергнута ИИ-обработке (а то, что это так или иначе произойдёт, сомнений не вызывает: уже существуют сервисы, вполне достоверно комбинирующие искусственные песенки). Третий же, максимально близкий автору этой колонки, можно сформулировать так: происходящее ставит под сомнение саму идею творчества, присущего живым людям и его результатов, воплощаемых в формах книг, песен, симфоний, картин, скульптур. Готово ли человечество отринуть собственный многотысячелетний опыт, за которым стоял человек, и отдать будущее творчества технологиям, оперативной памяти, процессорам и программному обеспечению, способному работать автономно, были бы только электроэнергия и максимально широкополосный интернет?

Что же, будущее покажет. Хотя смотрится в него как-то без оптимизма.



Рок-музыка на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", май 2024 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 526 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий