О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Взять и собрать DAW — помогут эти инструменты
В прошлый раз мы говорили о библиотеках для отрисовки графических интерфейсов плагинов DAW. Сегодня покажем пару программных инструментов, которые позволят настроить полноценную цифровую звуковую станцию.
VСV Rack
Это — модульный синтезатор с открытым исходным кодом (лицензия GPLv3), эмулирующий работу физических устройств формата Eurorack. Этот формат был разработан еще в 1996 году немецким производителем акустического оборудования Doepfer. Каждый модуль представлял собой отдельное устройство для обработки звука со множеством тумблеров и переключателей. Для управления сигналами использовали TRS-разъёмы («джеки»), которые перетыкали между гнездами. В каком-то смысле подход напоминал ручные коммутаторы на самых первых телефонных станциях. Аналогичный принцип заложен в основу VСV Rack, только пользователь «перетыкает» виртуальные провода.
Что умеет. На официальном сайте представлено множество модулей — секвенсоры, миксеры, конструкторы параметрических фильтров и матричные коммутаторы. Большинство из них платные (порядка $30), но есть и свободно распространяемые — например, фильтры и модуляторы от Mutable Instruments. При необходимости можно разработать собственный модуль — для этого должно хватить знания C++.
Недостатки. Пользователи отмечают, что инструмент порой работает нестабильно, а на выходе синтезатора присутствуют посторонние шумы — проблему решают перезагрузкой системы. В каком-то смысле к недостаткам можно отнести желание разработчиков эмулировать работу Eurorack. Хотя это и добавляет определённый шарм, начинающему музыканту или звукорежиссеру может быть сложно ориентироваться в обширной библиотеке модулей.
Как начать знакомство. Хорошими отправными точками станут репозиторий на GitHub с исходниками и официальное руководство от разработчиков, где разобраны ключевые модули и элементы меню. Также на сайте есть пошаговая инструкция по разработке собственных плагинов. Обсудить инструмент можно на тематических форумах, где энтузиасты выкладывают музыку, написанную на VCV Rack. Например, вот кавер на альбом английской группы Emerson, Lake & Palmer — «Trilogy».
Для его реализации потребовались десятки модулей и сотни виртуальных проводов — вот как это выглядит. Также инструментом часто пользуют начинающие инди-музыканты, которые выкладывают оригинальные работы на видеохостинги.
Tracktion Engine
Это — набор моделей и классов на языке C++ для построения аудиоприложений: от простых секвенсоров до полноценных DAW. Этот проект — результат трехлетней работы по рефакторингу движка цифровых звуковых рабочих станций от одноименной компании. Одним из разработчиков инструмента выступил Джулиан Сторер — автор языка программирования SOUL, о котором мы говорили в прошлом материале.
Что умеет. Tracktion Engine поставляется как модуль для фреймворка JUCE, заточенного под создание GUI мультиплатформенных аудиоприложений. Среди возможностей стоит выделить корректировку звука по кривым темпа, тональности и тактового размера, наличие режимов звукозаписи с послойным наложением (overdub) и поддержку MIDI с квантованием и генерацией шаблонов. Инструмент также умеет работать с форматами VST, VST3 и AU.
Недостатки. Новичкам может быть сложно влиться в работу с Tracktion Engine, поскольку он требует углубленных знаний C++. В то же время один из резидентов Hacker News заметил, что инструмент использует форк бесплатной библиотеки SoundTouch для тайм-стретчинга, а у неё возникают акустические артефакты при работе с оконными функциями.
Как начать знакомство. Ресурсов по теме достаточно мало — основная информация представлена в виде кратких текстовых руководств. Также разработчики выложили несколько обучающих видео на YouTube, но они ограничились лишь демонстрацией процессов автоматизации паттернов и синхронизацией пары лупов.