О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Винил вместо почтовой марки: необычный раритет
В 1970-х королевство Бутан выпустило почтовые марки, выполненные в форме виниловых мини-пластинок. Спустя почти полвека они остаются предметом интереса многих коллекционеров. Расскажем, как появились марки-пластинки, и поговорим о другом необычном виниле.
Фото Will Fisher / CC BY
История марок-пластинок
Автором идеи этих почтовых марок стал американец Берт Керр Тодд (Bert Kerr Todd). Во время учёбы в Оксфорде в конце 1940-х он подружился с будущей королевой Бутана Кесанг Чоден (Kesang Choden).
После окончания университета в 1951 году Тодд получил приглашение на свадьбу Кесанг в Бутане. В то время страна была почти неизвестна в Европе и Америке, и Берт стал одним из первых туристов с Запада. За время путешествия он сблизился с королевской семьей и влюбился в культуру и традиции Бутана.
Так как Тодд был родом из состоятельной и влиятельной семьи, король Бутана предложил ему стать советником, который будет консультировать правительство по вопросам финансов. Американец согласился, и его помощь понадобилась королевству уже в конце 1950-х.
Из-за территориальных споров с Индией Бутан не смог получить займ во Всемирном банке, который нужен был государству на развитие транспорта и медицины. Тодд предложил заработать деньги альтернативным способом — выпуском необычных марок, которые привлекут внимание филателистов со всего мира.
Страна начала печатать марки с инновационным дизайном в 1966 году. В Бутане впервые в мире появились знаки почтовой оплаты из золотой фольги и шёлка, марки с 3D-эффектом, с запахом и отпечатанными в пластике барельефами. В 1972 году к ним прибавились первые в мире марки в виде грампластинок.
Что представляли собой марки-пластинки
«Говорящие знаки почтовой оплаты», как их назвали при выпуске, выглядели как крошечные разноцветные пластинки диаметром в несколько сантиметров. Они были рассчитаны на обычные проигрыватели и издавались в стандартном формате 33⅓ оборота в минуту — однако многие «вертушки» не могли воспроизвести до конца настолько маленькую пластинку.
На мини-винил записывали гимн Бутана, народную музыку и рассказ об истории страны — на официальном языке королевства Дзонг-Ка или английском (последний озвучивал сам Берт Тодд).
Марки быстро стали популярными: всего было продано около 300 тысяч наборов из семи штук. Однако настоящим спросом у коллекционеров они начали пользоваться лишь в последнее десятилетие.
Если в 1993 году набор «говорящих марок» продавался за 28 фунтов стерлингов, то в 2015 его минимальная цена составила уже 300 фунтов стерлингов (около 26 тысяч рублей). По мнению коллекционеров, это связано с ростом популярности винила в последние годы.
С 1972-го марки-пластинки не перевыпускались, но концепцию ждал ренессанс в 2000-х. Дочь Берта Тодда, Фрэнсис Тодд Стюарт (Frances Todd Stewart), совместно с королевством Бутан создала первые в мире марки в виде миниатюрных CD-дисков диаметром 80 мм. Всего было выпущено две партии: в 2008 и 2009 годах.
На диски записали видеофильмы об истории королевской династии Бутана — выпуск марок был приурочен к столетию правления семьи.
Фото Julieta Álvarez Leal / CC BY-SA
Какие необычные пластинки выходят сейчас
Современные коллекционеры винила «охотятся» не только за раритетными винтажными форматами — сегодня выходит множество необычных пластинок.
Некоторые музыканты выпускают винил необычной формы. Например, в 2016 году британская группа Sugar Coat создала первую в мире пластинку-пазл, которую владельцам приходилось собирать самостоятельно перед прослушиванием. Выпускались и другие нестандартные пластинки: известен винил с зеркальной поверхностью и винил, украшенный искусственным мехом.
Иногда производители меняют не форму, а материал, из которого сделан носитель. В 2012 году французский продюсер электронной музыки Breakbot записал свой сингл на шоколадном виниле. В том же году шведская группа Shout Out Lords выпустила пластинку изо льда: они продавали не сами записи, а форму для их создания в домашних условиях.
Ещё один нетрадиционный материал в пластинках — жидкость. Винил с разноцветным раствором внутри выпускали музыканты Джек Уайт и Worthless. Известны и случаи, когда пластинки заполняли настоящей кровью. Например, группа Flaming Lips выпустила десять таких носителей, «донорами» для которых стали знаменитые музыканты: Ник Кейв, Эрика Баду и Крис Мартин. Деньги от продажи пошли на благотворительность.
Некоторые пластинки примечательны не своим материалом или формой, а сопровождающими технологиями. Брайан Ино и Карл Хайд выпустили виниловое издание с AR-приложением для смартфона, которое при наведении камеры создавало движущиеся трёхмерные узоры на пластинке.
Винил в современности
Рост интереса к раритетным пластинкам и желание музыкантов и продюсеров удивить покупателей необычными решениями для винила свидетельствует о том, что носитель постепенно возвращает свою былую популярность. Продажи пластинок начинают опережать показатели других физических форматов: эксперты оценивают, что в 2019 году в США объём продаж винила превысит объём продаж CD-дисков.
Главной причиной роста популярности пластинок называют ощущение «материальности» музыки. Половина покупателей винила — люди младше 25 лет, выросшие в эпоху цифрового аудио. Прослушивание пластинок для них становится своеобразным ритуалом, который помогает ощутить труд, вложенный в создание композиций.
Сам винил при этом становится не просто носителем, а арт-объектом, достойным коллекционирования. Поэтому в ближайшее время редкие и необычные пластинки продолжат появляться на музыкальном рынке.
30 марта в Санкт-Петербурге «Аудиомания» проведет «Академию винила». Участников ждут теория и практика, мастер-классы и живые прослушивания оборудования. Представители знаковых брендов на рынке винила дадут советы о работе с проигрывателями и пластинками.
К примеру, Алексей Калиничев из Pro-Ject поделится опытом выбора «вертушки», а генеральный директор немецкого бренда Clearaudio Роберт Сухи расскажет, какие инструменты требуются для тонкой настройки проигрывателя (и когда можно обойтись без них).
Событие пройдет в конференц-зале гостиницы «Санкт-Петербург» по адресу Пироговская набережная, д. 5/2 — прямо напротив Авроры. Билет стоит 300 рублей. Приобрести его можно на нашем сайте. Количество мест ограничено.
Дополнительное чтение — из «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:
Винил вернулся, и он разный
Порше сделала пластинку из шин победителя гонки Ле-Ман
6 интересных гаджетов для винила
Как режиссеры используют винил в кино