О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Загадки гениальности. Krystian Zimerman — Chopin. 4 Ballades, Barcarolle, Fantasie. Обзор
В репертуарах пианистов совершенно особое место занимает музыка Фридерика Шопена, которого Антон Рубинштейн назвал «духом, душой фортепиано». Его произведения ставят перед исполнителями художественные задачи самой высокой сложности.
Варшавский конкурс пианистов имени Шопена считается одним из самых престижных. 1975 год – один из самых памятных в истории этого музыкального состязания. Тогда его победителем стал 18-летний поляк Крыстиан Цимерман, который получил также специальные призы за исполнение мазурок, полонеза и сонаты. Это событие, а также последующее развитие музыканта вписали его имя в ряд крупнейших шопенистов за всю историю фортепианного искусства и сделали одним из самых значительных пианистов современности.
Как верно говорится в аннотации к данной пластинке, Шопен неизмеримо больше, чем просто композитор, писавший для пианистов. Уникален его мелодический и гармонический дар, тонкое чувство музыкальной формы проявляется как в небольших пьесах вроде прелюдий, так и в крупных сочинениях, таких как сонаты, баллады или фа-минорная фантазия Op. 49. Искусство представляет собой непростое и противоречивое сочетание интеллектуального и эмоционального начал (аполлонического и дионисийского, если прибегать к терминологии Ницше). В последние десятилетия этот баланс все больше смещается в сторону интеллектуализма (триумф цифры), что позитивно отражается на представлении и восприятии одной музыки и негативно – на другой, в первую очередь, сочинений композиторов-романтиков XIX столетия. Шопен – первый среди них. Из-за стремления максимально точно рассчитывать и взвешивать компоненты интерпретации во избежание всего случайного и неподвластного рассудку страдает самое важное, что есть в Шопене – спонтанность, импровизационность, непредсказуемость и индивидуальность интонации. В результате Шопен предстает не мятущимся, обуреваемым страстями человеком и художником, каким он был на самом деле, а посетителем модных спа-салонов и парикмахерских с оттенком глянца…
Крыстиан Цимерман – один из редчайших (особенно сегодня) музыкантов, которым удается находить баланс мысли и чувства, а также разгадывать сокровенные тайны музыки Шопена. Артист проникает в самую суть исполняемых произведений, его звук, фразировку, туше невозможно описать. Подлинных шопенистов можно перечесть по пальцам. Польский пианист стоит в одном ряду с Альфредом Корто, Артуром Рубинштейном и Владимиром Софроницким… Удивительно, что при неизменной индивидуальности и свежести высказывания пианизм Цимермана безупречен и в чисто формальном, техническом, отношении. Исполнитель как бы принял эстафету от Бенедетти-Микеланджели.
Цимерман записал пластинку с четырьмя балладами, «Баркаролой» и «Фантазией» в Германии в июле 1987 года. Великолепное звучание 180-граммового винила не оставляет места критике. При прослушивании диска ощущаешь себя в середине партера зала с идеальной акустикой. Рояль играет ровно по регистрам и объемно; богатый тембр инструмента исчерпывается записью до самого дна, слышны струны, молоточки, дерево.
Из всего сказанного вытекает высочайшая рекомендация этому редких достоинств изданию.