О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Всякие художества: пять новых джазовых альбомов с интересными темами
Джазовая звукозапись встретила весну перегруппировкой сил. Выходят проекты с неожиданными концепциями, к музыке вроде бы отношения не имеющими. Появляются новые любопытные супергруппы, а старые перетряхивают составы, пересматривают взгляды и просто не стоят на месте. Как мартовский снег.
Jeremy Pelt «Jeremy Pelt the Artist»
Портрет музыканта как художника — концептуальный альбом трубача Джереми Пелта. Который оказался еще и любителем всяких пластических искусств — написал «Роден-сюиту», в честь, понятное дело, Огюста Родена. Части называются по знаменитым скульптурам — «Призыв к оружию», «Вечная весна» — ничего специфического.
«Призыв» начинается повторяющимся фортепианным арпеджио, которые скорее Филиппа Гласса напоминают, чем более уместных здесь Сати или Дебюсси, хотя что-то равелевское во всем этом есть. «Весна», этот шедевр высокой эротики, вообще разыгран как просто романтичный джаз. В Watercolors («Акварели») можно при желании расслышать прозрачные цвета в партии вибрафона, на котором играет Чьен Чьен Лю.
Знаменитого «Мыслителя» (Penseur) тут нет, но все пронизано некой Мыслью, одному Пелту понятной. Но если объективно — хорошо придуманный альбом, с вдохновением и понятной красотой. В этом смысле он очень роденовский, действительно.
Mats Eilertsen Trio (with Harmen Fraanke and Tomas Stronen) «And Then Comes The Night»
Контрабасиста Матса Айлертсена я видел в Норвегии, на его родине и с его трио. Вообще он, наверное, второй скандинавский басист — после Ингебригта Хокера-Флатэна. В свои 44 года — звезда жанра, очень востребованный музыкант. Переиграл со многими, от своего коллектива SkyDive до Трюгве Сейма. Разнообразный, но с неистребимой скандинавской «фишкой», за которую, собственно, записи этих ребят и любят. И которые — записи, а не ребята — поэтому так хорошо и ложатся в каталог ECM.
Мало нот, нет скачков настроения, все вроде бы ровно и тускло, как зимний полдень на севере Норвегии (хотя это не такой страшный мрачняк, как кажется). Но это будто бы лед разных оттенков и конфигураций.
«Albatross» — мимесис, шум моря в барабанах Томас Стренена, светлая вещь. Спокойно-укачивающая «Solace», где блистает нидерландский пианист Хармен Франйе: его партия — григовские мотивы-настроения, красивый звук и головокружительная бисерная техника. А «The Void» — бенефис Матса. Она вся держится на толсто звучащем, с перкуссионным эффектом, контрабасе, и в этом смысле Эйлертсен тут прямо-таки духовный наследник Чарли Мингуса.
Ralph Alessi «Imaginary Friends»
Третий альбом трубача Ральфа Алесси на изобильном ECM — штука медитативная, красивая и разнообразная. Тенор- и сопранино-саксофоны Рави Колтрейна тут пикантно контрастируют с шершавой засурдиненной трубой Алесси.
Но у всех — свой красивый звук, и сочетания этих инструментов играют контрастами и на контрастах. Контрабас Дру Гресса качает, барабаны Марка Фербера слегка «убегают», от чего музыкальное полотно дышит и колышется, как тонкий парус.
Chris Potter «Circuits»
Один из лучших тенор-саксофнистов среднего поколения Крис Поттер решил записать «грувовый» альбом. Собственно, в этом он спец: ломаные ритмы, плюс глубокий качающий ритм, плюс яростные фразы саксофона. То есть современный креативный боп в лучшем виде. Если любите Марка Джулиану, Донни Маккаслина — вам сюда, это одна тусовка.
Пьесы на «Circuits» представляют собой все вышеописанное плюс «антиджазовое звучание»: интересные тембральные сочетания инструментов, сэмплы и шумы. Яркая часть палитры — «роковый» клавишник Джеймс Френсиес. А Поттер тут балуется гитарами и сэмплером. Но его тенор — просто король! Сочный звук, фразировка — как хлыст.
Убойная ритм-секция состоит из топового барабанщика Эрика Харланда и басиста Линли Марте. Кстати, бас-гитара записана всего на четырех треках, в остальных басовые партии играют клавиши. Прямо как у каких-нибудь The Doors!
Rymden «Reflections and Odysseys»
Альбом — событие уже на уровне состава. Пианист/клавишник Бугге Вессельтофт и ритм-секция от Трио Эсбьорна Свенссона, трагически погибшего уже почти 11 лет назад.
По правде сказать, Дан Берглунд и Магнус Эстрем — не просто «ритм-секция», они при Свенссоне были как Эдди Гомес и Пол Мотяна при Билле Эвансе — т.е. просто частями организма, простите за физиологизм. Потеряв друга-шефа (Эсбьорн утонул по трагической случайности, ныряя с аквалангом), они не расставались.
Бугге — конечно, совсем не Эсбьорн, хотя бы потому, что первый — норвежец, другой — швед, соответственно. Шутка. Дело не в национальностях, просто оба они известны тем, что расширяли представления о европейском джазе, но каждый шел своим путем. Бугге — электронный и замороченный, Эсбьорн — акустический, мелодичный, с роковым драйвом. Два параллельных до поры до времени пути скандинавского джаза.
Но что-то же дает нам право объединять это все в «скандинавский джаз», не только же гражданство музыкантов! И вот два подхода объединились, получилось нечто иное, третий путь. Остинатный ровный ритм записи заставляет вспомнить Эсбьорна. Плотный накат баса, прозрачный рояль. А «Raak», например — такая мрачная лихость, будто это инструментальный кавер на Black Sabbath.
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", апрель 2019 г. www.stereo.ru