ВПЕРЁД – К ШЛЯГЕРУ! Снова в СССР. Золотой век ВИА 1975–1991. Обзор

Знаменитый битловский мем «Back in the USSR» создал обильную почву для каверов и переосмыслений. Тут он вынесен в подзаголовок, потому что возвращает слушателя в прошлый – «золотой» – век стиля. Автор музыки альбома – Вячеслав Добрынин (ака Доктор Шлягер); для эстрады 70-х–80-х – и звезда, и музыкант, определявший тенденции.

В сборнике ВИА, исполняющих вещи композитора, нет мега-хитов «Прощай» и «Всё, что в жизни есть у меня» – возможно, они выбивались бы из общего ряда. Но в числе самых крутых песен автора есть и «Кто тебе сказал» – она здесь имеется. Она появилась в записи ВИА «Поющие сердца» Виктора Векштейна, ответственного за создание, уже в 80-х, группы «Ария». Но в 70-е тренды были иные, аранжировка была сделана под ныне опять модный фанк, который обожали музыканты, но он не всегда близок слушателю. Поэтому варианты Нины Бродской и коллектива «Лейся, песня», сыгранные привычнее, зазвучали изо всех утюгов. Но Бродская эмигрировала, и это усложнило судьбу хита. На нашем альбоме он представлен в оригинальном исполнении – от «Поющих».

«Вот увидишь» – ещё одна песня, заслушанная и спетая народом миллионы раз. Она вышла на миньоне ВИА «Лейся песня», когда им руководил Михаил Шуфутинский, который уехал за океан и стал символом русского шансона. Похожим маршрутом двигался и Добрынин, но в данном случае они и великолепный вокалист Владислав Андрианов сделали шикарный лирический рок.

От «Синей птицы» выбрана «Ты мне не снишься», возможно, потому, что она не выходила на LP ансамбля. Эта песня была конкурентом феноменальному «Клёну», спетому изначально Людмилой Зыкиной, а в исполнении ВИА ставшему рок-хитом.

Боевик «Большая медведица», ассоциированный с Михаилом Боярским, звучит в варианте ансамбля п/у Добрынина. В рок-песне «Ни минуты покоя» «Веселых ребят» мастеринг «притушил» бурные гитары и вывел вперёд вокал. Словно зная про это, авторитетный портал discogs определил стиль альбома, как «Schlager»; получился реверанс псевдониму музыканта и направление формирования компиляции.

Стиль ВИА – повод для споров. Кто-то находит в нём максимально возможный для того времени и для той страны шаг сквозь официоз к рок-трендам. Кто-то, напротив, видит падение массового вкуса, превращение высокой эстрады в бездумную «умца-умца».

Аранжировки Добрынина стоят в стороне от этих тем, они всегда – творчество, поиск «фишки», отличия, то есть работа, сейчас трудно представимая. Композитор формировал стиль, легко переходя от рок-риффа или диско-увертюры к откровенно плясовому припеву. Это объяснимо бесило, да и бесит блюстителей стилистической чистоты, но у Доктора Шлягера эти переходы звучат прикольно, а вот у последователей – глуповато.

Именно на перекрестье тенденций и расцветал талант композитора. При этом его способность создавать хиты, ввинчивающиеся в память – вне сомнений. Большинство этих треков доступны на старом запиленном виниле, а то и на флекси-дисках, но из молодёжной культуры они перешли в разряд респектабельного слушания. И то, что эти хиты звучат с современного винила, делает альбом миксом истории страны и светлой ностальгии – противоречивым, но порой захватывающим.

Эту статью прочитали 4 415 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий