О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Вспоминая Шопена. Daniil Trifonov – Chopin Evocations. Обзор
Широко известны слова Роберта Шумана о Шопене. Впервые услышав его музыку в авторском исполнении, он заявил на страницах Allgemeine musikalische Zeitung от 7 декабря 1831 года: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!» Четырьмя годами позже Шуман включил музыкальный портрет Шопена в свой «Карнавал»: пьеса «Шопен» из шумановского цикла – одна из музыкальных жемчужин тройного альбома Даниила Трифонова.Вспоминая Шопена (Chopin Evocations), Трифонов исполняет музыку самого польского гения, произведения его современников и композиторов, живших после него. Такое обрамление позволяет судить о глубоком влиянии творчества Шопена на мировую музыкальную культуру.
Центральное место в альбоме занимают два фортепианных концерта, которые он сочинил, будучи двадцати с небольшим лет. В записи они предстают в переоркестровке Михаила Плетнева с Малеровским камерным оркестром под его же управлением. Второй концерт был написан и впервые прозвучал на публике раньше первого, хотя опубликован был после него. Трифонов замечает, что Шопена интересовал не столько классический баланс между солистом и оркестром, которого убедительно достигали его предшественники, Моцарт и Бетховен, сколько концерт, как лирико-эпическая форма. В трактовках этих его произведений пианистом лирический аспект подается выпукло и проникновенно, а оркестр аккомпанирует солисту на редкость деликатно.
Вариации на тему из «Дон Жуана» Моцарта – один из ранних и относительно мало известных опусов Шопена, в котором музыкальное дарование автора, тем не менее, проявляется совершенно явственно. Редко звучит в записи и на эстраде также Рондо для двух фортепиано до мажор, которое Даниил Трифонов исполнил вместе со своим учителем Сергеем Бабаяном.
Гармонично встроены в программу пьесы Un poco di Chopin Чайковского, Hommage a Chopin Грига и «Ноктюрн» Барбера. Последний, хотя и носит посвящение Джону Фильду (создателю ноктюрна, как фортепианной формы), но по своему духу и структуре отсылает к Шопену, написавшему немало звучащих ныне повсеместно восхитительных ноктюрнов.
Еще один вариационный цикл, испанского композитора Ф. Момпоу, написан на тему прелюдии Шопена ля мажор. В вариациях композитор приводит цитату из среднего раздела «Фантазии-экспромта» Шопена – возможно, по этой причине на одном из дисков альбома она подается в оригинальном виде.
В игре Даниила Трифонова лирическое переживание превалирует над внешней виртуозностью. Редко прибегая к большому звуку, пианист исследует и находит бесконечно много нюансов и градаций в пространстве между «очень тихо» и «не очень громко». Роскошный пианизм, изысканность, аристократизм, благородство и в целом верный (несмотря на некоторые спорные моменты) вкус – все это свидетельствует о зрелом мастерстве молодого артиста. Музыка романтиков, в первую очередь, короля фортепиано Шопена, ставит перед интерпретаторами художественные задачи самой высокой сложности, и Трифонов оказывается здесь на высоте положения. Своим альбомом Chopin Evocations артист вписал интересную страницу в богатую и насыщенную шопениану.
К достоинствам издания следует причислить превосходное звучание винила. Рояль соло и фортепиано с оркестром прописаны на редкость аккуратно, по-настоящему мастерски. Образы солиста и оркестра сфокусированы на некотором удалении от авансцены, что гармонирует с тяготеющим к камерности пианистическим стилем Трифонова.