О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
YBA
YBA - эти буквы означают инициалы президента и неутомимого разработчика фирмы Ив-Бернара Андре (Yves-Bernard Andre). YBA зарекомендовала себя не только созданием музыкальных компонентов, но и потрясающей тщательностью в процессе сборки и настройки аппаратуры. Компания уверена - мелочей не бывает. Неустанный поиск в совершенствовании позволяет предлагать Вам высокое музыкальное качество, которое является визитной карточкой компании YBA. Но вне зависимости от технологий YBA предлагает вам эмоцию, которая является уникальной. Эмоцию, которая затрагивает как меломанов, так и простых слушателей - желаете вы слушать джаз, классическую или любую другую музыку.
Подробнее о бренде YBAОбзоры товаров под маркой YBA (15)Официальный сайт YBAwww.yba.fr
YBA YC 201, YBA YA 201, обзор. Журнал "АудиоМагазин"
Проигрыватель YC 201 примечателен плавным и комфортным воспроизведением, что в первую очередь заметно но характеру высоких частот. Усилитель YA 201 отмечен нейтральностью тембровых красок и спокойной, не слишком многоцветной общей палитрой.Проигрыватель компакт-дисков YBA YC 201
Интегральный усилитель YBA YA 201
Серия hi-fi компонентов Design была предложена несколько лет назад французским производителем YBA, получившим известность благодаря разработке и выпуску самой бескомпромиссной техники. Богатая и достаточно продолжительная история компании, берущая начало с 1981 года, наряду с накопленным опытом в сфере производства потребительской электроники в определенный момент послужила поводом для веских оснований расширить ассортимент аппаратурой более скромного цепового уровня, нежели та, что долгое время традиционно ассоциировалась с аббревиатурой YBA. Нам предстоит познакомиться с CD-проигрывателем YC 201 и интегральным усилителем YA 201.
Оба аппарата оснащены корпусами идентичной конструкции. Дно представляет собой стальную пластину, на которой крепятся силовые трансформаторы и основные платы. Передняя, задняя и боковые стенки, а также и верх — это короб, собранный из алюминиевых элементов (верх и передняя стенка выполнены из одного согнутого листа) толщиной 6 мм, скрепленных между собой более тонкими планками с резьбовыми соединениями. Толщина и обусловленная ею масса способствуют высокой стойкости к различного рода вибрациям, а примененный материал дает защиту от высокочастотных эфирных помех. И еще о сходстве. На входе блоков питания установлен один и тот же фильтр, в составе которого — дроссель, высоковольтные конденсаторы и не очень мощный (судя по размерам) варистор. Похоже, фильтр выполняет двойную функцию, защищая не только аппараты от помех по электросети и скачков напряжения, но и саму сеть от их воздействия — иначе зачем бы было ставить его на пути питания мощного устройства с высокими кратковременными пиками потребляемого тока. В случае усилителя — а именно о нем идет речь — подобный фильтр, скорее всего, мера вынужденная (так как может ограничивать "аппетит" аппарата), к которой прибегает производитель с целью достижения соответствия своей техники современным нормам электромагнитной совместимости с питающей сетью, когда вводятся жесткие лимиты на размах импульсов потребления. Вилки шлейфов, соединяющих испод передней панели (где расположены схемы управления и индикации) с гнездами на основной плате, залиты эластичным клеем, что повышает устойчивость соединения при тряске (которая может возникнуть, например, в процессе перевозки), но ощутимо затрудняет разборку аппарата на части и заставит не раз чертыхнуться специалистов сервисного центра, если, конечно, потребуются их услуги. Проигрыватель и усилитель выполнены в едином стиле и покоятся на 6-мм пластинах, выступы которых образуют по три ножки у каждого: более устойчивый вариант, чем опора на трех точках, трудно себе представить. Универсальный пульт ДУ, способный управлять всеми компонентами серии Design, в комплект ни проигрывателя, ни усилителя не входит, но при необходимости может быть приобретен отдельно.
Проигрыватель YC 201 оснащен трансформатором с неразрезным ленточным R-образным сердечником неизвестного изготовителя (маловероятно, но можно предположить, что собственного производства). Служебным цепям и дисплею предназначена отдельная вторичная обмотка. В блоке питания применены также выпрямители на дискретных элементах, а непосредственно у потребителей установлены несколько стабилизаторов напряжения. Суммарная емкость всех буферных конденсаторов Rubycon невелика, порядка 12 ООО мкФ, но в отсутствие высокого и неравномерного токопотребления это едва ли имеет значение и может сказаться на звучании. Любопытно, что транспортирующий механизм закреплен на верхней крышке. С другой стороны — верхняя крышка толще и массивнее дна, так что удивляться не приходится. В роли транспорта выступает DVD-ROM привод DH-2P16D производства 4KUS. Цифровой выход S/PDIF этого привода задействован для дальнейшего Ц/А-преобразования, а IDE-шина использована для управления. Испытания транспорта на адекватность считывания поврежденных дисков показали, что он начинает сбиваться лишь на выпадениях дорожки, превышающих 2,5 мм. Цифровой сигнал поступает на приемник-усилитель, выполненный на чипе Cirrus Logic 8416-CS, далее попадает на апсемплер Burr-Brown SRC 41921, поднимающий исходные значения до параметров 24 бит/192 кГц, и собственно на мультибитовый ЦАП со встроенным цифровым фильтром WM XWM 8740 от Wolfson Microlectronics. Аналоговый сигнал каждого канала перед выходными клеммами проходит через RC-фильтр 2-го порядка, составленный из конденсатора и резистора аудиофильского качества. Предусмотрено дистанционное проводное включение проигрывателя в составе многокомпонентной системы.
Усилитель YA 201 буквально красуется весьма габаритным (и также безымянным) трансформатором с R-образным сердечником — столь крупного узла подобной конструкции еще не доводилось встречать. Обычно такие, но не столь большие трансформаторы применяют лишь в слаботочной технике, так как наряду с очевидными преимуществами (отсутствие взаимовлияния первичной и вторичных обмоток благодаря их расположению на раздельных катушках, совсем незначительные потери в сердечнике, слабая "помехопроизводительность" и низкая вибрация) они очень дороги. Для интегрального усилителя же подобный элемент может составить существенную часть его стоимости из-за своих размеров. Как бы то ни было, производитель пошел на эти затраты осознанно. По некоторым данным, энергоресурс трансформатора составляет 350 ВА, и для заявленной выходной мощности 2 х х 100 Вт этого, казалось бы, хватает, но совсем уж впритык (КПД усилителя, выходные каскады которого работают в классе АВ, едва ли превысит 60% даже в теории), а в идеале хотелось бы иметь хотя бы двукратный запас. Так же, как и в проигрывателе, помимо основной вторичной обмотки, предусмотрена и дополнительная — для дисплея и цепей управления. Для питания выходных каскадов используются два выпрямителя, собранные на отдельных мощных диодах. Электролитические конденсаторы Gold Типе в блоке питания — 4 штуки по 8 200 мкФ, и на плате есть подготовленное место еще для двух. Выходные каскады — комплиментарные пары биполярных транзисторов Toshiba С5242/А1962 (230 В / 15 А / 130 Вт), по три элемента в плече (всего транзисторов — 12 штук). Транзисторы совместно с двумя датчиками температуры системы аварийного отключения при перегреве закреплены на радиаторе средних размеров. Электронный регулятор громкости выполнен на основе микросхемы Burr-Brown PGA-2311P, содержащей большой набор высокоточных резисторов, операционные усилители и ключи управления. Входные и выходные "плюсовые" гнезда коммутируются при помощи реле. На выходах усилителя применены индуктивные фильтры, обеспечивающие устойчивость его работы на высоких частотах, а также при проявлении емкостной составляющей в характере импеданса нагрузки. Универсальные выходные клеммы с пластиковыми зажимными гайками допускают применение зачищенного провода, "лопаток" и "бананов". Посредством триггерных входа и двух выходов усилитель может включаться дистанционно управляющим сигналом по проводу и включать сам еще два компонента, задействующих его звуковые входные гнезда AUX и CD.
Прослушивание
Коротко — о пользовательских особенностях, обративших на себя внимание. Проигрыватель в отсутствие диска показывает надписи на дисплее только над кнопками "сеть" и "выброс", что не совсем привычно — без диска во включенном аппарате жизнь как будто едва теплится. Сам дисплей, как показалось, освещен недостаточно ярко и полностью равномерно в сравнении с дисплеем усилителя. Что касается усилителя, то он не предусматривает подстройку чувствительности входов, зато оснащен регулировкой громкости с большим диапазоном: от -96 до +31 дБ. Причем с источниками, обладающими выходным уровнем, близким к стандартному, и акустическими системами со средней чувствительностью, реально используемый диапазон колеблется от -30 до -10 дБ, так что оставшегося запаса хватит на все случаи сопряжения с экстравагантной техникой.
Тестируемые компоненты испытывались по отдельности и в паре. Проигрыватель YC201 примечателен плавным и комфортным воспроизведением, что в первую очередь заметно но характеру высоких частот, наделенных округлостью, влияние которой, впрочем, мало сказывается на детальности. Весьма реалистично звучат оркестровые произведения, где в целом хорошо удаются тембры натуральных инструментов (разве что высокие ноты, как и составленные из них фразы, у скрипок могут восприниматься как упрощенные, в этих звуках присутствует некая недосказанность). Разборчивость в быстрых тремоло отмечается во всех высотных регистрах струнных, она высока даже у внушительных и массивных контрабасов. Благодаря отчетливости извлекаемых звуков и сами инструменты без труда позиционируются в пространстве, обрисованном виртуальной сценой. Отчетливость в данном случае не всегда подкрепляется долгими послезвучиями или, к примеру, порождает ясность. При этом поначалу обращающая на себя внимание сниженная роль воздушности для прорисовки объема компенсируется чуть заметным увеличением эха, приводя воображаемый простор к равновесию. Рассуждая о границах сцены, а также и ее заполнении, можно отметить несколько приближенный задник, что не мешает формированию пары раздельных планов в глубину. Музыкальное действо в меру приближено к слушателю, себя чувствуешь достаточно близко к оркестру, но еще не посреди него. Границы в ширину обозначаются корпусами АС, редко когда проигрыватель способен повлиять на увеличение этого расстояния, но вот что касается равномерности распределения отдельных фантомов между краями — бывает, что она оставляет и более благообразное впечатление. Тонкие различия между звуками, схожими по громкости, могут нивелироваться, но контрастные перепады громкости имеют соответствующий ожиданиям размах — за всей передаваемой гаммой эмоций чувствуется мощное дыхание динамики, этой подвижной основы для наполненной смыслом музыки.
Усилитель YA 201 отмечен нейтральностью тембровых красок и спокойной, не слишком многоцветной общей палитрой. Звучание низкочастотного спектра собранное и точное; вообще для своих не самых уж впечатляющих габаритов и веса аппарат сполна наделен басовитостью. Речь идет не о смещении тонального баланса, замечаний к которому нет, — а об удивлении, которое вызвали способности, не свойственные технике данного класса. Высокая громкость не смущает усилитель, он легко сохраняет исходное равновесие тонов, пропорционально поднимая уровни всех участков спектра. Усилитель звучит увлекательно, его динамичность вполне соответствует даже моим подчас нескромным запросам в плане громкости и широте личных музыкальных пристрастий. Опасения же о возможной нехватке мощности блока питания, высказанные при осмотре конструкции, к счастью, были несостоятельными.
Проигрыватель и усилитель, включенные в совместную работу, оказались очень чувствительны к соединяющим их межблочным кабелям. Это добрый знак. Наиболее привлекательными мне показались кабели, известные своей аналитичностью и даже "сухостью": с их помощью удается сделать звучание более ясным и прозрачным, причем эти благотворные перемены сказались не только на верху, но и в середине диапазона, в то время как уверенность на басах нисколько не снизилась. Энергичное, задорное и сбалансированное воспроизведение различных жанров приносит много удовольствия, к тому же тестируемая аппаратура не вызывает усталости длительное время.
Контрольный тракт
проигрыватель CD Jadis Symphonia;
интегральный усилитель Unison Research Unico Piimo;
акустические системы ProAc Response 2.5;
кабели к AC Nordost Valkyrja;
кабели межблочные Nordost SPM Reference;
кабели сетевые 1SOL-8 IsoLink3;
стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.
Музыкальный материал
Disc 1. Mozart: Mass in С minor, K.427 (Claudio Abbado) (Sony. SK 46 671)
Disc 2. Rhapsody in Blue. L.Bernstein. LA. Philharmonic Orchestra (Deutsche Grammophon. 427 806-2)
Disc 3. Mussorgsky. Pictures at an Exhibition. Royal Philharmonic Orchestra. Yuri Temirkanov (RCA Victor BMG Classics, 60195-2-RC)
Disc 4. Marc Almond. "Stardom Road" (Sequel, SEQCDO11)
Disc 5. The Police: Greatest Hits (A&M Recordings Ltd., 540 030-2)
Disc 6. Kate Bush. "The Whole Story" (EMI Records, 7464142)
Disc 7 FIM "Audio Reference IV" (F1M. SACD) 029)
Вывод
Проигрыватель YC201 и усилитель YA 201 серии Design от YBA являются хоть и упрощенным, но очень достойным продолжением техники самого высокого уровня этого изготовителя. Компоненты легко обходятся друг без друга и поодиночке уверенно входят в состав трактов с аппаратами других марок. Конечно, их объединяет дизайн и, что еще важнее, - схожий, очень близкий уровень качества звучания. Но что касается собственно характера их звукового почерка, то он податлив для всего разнообразия жанров и универсален применительно ко всему сонму выпускаемой аппаратуры для домашнего звуковоспроизведения. В паре же проигрыватель и усилитель дают замечательный и предсказуемый результат. На нашей Доске почета они занимают место в классе "Гамма".
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №1 2010 www.audiomagazine.ru