Здесь русский дух… Tharaud plays Rachmaninov. Обзор

Второй концерт для фортепиано с оркестром – рубежное произведение в творчестве Сергея Рахманинова. После провала Первой симфонии, исполненной (как считается, неудачно) в Петербурге в 1897 году, композитор погрузился в тяжелый душевный и творческий кризис. Несколько лет он ничего не сочинял, а лишь выступал как пианист и дирижер.

ALEXANDRE THARAUD & ROYAL LIVERPOOL PHILARMONIC ORCHESTRA - THARAUD PLAYS RACHMANINOV

Преодолеть эту полосу ему помог известный московский врач, невропатолог и гипнотизер Н. В. Даль. Рахманинов вернулся к композиторской работе, и в результате им было написано сочинение, которое уже более века любимо публикой во всем мире и занимает одно из центральных мест в репертуаре пианистов. Второй фортепианный концерт носит посвящение Далю. Впервые он прозвучал в октябре 1901 года в Москве, в собрании Московского филармонического общества; сольную партию исполнил автор, а дирижировал его двоюродный брат Александр Зилоти.

Благодаря концерту, Рахманинов, преодолевший пору исканий и сомнений, случившейся из-за неуверенности в себе, стал в ряд крупнейших мастеров русской музыки, широчайшую популярность которой можно объяснить присущими ей артистическим благородством, красотой и выразительностью народных по своему духу мелодий, виртуозно-концертным размахом, а также законченностью и убедительностью концепции и формы. На вопрос о лучших произведениях Рахманинова Святослав Рихтер отвечал, что это «Вокализ» (также звучит на этой пластинке), опера «Франческа да Римини» и Второй концерт.

Исполняя его, французский пианист Александр Таро как бы признается в любви к этой музыке, ее автору и русской культуре. Игру Таро отличают высокое пианистическое и артистическое качество. Ему в равной мере удаются и виртуозные фрагменты, и широкая кантилена, которая вообще является отличительной чертой французской пианистической школы. Артист редко прибегает к большому звуку, видимо, просто не тяготея к нему, что некоторые могу счесть разрывом с традицией, ведь существует гениальная запись Второго концерта в исполнении самого Рахманинова (сделана в 1929 году, дирижер Л. Стоковский), где он демонстрирует фортепианную звучность симфонического масштаба. Так или иначе, трактовка Таро в партнерстве с Ливерпульским оркестром под управлением Александра Ведерникова доставит меломанам немало приятных минут.

В альбом вошла также Прелюдия до-диез минор из «Пьес-фантазий» соч. 3. Популярность этой композиции была и остается попросту огромной, сам Рахманинов даже считал ее чрезмерной. Его утомляли частые просьбы исполнить Прелюдию на бис. То, что Рахманинов записал ее не менее трех раз – в 1919, 1921 и 1928 годах, не считая записанных им бумажных роликов для механического фортепиано, – говорит само за себя.

Завершается пластинка не менее знаменитым «Вокализом» в обворожительном исполнении французской сопрано Сабин Девьель в сопровождении Александра Таро. К слову, это произведение в оркестровой версии также существует в записи Рахманинова.

Музыкальные достоинства данного альбома дополняются акустическими: рафинированное, прозрачное, гибкое и просторное звучание с выразительным и точным рисунком сцены будет высоко оценено аудиофилами.

Эту статью прочитали 3 327 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий