О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Забытый подарок. Nicolaus Harnoncourt & Concentus Musicus Wien – Bach: Brandenburg Concertos Nos. 1-6. Обзор
В различные периоды своей жизни Бах писал музыку разных жанров – в соответствии с должностными обязанностями и желаниями своих патронов. Например, большинство органных произведений создано им между 1703 и 1717 годами, когда он занимал посты органистов в Арнштадте, Мюхаузене и Веймаре. После назначения капельмейстером под начало принца Ангальт-Кётенского (с 1717 года) он сосредоточился на оркестровой музыке. Наконец, в Лейпциге Бах сочинял, главным образом, духовные и светские произведения для вокала.
Цикл из шести «Бранденбургских концертов» получил свое название по имени маркграфа Кристиана Людвига Бранденбургского, которому и посвящены эти сочинения. Желая получить место капельмейстера при его дворе, Бах преподнес правителю необыкновенно щедрый подарок: собственноручно, каллиграфическим почерком переписанные партитуры Concerts avec plusieurs instruments («Концертов для разных инструментов» – «Бранденбургскими» их станут называть позже). Под посвящением стоит дата – 24 марта 1721 года – однако считается, что Бах сочинил концерты намного раньше, возможно, до 1717 года. Известно, что маркграф Баху не ответил, и рукопись концертов пролежала в библиотеке вельможи и его потомков более 100 лет.
Опусы весьма сильно отличаются друг от друга по форме и инструментальному составу. Лишь третий и шестой следуют традиционному итальянскому образцу концертов для струнных инструментов. В первых двух, являющихся Concerti grossi, Бах берет за основу модель своего итальянского современника Арканджело Корелли. В четвертом и пятом первенствует один инструмент, соответственно, скрипка (violino principale) и клавесин. Пятый концерт ре мажор с развитой и виртуозной партией клавира, а также непростой и даже бравурной сольной каденцией может считаться первым в истории музыки клавесинным концертом; из него выросли фортепианные.
Музыка эта фантастически красивая, попросту великая. Впрочем, как и очень многое у Баха.
Интерпретация «Бранденбургских концертов» оркестром Concentus Musicus Wien под управлением виднейшего представителя аутентичного направления в исполнительстве Николауса Арнонкура – пример беззаветной верности как букве, так и духу исполняемой музыки. Идеальный ансамбль, непогрешимое чувство стиля и виртуозный блеск с безупречной отделкой деталей свойственны этому прочтению в равной степени. Многие меломаны считают версию «Бранденбургских концертов» с Арнонкуром эталонной, хотя дискография этих произведений весьма обширна и представительна.
Программа записана в Вене в январе и декабре 1981 года, двумя очередями: первый, второй и четвертый, затем третий, пятый и шестой концерты. При этом музыканты оркестра играли на старинных музыкальных инструментах баховской поры.
Звучание очень высокого качества, с необыкновенно точным и ясным преподнесением узорчатой полифонической ткани – результат высокопрофессиональной работы звукорежиссера Михаэля Брамана.